Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ні просьби, ні грозьби, ні тортури, ані смерть
не приневолять тебе виявити тайни

Богдан Хмельницький

?

1988 г. По восточному Подолью

Д. В. Малаков

Село возникло, как полагают, не позднее XVII века и получило название от первого поселенца козака Черняка или Черняты – Чернятин хутор, Чернятин двор. Позже тут осели бежавшие из России старообрядцы. В конце XVIII столетия Чернятин принадлежал польским магнатам Витославоким.

В начале минувшего века здесь обосновался Игнатий Витославский, в прошлом – коронный обозный (была и такая почетная должность при дворе польского короля, обоз – походный лагерь). Он построил или перестроил прежний усадебный дом, ориентировав здание фасадом на юг, в сторону Шляха.

Вероятно, тогда же были сооружены весьма репре зентативные въездные ворота, и, когда Шлях заменила железная дорога, против ворот останавливался поезд, если приезжал сам помещик или гости. Сохранились пилоны ворот, а поезд из Жмеринки останавливается теперь чуть дальше, у переезда. Массивные высоченные пилоны сложены из кирпича на каменном цоколе, ошту катурены и декорированы во всю высоту стрельчатого рисунка вставками из тесаного песчаника. Над четырех скатной железной кровлей высятся каменные шары, от четяиво выделяющиеся на фоне зелени парка.

Сразу же за воротами, направо – фруктовый сад, прикрытый кулисой парковых насаждений; прямо, за диковинной формы старыми деревьями уходят в глубь разросшейся чащи две дороги-аллеи. Больше влечет левая, не столь наезженная и прямая, обсаженная конскими каштанами, следующая дугой над заросшим деревьями оврагом. Ярким майским днем в нежном зеленом ковре красуются желтые звезды цветов пшинка, скромные сине-фиолетовые цветы медуницы, но особенно много фиалок. За оглушительным криком целых туч гадюк не слышно гудения пчел над цветами. Пейзажный парк раскрывает свои красоты постепенно. Вот темные ели собрались в кружок, там группа дубов-патриархов врветеряа богатырские ветви над молодой порослью, сбегающей в овраг – царство соловьев. Обе длинные аллеи подходят с юга к лужайке, раскрытой в сторону усадебного дома. По краям лужайки – несколько огромных серебристых тополей со стволами в четыре-пять обхватов. Их необычайно крупные, раскидистые кроны с толстыми сучьями словно олицетворяют необузданную дикую красоту природы, контрастируя с геометрически четкой проработкой деталей декора дворца, оформленного в духе псевдоготики.

Чернятинский парк создан в 1814 году одновременно с севериновским тем же Д.Макклером на основе старых дубов природной рощи, дополненной новыми насаждениями хвойных и лиственных пород, кустарниковыми. Запруженные в оврагах ручьи образовали цепочку живо писных прудов, через многие десятилетия забвения все еще сохраняющих форму. Верхний пруд совсем не велик и словно спрятан в кустах. Тихонько журчит вода, перетекая из него через сложенную насухо из рваного камня плотину в прямоугольник среднего пруда с земляной плотиной.

Искусный садовник, раздвинув зеленый занавес, показывает отсюда несколько разных по глубине перепектив: вот дорожка от мостика уходит к покатому, поросшему травой холму, словно нечаянно уставленному изредка дубами и елями; а рядом – стволы и кустарник перебивают панораму нижнего, самого большого пруда, местами заросшего, с силуэтами крупных деревьев на дальнем берегу и неподвижной, словно задуманной устроителем парка фигурой терпеливого рыбака в лодке. Всюду сопоставлены уютные закрытые уголки и дальние виды, громадные деревья и мелкая поросль подлеска.

Интересен подбор растений и на газонах у южного и западного – самых парадных фасадов чернятинского дворца: ровный стриженый буксус и колючий шиповник, яркие цветы и холодная ель. Здесь же и то немногое, что сохранилось от беломраморной парковой скульптуры: большие, в форме крещальной купели каменные чаши – одна с готической резьбой на темы христианства, другая украшена рельефом в античном «зверином» стиле.

Чернятинский усадебный дом – вернее, дворец – получил П-образный нынешний план после нескольких этапов строительства. Более ранняя часть здания – южное крыло с декоративной романтической башней, прежде украшенной корончатым ренессансным завершением с зубцами. Над ее круглой вершиной поднимали на флагштоке, по старой рыцарской традиции, вымпел с гербом владельца во время присутствия хозяина.

