2010 г. Над руинами взмоет вертолет?
Ирина Карманова
Дата: 02.12.2010
В столице любой страны есть здания, предназначенные для приема высокопоставленных зарубежных гостей. Обычно это здания исторические, свидетельствующие о значительности государства и его прошлого, чаще всего памятники архитектуры, построенные в дворцовом стиле. В Киеве таким является Мариинский дворец – бывшая царская резиденция, памятник истории и архитектуры XVIII- XIX вв., расположенный в парковой зоне.
240 лет назад по заказу императрицы Елизаветы Петровны был построен первый каменно-деревянный вариант дворца (проект архитектора Растрелли). В 1870 г. после пожара каменную часть пришлось восстанавливать – архитектор К. Маевский удачно скопировал особенности стиля Растрелли.
Фасады насытили новыми пластическими деталями, интерьеры переделали в формах классицизма с элементами барокко и ренессанса. Для раскраски широко использовали типичные для барокко цвета: бирюзовый – для стен, светло-желтый – для колонн и карнизов, белый – для лепнины и балюстрад. Все это придало сооружению праздничный и торжественный вид. Дворец назвали Мариинским в честь императрицы Марии Федоровны – она жила здесь в 1915-1917 гг., много занималась благотворительностью, чем и снискала уважение и благодарность киевлян.
Последняя реставрация дворца состоялась в 1979-1982 гг. К сожалению, многолетняя эксплуатация здания без проведения в нем систематических ремонтов привела к обветшанию конструкций и декоративных элементов фасада. Не уделялось должного внимания и окружающей территории – из-за протекающих водных коммуникаций здание медленно сползает в сторону Днепра.
Нельзя сказать, что власти не замечали плачевного состояния исторического объекта. Распоряжение Кабмина о его реконструкции и реставрации датировано августом 2002 г., однако дальше этого дело не пошло.
В 2005 г. в окружении президента Ющенко появилась идея использовать дворец по примеру Белого дома в Вашингтоне – для размещения семьи президента, а для президентских служб – расположенное в парке здание Министерства здравоохранения. Парк могли закрыть для киевлян и гостей города. К счастью этого не случилось.
Тем не менее дворец начали приводить в порядок. Генеральным проектировщиком выступило ГП «Проектное бюро» Госуправления делами при Президенте Украины. Много времени ушло на разработку проекта и согласования, в числе согласующих инстанций находился и институт УкрНИИпроектреставрация, роль которого состояла в обеспечении соблюдения правил реставрации и сохранения целостности и эстетики дворца.
Строительные работы начались летом 2007 г. В конце 2008-го финансирование было прекращено из-за экономического кризиса и возобновлено только в конце 2010 г. За это время состояние историко-культурного объекта резко ухудшилось. Сегодня у Мариинского дворца вид руины – везде трещины, лепнина в сколах, окна без стекол.
Куда «ползет» дворец?
О реставрации Мариинского дворца и проблемах, с этим связанных, мы побеседовали с главным архитектором проекта Ларисой Цяук (УкрНИИпроектреставрация).
– Лариса Игоревна, сколько стоит реставрация дворца?
– Стоимость реконструкции и реставрации в 2007 г. оценивалась в 174 млн. грн., их завершение планировалось на 2009 г. Но высокая стоимость работ сказалась на финансировании, оно задерживалось. Между тем своевременное выделение средств связано с соблюдением строительных технологий, предотвращением простоев техники, людей и др.
Когда работы в 2008 г. остановили, потребовалась консервация, но она не была рассчитана на 2 года, поэтому надземная часть дворцового комплекса за это время пришла в аварийное состояние. Кроме того, после возобновления работ под фундаментом обнаружили водоносный слой – его раньше не было.
Плохо, что сегодня строители не имеют возможности более тщательно работать – они вынуждены торопиться, потому что не использованные до конца года деньги «пропадут». Будущее неизвестно, не исключены новые пагубные перерывы в финансировании. В настоящее время выполнено примерно 60% работ нулевого цикла – частично усилены фундаменты, выполнена гидроизоляция. В целом это около 25% общего объема (с учетом реставрации фасадов и интерьеров).
– Какие идеи положены в основу проекта реставрации?
– Реставрационные работы 1979-1982 гг. были проведены на высоком уровне. Однако чрезвычайная спешка привела к тому, что уже через 5-6 лет появились признаки деформации некоторых конструкций. Не было проведено качественной гидроизоляции и обновления вентиляционного оборудования и водокоммуникаций. Сегодня нужно выполнить их на современном уровне.
Основные принципы, заложенные в проект, – сохранение всех элементов архитектурных решений XIX в., минимальный ввод в интерьер новых архитектурных элементов. Учитывая государственное значение архитектурного ансамбля, мы приняли решение расположить представительскую зону в двухэтажном объеме дворца, пресс-центр – в северо-восточном флигеле, кухню – в юго-западном.
Перед закрытием Мариинский дворец работал и как музей – один-два раза в неделю. Мы хотим создать специальную экспозицию, посвященную истории дворца.
– Почему здание разрушается?
