Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Здобудеш Українську державу
або згинеш у боротьбі за неї!

Богдан Хмельницький

?

2008 г. История наших мест. Пушкинский маршрут по Украине в 1820-м году

Виталий Шевченко (svl@rainbow.com.ua)

Дата: 24.12.2008

В 30 км от г. Алчевска и 15 км от г. Дебальцево (Луганская область) расположилось чудное село Еленовка. Некогда большое, сегодня село как и многие села в Украине, умирают. Но не умирает вера наша. Свидетельством сего есть наличие Свято-Михайловского храма и празднование его 200 летия в ноябре 2008. Я сам родом из этих мест и помню времена когда в начале 1990-х пытались закрыть храм.

Но старожилы живущие в округе отстояли это событие, давая нам возможность и сегодня видеть его нескончаемую благодать. Одним из аргументов в пользу работы храма было многочисленное свидетельство многих людей о том, что А. С. Пушкин молился здесь о даровании здравия себе. Но когда и при каких обстоятельствах могло произойти данное событие? Для начала исследования, вернемся в эпоху того времени и вспомним молодые годы Александра Сергеевича.

В 1816 году, когда Пушкин был еще лицеистом, было основано первое революционное сообщество “Союз Спасения”. Естественно, что первое впечатление Пушкина после выхода из лицея в 1818 году, были политическими. Из Лицея Пушкин был выпущен в июне 1818 в чине коллежского асессора (10-го класса, по табели о рангах) и определён в Коллегию иностранных дел. Расширение политического кругозора содействовало знакомству с Николаем Тургеневым, горячим сторонником освобождения крестьян, Чаадаевым.

Частое общение с лицейским товарищем Пушкиным, вступившим в тайное общество, и с многочисленными представителями либерального офицерства, с которыми Пушкин завязал связи еще с лицейства, способствовало тому, что в тайные общества Пушкин не вступает. В марте 1819 года он вступает в дружеское литературное общество “Зеленая лампа”, там за пирушками идет распространение либеральных идей и критика александровского режима.

В этот период Пушкин написал политические стихи: “Вольность” (1817 год) , “К Чаадаеву” (1818 год) , “Сказки” (1818 год) , “Деревня” (1819 год). В этих стихах прослеживается влияние на Пушкина умеренно-либеральных идей. Не радикальность программы Пушкина создала ему дурную репутацию в правительстве. Под именем Пушкина ходили циклы эпиграмм, направленных против Александра, Аркачеева и других, но далеко не все они, как это можно полагать, принадлежат Пушкину.

Стихи Пушкина стали орудием литературной пропаганды в руках членов тайных обществ. Они получили огромное распространение в списках, особенно среди офицерства, и создали славу Пушкину не в меньшей степени, чем его произведения, появлявшиеся в печати. В те годы Пушкин увлекается театром. Но театр “болен” политикой и носит совершенно не театральный характер. У Пушкина завязываются связи в театральном мире. Он принят в круг Шаховского и принадлежит “левому флангу” театральных кресел.

За два года – 1818 и 1819 – Пушкин напечатал только шесть стихотворений. Пушкин усиленно писал в эти годы “Руслана и Людмилу”. В петербургский период Пушкин вел весьма праздную жизнь, посещал светские салоны (в частности, салон княгини Голицыной) . Пушкин постоянно проводил время среди молодого офицерства. Попойки, карты и сердечные увлечения самого разнообразного характера были обычной формой время провождения Пушкина, не слишком обремененного службой.

Пушкин настолько ярко бравировал своим положением оппозиционного гражданского поэта, что царское правительство не могло не заметить этого. Собралась гроза, Александр I решил расправиться с Пушкиным и сослать его в Сибирь или в Соловки, разнеся даже слух, что Пушкин был отвезен в тайную канцелярию и высечен. О нем ходатайствовал Карамзин, по причине чего был смягчен приговор, и было выдвинуто решение выслать Пушкина в Екатеринослав.

Канцелярия его находилась в ведении коллегии иностранных дел, и, таким образом, ссылка имела благовидную форму перевода по службе. В конце апреля 1820 года он вызван к военному генерал-губернатору Петербурга, графу Михаилу Александровичу Милорадовичу для объяснения по поводу распространявшихся в списках его политических стихотворений. 6 мая 1820 года Пушкин уже должен был выехать из Петербурга.

Проехав Белорусским трактом Псков и Витебск, Пушкин свернул на юго-восток и очутился на Украине, среди новой природы, быта и говора. Через Чернигов, Нежин и Лубны он достиг Кременчуга, где впервые увидел Днепр, заочно описанный им в только что законченной поэме «Руслан и Людмила». Через широко разлившуюся в ту весну реку Пушкин по наплавному мосту переехал на правый берег. В середине мая, проехав тысячу шестьсот верст, Пушкин въезжал в Екатеринослав (ныне Днепропетровск).

Городу, основанному Потемкиным, было немногим больше тридцати лет. Это было, в сущности, местечко с населением в четыре тысячи жителей, большинство которых ютилось в небольших домиках и “мазанках”, утопающих в садах. Немного в стороне высились развалины потемкинского дворца среди запущенного сада. В наиболее людном месте находилась единственная гостиница (ныне Караимская улица, № 2), где и остановился Пушкин.

Неподалеку, в одном из присутственных зданий, помещалась контора иностранных поселенцев, которая с 1818 года управляла колониями трех новороссийских губерний. Сюда-то и явился по приезде Пушкин вручить своему новому начальнику письмо от Нессельроде. Его принял пожилой пехотный генерал, сухощавый, среднего роста, с крупной шарообразной головой, “с большими мечтательно-голубыми глазами и необыкновенно симпатичным выражением лица”. Воспитанный московскими масонами, он получил за итальянский поход чин полконника, состоял в австрийской кампании дежурным генералом при Кутузове, дослужился до генерал-лейтенанта и принял начальство над пограничными колониями Южной России.

