Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Пімсти смерть великих лицарів

Богдан Хмельницький

?

2008 р. “Лувр” в домике электрика

Николай Полищук

Дата: 05.03.2008

Эта новость очень быстро стала сенсацией “номер один”. После смерти в Кировограде 22 октября 2003 года обычного, ничем не примечательного электрика Александра Ильина в его доме была обнаружена коллекция, насчитывающая несколько тысяч старинных книг и произведений искусства.

Позже в разных медиа свидетельства про антиквариат, найденный в доме покойного, расходились диаметрально. В одних источниках говорилось о коллекции из десяти тысяч экземпляров (пять тысяч книг и столько же произведений искусства), в других – уже о почти полумиллионе предметов. Встречались цифры вообще впечатляющие, вроде 70 тысяч томов редких книг и 500 мешков антикварных вещей.

Измерение коллекции в мешках, согласимся, чем-то напоминает легенды о кладе Полуботка, объем которого измеряли, правда, в бочках. Чтобы из первых рук узнать, что же представляет собой та самая пресловутая коллекция, корреспондент “Газеты…” отправился на родину Александра Ильина – в Кировоград.

Среди кировоградских коллекционеров, которые собираются в местном Доме культуры имени Компанийца, многие знали Александра Ильина.

– Я помню этого человека, – рассказывает фалерист Анатолий Авдеев, – но что-то конкретное рассказать об Ильине мне трудно: очень он скрытный был. Жил на улице Урожайной. В дом, где хранились сокровища, никого не пускал. Покойный не оставил после своей смерти никакого завещания, а племянники, с которыми он доживал свою жизнь, с точки зрения закона не считаются его прямыми родственниками. Только поэтому коллекция и досталась государству. Не без перекосов, конечно. У племянников отобрали даже их личные коллекции почтовых марок, не имевшие никакого отношения к ильинской коллекции…

Сегодня о том, где и за какие деньги Александру Ильину удалось собрать свою коллекцию, слагают легенды. Уверяют, что Ильин-де сидел в тюрьме за грабеж, затем, беря на реставрацию предметы старины, подменял их копиями. Хотя в городе есть достаточно людей, отдававших Ильину свои вещи (в том числе и председатель городского клуба коллекционеров Евгений Савченко), и никто из них пока что не заявил о том, что ему вручили подделку.

– На сегодняшний день, – продолжает свой рассказ Анатолий Авдеев, – наиболее вероятной кажется версия о том, что коллекция Ильина или, во всяком случае, большая ее часть попала электрику по наследству от нескольких поколений семьи, страстно увлекавшихся коллекционированием. Достоверно установлено, что Ильин – потомок известного рода Римских-Корсаковых.

В частности, его мать, потомственная дворянка Наталья Александровна Римская-Корсакова, после революции вышла замуж за простого рабочего-литейщика и, возможно, таким образом сберегла семейный архив. Ее сын, известный нам Александр Ильин, блистал эрудицией, хоть и не занимал никаких заметных должностей: был электриком в жэке, в тресте столовых и ресторанов. От отца Александр Борисович перенял многие секреты литья, чеканки, освоил переплетное дело, реставрацию книг.

Мирослава Анатольевна Егурнова, ведущий хранитель отдела фондов Кировоградского областного краеведческого музея, – сегодня, наверное, самый квалифицированный гид по выставке, которая получила название “Кунсткамера Александра Ильина”. Здесь представлены живопись, кабинетная скульптура, восточный фарфор, серебро, археологические находки, мебель всех эпох, предметы культа. В коллекции были и мощи, которые сотрудники музея передали церкви.

– К сожалению, коллекционер, собирая предметы старины, не вел никаких каталогов, – рассказывает Мирослава Анатольевна, – особенно это относится к археологическим памятникам. Например, каменные топоры – не указано место находки, нет никаких данных, связанных с ними, что делает невозможной датировку экспонатов.

– И все-таки, дайте ответ на главный вопрос: сколько было предметов в коллекции Ильина, и сколько они могут стоить?

– На учете в нашем музее – три тысячи предметов, в том числе фрагменты, что в принципе ни в коей мере не приуменьшает научной значимости коллекции. Что касается цены, то ее назвать затруднительно, музей не производит оценки экспонатов. Цифры чуть не в миллиард долларов, которые приводятся в газетах, взяты, что называется, “с потолка”. Конечно, коллекция Ильина уникальна, но ее научная ценность может быть даже больше ее стоимости потребительской.

Вместе с Мирославой Егурновой мы идем по залам, полностью отведенным лишь под одну коллекцию Ильина. Вот, например, вазы ХІХ столетия из венецианского рубинового стекла, в которое добавлялось немного золота, предметы работы Карла Фаберже. К тому же периоду относится и бронзовая фигура Будды, которая настолько уникальна, что даже вошла в энциклопедию литейного дела. Поистине бесценная икона Богоматери Охтырской XVIII столетия.

Кстати, многие экспонаты размещены в шкафах из того же ильинского дома, так как у Ильина и шкафы оказались работы 100-150-летней давности.

– Удивительно, что человек все это собирал, не имея никакого соответствующего образования, – говорит Мирослава Анатолиевна. – Ведь у него каким-то образом оказались эскизы работ Васнецова, по версии киевских искусствоведов, – те самые, которые использовались при росписях Владимирского собора.

Коллекция Ильина преподнесла исследователям немало загадок, связанных, например, с портретом Екатерины II кисти Дмитрия Левицкого. До последнего времени этот портрет считался пропавшим. Как он оказался у кировоградского электрика?

Почему не попал адресату кубок работы известного украинского мастера Ивана Равича, предназначенный в подарок Петру І, и как он тоже оказался у Ильина? Кубков, подобных этому, в мире всего два – и по-своему это “гвоздь” нашей коллекции.

Отдельно собраны предметы церковного искусства, которые, правда, попали к нам в большинстве своем в очень плохом состоянии. Сырой частный дом, в котором жил Александр Ильин, – не самое подходящее место для хранения предметов старины. Иконы были испорчены грибком, изъедены шашелем. Сейчас они понемногу реставрируются. Так, в Киеве была отреставрирована храмовая икона Святой Праскевии.

Кстати, это кажется удивительным, но в краеведческом музее, которому абсолютно неожиданно повезло со всем этим богатством, не появилось даже новой ставки для человека, который бы серьезно взялся за исследование наследства Ильина. Тут уж невольно засомневаешься и в способности самого государства обеспечить сохранность коллекции… Пока что издан только один каталог – первая попытка научной оценки кунсткамеры Ильина. А более основательный требует и времени, и больших средств, которых, как водится, не могут найти. А неразгаданных загадок, заданных нам кировоградским электриком, еще ой, как много!

Джерело: “Газета по-киевски”

Адреса оригіналу статті:

На сайті «Кунсткамера Олександра Ільїна», який я у свій час устиг відвідати, були виставлені деякі речі з його зібрання, включаючи велику шафу, виготовлену в сер. 19 ст. у Німеччині, а також бронзовий мікроскоп також німецького виробництва кінця 19 ст. Це однозначно вказує, що колекцію почав формувати чекіст, який у 1945 р. збирав здобич у Німеччині (як звичайний солдат чи офіцер міг би вивезти шафу ?). Чи це був сам Ільїн, чи він успадкував ці трофеї – не з’ясовано. Сайт region.kr.ua нині не працює, а там було вказано, що Ільїн помер у 1993 році. [М.Жарких, 15.03.2009 р.]