Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ні просьби, ні грозьби, ні тортури, ані смерть
не приневолять тебе виявити тайни

Богдан Хмельницький

?

1973 г. Украинские Карпаты

1973 г. Украинские Карпаты

В селе Четово находится храм XVIII в. с уникальными декоративными росписями на потолке. Еще издали с главной дороги виден силуэт его высокой башни с огромным шпилем.

Каменный храм расположен посреди большого села с плотной застройкой, которое сначала почти не видно из-за густой зелени садов. Рядом с ним стоит деревянная колокольня в виде оборонной башни.

Однонефный каменный храм XVIII в. имеет граненую апсиду. Наибольший интерес представляет его интерьер, вернее декоративные росписи его потолка. Ибо сам он скромный: белые стены, в нефе – лавки, в алтаре – обыкновенный стол вместо престола. Росписи перекрытия храма – одно из дивных произведений народного искусства. В нефе они исполнены в 1753 г., а в алтаре – в 1773 г. Потолки деревянные. Мастер Шандор Ференц выполнил плотничьи работы, а безымянный мастер – живописные. Эти росписи представляют большой интерес не только как уникальный памятник монументальной декоративной живописи, но и как свидетельство творческих связей украинского и венгерского искусства.

Село Четово – мадьярское село на украинской территории, поэтому естественным были здесь культурные контакты и взаимосвязи украинцев и венгров.

Потолок нефа разделен на квадраты по десять в длину и по шесть в ширину, которые чуть-чуть отличаются размерами один от другого, благодаря чему в разбивке отсутствует сухость и шаблон. Все шестьдесят квадратов заполнены декоративными орнаментальными композициями (илл. 73). В одном из квадратов помещена дата – 1753 г., а в другом – сделана надпись, в которой сообщается имя жертвователя и исполнителя- Шандора Ференца и изображен плотничий инструмент – рубанок.

Квадратные щиты из досок, украшенные живописью, уже в готовом виде без определенного порядка смонтированы на потолке. Вероятно, живописные работы велись таким образом. Сначала все поле щита закрашивалось белой или охристо-коричневой или черной краской. Затем, в зависимости от цвета фона, мастер исполнял на нем орнамент в определенной гамме: на темном фоне – светлых тонов, а на светлом – ярких и интенсивных.

Растительная орнаментация в каждом квадрате представляет собой совершенно самостоятельную композицию. Одни из них – их восемь – построены по двум осям симметрии, другие – их девятнадцать – по одной, наконец, одна композиция совершенно не имеет осей симметрии. Роспись потолка в целом производит впечатление громадной украинской плахты, в которой по рисунку в шашку компонуются отдельные квадраты.

Особенную красоту росписи придает матовая поверхность живописи, а также фоны квадратов: белый, глубокий бархатный черный и охристо-коричневый. Красные, белые, желтые, зеленые, охристо-розовые, серо-голубые и нежно-желтые орнаменты поражают своим разнообразием и неповторимостью. Их рисунки имеют аналогии не только с мотивами украшений упомянутого выше Евангелия XVII в. из Негровца, но и с росписями украинских хат, а также мысников, скрынь, посуды и других предметов обихода. Это обстоятельство указывает на источники, которыми пользовался и которыми вдохновлялся прекрасный художник-декоратор, оформивший потолок храма в Четове.

Росписи потолка в алтаре выполнены по светлому фону и не имеют того монументального характера, как росписи нефа; они суше и свидетельствуют о том, что декоративное искусство в XVIII в. начинает клониться к упадку. [Логвин Г.Н. Украинские Карпаты. – М.: Искусство, 1973 г., с. 122 – 126].

Храм в Четово. 1753. Интерьер. Потолок.