Чуть с отступом примыкает к дворцу больший объем, соединенный с угловой башней аркадной галереей. Этот корпус декорирован в духе неоготики, что было весьма модно в конце XVIII – начале XIX века (известно множество тому примеров). Автором неоготических фасадов чернятинского дворца (1830) мог быть польский архитектор Генрих Иттар, мальтиец по происхождению, учившийся в Риме. «Престижная» неоготика вошла в окружающую роскошную природу Подолья и макклеровского парка неожиданным экстравагантным капризом романтической эпохи. Здание настолько поражало современников, что даже в Атласе Подольской губернии, составленном в 1842 году бывшим военным губернатором города Каменца и Подольским гражданским губернатором генерал-майором К.Я.Флиге, помещена гравюра-литография Н.Брезе – «прелестная вилла в готическом стиле помещика Витославского в местечке Чернятине Литинского уезда…». А видов в Атласе немного. Примечательно, что готический декор придан только южному и западному (более позднему) фасадам здания. Дворовый фасад совершенно лишен каких бы то ни было украшений – чернятинскому дворцу присуща некоторая театральная односторонность. Южный и западный фасады получили над вторым этажом высокий аттик, оформленный глухой аркатурой упрощенного стрельчатого рисунка, прямоугольные окна, декорированные стрельчатыми фронтончиками, и лопатки, выявляющие внутреннюю архитектонику здания. Плоскость лопаток выбрана ступенчатым углублением, сходящимся стрельчато под аттиком, откуда над лопатками начинаются высокие ажурные шпили, именуемые в готике фиалами. Но сохранилось только два фиала по углам западного ризалита – самого позднего фасада, а прежде они возносились над каждой лопаткой. Важные узловые точки здания умело подчеркнуты крупными членениями и деталями. Готическая стрельчатость всех вертикалей, призванных зрительно создать иллюзию большей высоты, настойчиво подана везде и всюду, начиная с пилонов въездных ворот.

Юго-западный угол здания отмечен ризалитом с балконом и террасой более позднего происхождения, ограниченной парапетом с излюбленными в готике сквозными трилистниками и крестоцветами. До пристройки западного крыла здесь помещался главный вход, переместившийся потом к северному торцу. Там гранитная лестница, утопленная в высокий стилобат, поднимается между парой беломраморных львов. Прежде каждый лев опирался правой лапой на геральдический щит с гербом владельцев. Теперь эти щиты утрачены.

Впрочем, гербов здесь сохранилось немало: и над главным входом и в вестибюле с великолепным каменным полом в крупную бело-сизую шахматку, большим камином-печью с гермами а-ля гротеск по бокам; гербы красуются в центрах трех розеток вестибюля. Его белые своды со скругленными гранями распалубок оконных и дверных проемов сплошь покрыты узором из причудливо сплетающихся рельефных элементов растительно-геометрического орнамента «под готику».

Из вестибюля трехмаршевая лестница, освещаемая огромным окном, с винтообразным вертикальным импостом, искусно вырезанным из цельного бруса, ведет на второй этаж, где на площадке разместились голландские печи, приковывающие внимание тонким рисунком рельефных изразцов. Лепнина плоского потолка и стен лестничной клетки выполнена тоже в готическом духе, но несколько суше.

За лестницей следует аванзал, потолок которого украшен крупной розеткой, напоминающей излюбленную «розу» фасадов готических соборов. В каждой из восьми ее долей помещен геральдический щит с гербом ветвей фамилии.

Из аванзала двустворчатые двери распахивались в самый большой зал дворца, украшенный лепным карнизом.

В анфиладе следует круглая гостиная, оформленная лепным фризом из гирлянд, чередующихся с головами сатиров. Гирлянды дополнены повторяющимся сюжетом: саблями и перначами6 – символами военной доблести, Витославских. Это круглое помещение, приспособленное теперь под сцену актового зала (памятник архитектуры занимает Чернятинский сельскохозяйственный техникум), относится к более ранней части здания.

Как видно из архивных документов, в 1865 году обедневшие Витославские продали Чернятин и соседнее село Маньковцы «поручице Марии Михайловне Львовой» [7]. После прокладки железнодорожной линии новые владельцы устроили главный въезд в усадьбу с северной стороны, из села Чернятин. Напротив разместился особняк управляющего. А остатки вензелей под короной, составленные из латинских букв «м» и «л», и сейчас проглядывают на ажурных кованых створках ворот.

На одном из этапов переделок и поновлений, превративших виллу во дворец, появилось восточное крыло, в недавнее время надстроенное, утратившее фронтон над колонным портиком в торце. Рядом выросли новые современные корпуса техникума. Не сохранились в бурные годы войн и революций парковые павильоны и беседки, так восхищавшие прежних гостей, исчезла обширная библиотека, и только коллекционеры книжных знаков хранят редчайшие чернятинские экслибрисы.

Джерело: Малаков Д.В. По восточному Подолью. – М.: Искусство, 1988 г., с. 25 – 36.