Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Про справу не говори з тим, з ким можна, а з ким треба

Богдан Хмельницький

?

2015 г. Материалы к своду памятников Крыма

Монастырь Шулдан (археол., архит.) Пещерный монастырь Шулдан (название переводится «Отдающий эхо») находится в неглубоком ущелье, к северу от дороги (не доезжая с. Терновки, быв. Шулю), под верхним краем лесистого склона. В средние века здесь проходил путь из Мангупа в Каламиту. Искусственные пещеры высечены в нижней части скального обрыва.

Возник, предположительно, в конце VIII – IX вв., согласно традиционной точке зрения, что создание монастырей в Крыму связано с бегством на полуостров монахов-иконопочитателей, подвергавшихся гонениям в Византии, где правили в то время императоры-иконоборцы. Но ряд исследователей считает, что эти объекты появились в более поздний период (X, чаще XII – XIII вв.). Есть сведения, что иконопочитание отнюдь не было в Таврике господствующим течением, а монастырская жизнь в IX в. только зарождалась. Возможно, монастыри возникали рядом с поселениями VI – VII вв. и использовали вырубленные их жителями пещеры. Во всяком случае, самые ранние находки возле Шулдана могут быть датированы V – VII вв. (В. Н. Даниленко), по другим данным – не ранее XI – XII вв. (А. Г. Герцен, Ю. М. Могаричев). По мнению В. Л. Мыца, на рубеже IX – X вв. в горном Крыму широко распространяется христианство, а укрепленные монастыри возникают в IX – X вв. как религиозно-административные и хозяйственные центры принадлежавших им земель.

В конце 1920-х – 30-е гг. пещерные сооружения Шулдана были исследованы Н. И. Репниковым, а также отрядом Эски-керменской экспедиции под руководством В. П. Бабенчикова, позже – Е. В. Веймарном, М. Я. Чорефом и др.

В ближайшем к монастырю естественном гроте, видимо, был источник – в скале имеется отверстие, выточенные водой желобок и выемка в виде чаши. В следующем гроте произошел крупный обвал – в углу повисли остатки каменной лестницы, ведшей в храм.

Культовые сооружения монастыря

Из монастырского комплекса лучше всего сохранился храм с крещальней и епископским креслом в алтаре, высеченным в скале. Из лабиринта пещер искусственного и естественного происхождения ступеньки ведут на верхний ярус, откуда видна Шульская долина. В скале вырублена базилика правильной формы с нартексом, отделенным двумя колоннами, от которых видны каменные основания, с коробовым сводом и центральной апсидой, вдоль полукружия которой идет двухъярусная скамья с епископским креслом во главе. Судя по характеру большого храма и окружающих его помещений, Шулдан мог быть резиденцией епископа. На стенах сохранились остатки росписи, датируемой XII – XIII вв.

С южной стороны к большому храму примыкает придел с купелью в апсиде, с окном в сторону обрыва, к Шульской долине. В полу, рядом с купелью, – большая зерновая яма, по-видимому, высеченная раньше устройства крещальни. Вообще, создается впечатление, что ранее на этом месте существовал пещерный комплекс: вокруг храма – пещеры явно местной работы, с насечкой на стенах округло-неправильной формы, расположенные вдоль ведущей к храму лестницы (нижняя половина которой обрушилась).

Монастырь погиб, вероятно, во время монголо-татарского нашествия.

Лит.:

1. Воронин Ю.С., Даниленко В.Н. Обстоятельства и время возникновения пещерных монастырей Крыма // Проблемы истории «пещерных городов» в Крыму. – Симферополь: 1992.

2. Герцен А.Г., Махнева О.А. «Пещерные города» Крыма. – Симферополь: 1989.

3. Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. О времени и причинах возникновения пещерных монастырей Таврики. – Крымский музей, 1994, № 1.

4. Дорогой тысячелетий. Экскурсии по средневековому Крыму. – Симферополь: 1966.

5. Могаричев Ю.М. Пещерные сооружения средневековых городищ Юго-Западного Крыма // Проблемы истории «пещерных городов» в Крыму. – Симферополь: 1992.

6. Фадеева Т.М. По горному Крыму. – М.: 1987.

Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. Автономна Республіка Крим». – К.: 2015 р., с. 985 – 986.