1973 г. Украинские Карпаты
В нескольких километрах от Берегомета находится село Дубовцы, где на погосте, похожем на небольшой зеленый луг, обсаженном деревьями, стоит Успенская церковь конца XVII в., перестроенная в 1782 г., о чем свидетельствует надпись, вырезанная на одвирке двери, ведущей в бабинец. Храм принадлежит гуцульской школе архитектуры. В плане он представляет собой состоящую из трех квадратных срубов композицию, повторяющую наиболее древний вариант; вход в бабинец здесь расположен не с запада, а с юга. Мощные, необшитые внизу стены Успенской церкви окружены широчайшим опасаньем, опирающимся на огромные фигурные консоли, которые образуют выпуски бревен сруба, сделанные с первого нижнего венца. Опасанье зрительно усиливает ощущение монолитности, силы и неподвижности. Над ним возвышается слабо дифференцированный массив трех срубов, накрытых двухскатной кровлей с фронтонами на западном и восточном фасадах, точь-в-точь как в гуцульских жилых домах. Над среднем нефом из скатной кровли поднимается низенький, но широкий «восьмерик на четверике», увенчанный монументальной баней барочной формы с энергичным перепоясаньем у основания и изящной маковкой в завершении. Церковь вся как бы вырезана уверенным резцом скульптора.
Асимметрично расположенное небольшое крылечко храма ведет в бабинец, перекрытый плоским потолком. Через арку-вырез простой формы виднеется торжественная композиция иконостаса. В центральном срубе интересно решено высотное раскрытие его пространства. Просторность главного помещения достигается мудрым и тактичным применением двух заломов. Один квадратный в плане, в виде невысокой срезанной пирамиды, другой – восьмигранный, барочной формы; первый при помощи парусов переходит во второй залом. Поэтому вертикальные грани стен сруба и восьмерика бани и наклонные пирамидального залома и парусов в своем движении образуют прихотливые изломы, а их плоскости, пересекающиеся под различными углами, не только создают светотеневую игру, но и усиливают иллюзию огромности пространства, его высоты.
Редко встречается такое дивное соответствие стиля резьбы иконостаса и его живописи с архитектурой храма, как в Успенской церкви в Дубовцах. Похоже на то, что и храм, и иконостас, и живопись были задуманы и исполнены в тесном содружестве исключительно талантливыми плотниками-зодчими, резчиком и живописцем. Судя по всему, они были воспитаны на традициях высокого искусства XVII-XVIII вв. Возможно, они представляли вместе с помощниками сработавшуюся артель, с одним творческим кредо.
Членение пятиярусного, небольшого по размерам иконостаса отличается особой крупностью. Величавому горизонтальному ритму его ярусов соответствует такой же неторопливый ритм вертикальных членений. Резьба иконостаса в полном смысле слова неповторима. Виноградные стебли очень слабого рельефа будто стелются по колонкам, образуя легкие змееобразные изгибы. Только по сторонам «Деисуса» они обвиты виноградной лозой высокого рельефа с крупными листьями и гроздьями. Резьба царских врат особенно монументальна. Стебли растительных орнаментов на каждой створке образуют здесь всего по два изгиба, в которые вкомпонованы по три сердцевидных медальона. В них, как обычно, написаны «Благовещение» и четыре евангелиста.
В живописи икон преобладают нежные теплые красные, зеленые, охристые и светло-голубые тона. Наместная икона «Христос» отмечена печатью своеобразия: выражение лица вседержителя с большими глазами и чуть приподнятыми бровями – доброе, мягкое, чуть удивленное. Привлекает внимание наместная икона «Богоматерь с младенцем». Тип лика у нее совершенно народный, как говорят, полнолицый: маленькие уста довольно пухлых губ, большие карие глаза и сильно изогнутые черные брови. Она с нежностью наклонила голову к Христу, который написан в необычной для него позе «оранта» с обеими молитвенно поднятыми руками.
Посеребренная резьба на синем фоне иконостаса вместе с живописью икон создает выразительный декоративный эффект. [Логвин Г.Н. Украинские Карпаты. – М.: Искусство, 1973 г., с. 167 – 169].
Церковь Успения в селе Дубовцы. Конец XVII в.