Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Змагатимеш до посилення сили, слави, багатства і простору Української держави

Богдан Хмельницький

?

Самарський монастир

Самарський монастир

Розмір зображення: 800:381 піксел

Миколаївська церква Самарського монастиря та монастирські келії 1786 р. [Постанова Ради міністрів УРСР “Про доповнення списку пам’яток містобудування і архітектури УРСР, що перебувають під охороною держави” № 442 від 6.09.1979 р.].

Пустельно-Миколаївський Самарський монастир 1782 – 1820 рр. [Державний реєстр національного культурного надбання: пам’ятки містобудування і архітектури України (проект). – Пам’ятки України, 1999 р., № 2-3].

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ САМАРСКОГО МОНАСТЫРЯ И МОНАСТЫРСКИЕ КЕЛЬИ, XVIII в. Самарский Пустынно-Николаевский монастырь расположен за городом, на берегу р. Самары. В 1576 г. запорожцы получили в свое распоряжение обширные земли, куда входил и старинный город Самар с прилежащими лесами. Они стали укреплять город, и на островке в дубовом лесу основали небольшое укрепление с деревянной церковью и несколькими жилыми помещениями, куда по распоряжению коша Запорожского помещали «ранами скалеченных казаков, всех больных, на баталиях раненых». В 1602 г. крепость становится монастырем. На протяжении XVII в. монастырь неоднократно подвергался нападениям. В период национально-освободительных войн церковь разрушена, монастырь разграблен и опустошен. Но уже в 1670 г. он восстанавливается и вновь строится церковь.

Во второй половине XVII в. возникла необходимость в сильной крепости и в 1687 г. по соседству построен Богородицкий городок. [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1985 г., т. 2, с. 132].

Самарский Пустынно-Николаевский монастырь, общежительный, заштатный, близ города Ново-Московска, на острове,который образуют реки Старая и Новая Самара, приписанный с 1791 года к архиерейскому дому. Основан во 2-й половине XVI века. Монастырь был самой высокой святыней Запорожцев, находился в зависимости от Запорожского войска и под управлением сечевого коша и считался «войсковым». Некоторые запорожцы, после бурной жизни, оканчивали ее в стенах этой тихой обители. Здесь находятся древние иконы: Ахтырская Божией Матери, именуемая «Самарскою», и св. Николая чудотворца. Ныне монастырь служит загородным архиерейским домом. При монастыре школа.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

З автобіографії ієромонаха Межигірського монастиря Феодорита Рудкевича, складеної 29.05.1770 р., довідуємось, що він у березні 1751 р. був призначений начальником Самарського монастиря. В 1750 р. вся братія монастиря померла від морової язви, їхні келії були спалені, і монастир стояв спустошений. Ф.Рудкевич влаштував келії й трапезну, відремонтував греблю на р.Самарі. В червні 1753 р. Ф.Р. полишив монастир [Кузьмук О. Начальники січових церков. – Український археографічний щорічник, 2004 р., т. 8-9, с. 589 – 592].

Список літератури – на сайті «».