Как большинство генералов того времени, он был в близких служебных отношениях с целой плеядой военных знаменитостей, участвовал в ряде исторических сражений. Но в отличие от блестящих и нарядных полководцев типа Милорадовича Инзов проявлял в жизни крайнюю скромность. Еще не будучи собственно стариком (в момент знакомства с Пушкиным Инзову было пятьдесят два года), он жил одиноко, по-отшельнически, спал на жесткой походной койке и не имел лишнего стула в квартире.

Единственным украшением его спартанской обстановки был портрет Фридриха II, перед тактикой которого Инзов преклонялся, как большинство военных XVIII века. Он пользовался репутацией человека редких достоинств и просвещенного ума.

Как человек большой душевной чуткости, Инзов после первых же бесед с новоприбывшим понял, что тот нуждается после всего пережитого не столько в “добрых советах” и поучениях, сколько в полной свободе и отдыхе. Он не стал обременять Пушкина канцелярской работой и предоставил ему время для устройства на новом месте. Пушкин оставил заезжий трактир и поселился в одном из многочисленных еврейских домиков. Город был тих и глух, но с открытием навигации сотни плотов и барок проплывали по течению. Пушкина потянуло к реке. Ему нравились катанья на лодке, купанья, песчаные островки среди Днепра.

Ранние купанья на Днепре вызвали у Пушкина приступ малярии. Еще перед отъездом из Петербурга друзья поэта подготовили план его путешествия с семьей Раевских по Кавказу и Крыму. Около 25 мая генерал Раевский, командовавший 4-м корпусом Первой армии, прибыл из Киева в Екатеринослав проездом на Кавказские воды.

В то время на курорты отправлялись целым караваном, и генерала сопровождали его младший сын гусарский ротмистр Николай Раевский – знакомый нам друг Чаадаева и Пушкина, две дочери – Мария и Софья, гувернантка-англичанка, девушка-татарка, Евстафий Петрович Рудыковский, военный врач и отчасти стихотворец. Остальная часть семьи должна была встретиться с ними уже на юге.

По приезде в Екатеринослав генерал Раевский вместе с сыном, несмотря на поздний вечер, разыскали Пушкина в его убогой хате. Поэта лихорадило. Тотчас же вызвали доктора Рудыковского; он предписал больному хинин, и на другое утро Пушкин явился в дом губернатора Карагеоргия, где остановились Раевские, побуждаемый страстным желанием сопровождать их на Кавказ.

“С детских лет путешествия были моею любимою мечтою”, писал впоследствии Пушкин; мечта эта готова была теперь осуществиться. Инзов не возражал, надеясь, что граф Каподистрия не будет недоволен.

В последних числах мая в одной коляске со своим другом Раевским Пушкин оставил Екатеринослав. Три экипажа покатили по Мариупольской дороге. Проехав семьдесят верст, переправились на левый берег Днепра у немецкой колонии Нейенбург, возле Кичкаса (где теперь Днепрогэс). “Тут Днепр только что перешел свои пороги, – сообщал родным генерал Раевский. – Посреди его – каменные острова с лесом весьма возвышенным, берега также местами лесные, словом, виды необыкновенно живописные”.

Вскоре проехали Александровск (теперь Запорожье). За ним начались гладкие безводные степи, покрытые свежим ковылем. Так добрались до Мариуполя. Здесь впервые Пушкин увидел южное море. Все оставили экипажи и сошли на берег Таганрогского залива любоваться прибоем.

Здесь стоит прервать описание путешествия и вспомнить о исторических справках. Как известно, церковь Архангела Михаила в селе Еленовка начала функционировать в ноябре 1808-го года. В летописи церкви рассказывается, что церковь стоит “от большой дороги идущей на Таганрог и Ростов в семи верстах”. Естественно, что именно этой дорогой и воспользовались путешественники.

Еще стоит рассказать о попутчиках Пушкина. Николай Николаевич Раевский (1771 – 1829) – герой Отечественной войны, генерал от кавалерии, в то время был командующий южной группой войск на Кавказе. Пушкин был с ним знаком еще в Петербурге по кружку «Арзамас».

Учитывая, что деревня Еленовка в то время принадлежала поручику Николаю Михайловичу Раевскому (1783 – 1835) (внучатый – племянник Николая Николаевича Раевского). Отец Николая Михайловича Раевского – Михаил Владимирович Раевский, а его дед отставной майор Михаил Николаевич Раевский (упоминается в летописи церкви) был родным братом генерала – лейтенанта Николая Николаевича Раевского. Учитывая родство друга Пушкина Николая Николаевича Раевского с помещиком деревни Еленовка Николаем Михайловичем, можно предположить что в начале июня 1820 года Пушкин мог останавливаться на ночлег в деревне Еленовка. И приходить в церковь деревни.

Таким образом путь Пушкина пролегал на Кислые воды. Обратный путь в конце августа 1820 года пролегал через Тамань и крымский полуостров в Екатеринославль. Но к тому времени коллегия иностранных дел была перенесена в Кишинев и Пушкин отправился туда, где и жил до 1824 года, потом переведен в Одессу до 1826-го.

Впереди у Пушкина была встреча с Николаем I по поводу декабристского восстания 1826-го. Венчание с Натальей Гончаровой в 1831. И «глупая» смерть в 1937-м.