– Трещины в стенах возникли из-за обводнения лессовых грунтов и их неравномерной осадки при аварийных и систематических протечках из подземных водоносных систем и декоративных фонтанов. Повышенная влажность в цоколе по периметру дворца привела к отслоению штукатурки и разрушению кладки. Неудовлетворительно состояние всех наружных стен дворца – штукатурка покрыта волосяными трещинами, в подоконных простенках – вертикальные трещины. На стенах паркового фасада влажность распространилась до уровня второго этажа. Трещины появляются также из-за отсутствия деформационных швов в здании.
– Что нужно сделать, чтобы спасти дворец?
– В проекте заложены все необходимые мероприятия для усиления конструкций, обеспечения гидроизоляции, недопущения протечек и др. Нужно только достаточно и равномерно финансировать строительные и реставрационные работы. Если говорить о состоянии плато, на котором расположены Мариинский дворец, Верховная Рада и сам парк, то здесь требуются постоянные наблюдения за состоянием оползнеопасных грунтов и склонов и при необходимости – соответствующие меры.
Опасность для всех
Ниже территории, на которой расположены Мариинский дворец и Верховная Рада, под видовой площадкой, на Парковой дороге, сейчас активно строится площадка для вертолета, который ежедневно будет доставлять из Межигорья в Киев и обратно президента.
Уже забивают глубокие сваи, пилят деревья на низлежащем склоне. Все это делается без проведения исследований и учета геологической и гидрогеологической ситуации в этой зоне, будущих высоких динамических и вибрационных нагрузок (вес вертолета – 6,5 т). Можно сказать, закладывается мина замедленного действия под дальнейшее существование всего склона и безопасность верхней площадки, на которой расположены ценные памятники архитектуры, и… пассажиров будущих вертолетных вояжей.
Хочется напомнить, что в этом году Госслужба по охране национального культурного наследия разработала и утвердила специальный охранный документ на «исторический ландшафт Киевских гор и долины Днепра» – в нем днепровские склоны рассматриваются как незыблемый объект культурного наследия. Приказом Минкультуры и туризма № 58/0/16-10 от 3.03.2010 г. он внесен в Реестр культурного наследия Украины (охр. № 2600189). Из этого следует, что все действия, касающиеся строительства вертолетной площадки, – незаконны, и Госслужбе следовало бы на них оперативно отреагировать…
О гидрогеологическом состоянии склонов, расположенных рядом с Мариинским дворцом, и возникающих в связи с этим проблемах рассказывает ведущий научный сотрудник Института геологических наук НАН Украины, кандидат геолого-минералогических наук Вадим Рыбин.
– Вадим Федорович, какие угрозы несет строительство вертолетной площадки и ежедневная эксплуатация этой территории?
– Впечатления ужасные. На участке не меньше гектара полностью вырубили деревья (а они удерживают склон!), вбивают сваи. Такое строительство опасно для территории – повысится уровень грунтовых вод, вследствие увеличения скорости фильтрации склоны ниже площадки будут больше обводнены и менее устойчивы.
Большую опасность представляет строительство для прилегающего участка лессового плато в парке. Начиная с 1950-х годов здесь появилась так называемая трещина закола, которая свидетельствует о начальной стадии глубинного оползня. Она видна в асфальтовом покрытии и плитчатом мощении аллеи на участке от музыкальной раковины до видовой площадки.
По мнению завотделом инженерной геологии Института геологических наук Михаила Демчишина (я ее разделяю), главная причина этого оползня – значительный вынос мелкозема в дренажную штольню, она проходит возле Парковой дороги. Пока что оползающий массив удерживается силой трения грунтов, но при дополнительной нагрузке такое не очень надежное равновесие может быть нарушено.
В 1990-годы обсуждалось укрепление этого участка горизонтальными сваями с анкерами. Однако в связи с большой стоимостью работ вопрос закрыли. Новыми негативными факторами могут стать вырубка леса на вертолетной площадке, подъем грунтовых вод перед ней и на участке Мариинского дворца, вибрация при взлете и посадке вертолета. Последствия могут быть непредсказуемыми.
– Есть ли примеры пагубного воздействия строительства последних лет на состояние оползнеопасных днепровских склонов?
– Примеров очень много, приведу один из них. Всего в 5 м от Михайловской церкви Выдубицкого монастыря – одного из пяти памятников домонгольского периода – находится ополнеопасный склон (в 1580 г. церковь уже пострадала от него – полностью разрушились подпорная стена и алтарная часть). С недавних пор настоятель церкви отец Михаил стал замечать, что здание дрожит, появляются трещины. Выяснилось, это происходит во время забивки крупноразмерных свай в 150-200 м на строительстве Дарницкого мостового перехода.
Реальную опасность для церкви представляют также вибрационные колебания грунтов от автотранспорта, следующего с большой скоростью по набережной Днепра, в т. ч. грузовых машин. А ведь после завершения мостового перехода поток машин, бесспорно, возрастет.
Общество охраны памятников истории и культуры обратилось к КГГА с безотлагательной просьбой: в экстренном порядке запретить забивку свай или использовать менее опасные буронабивные сваи, распорядиться о снижении скорости проезда рядом с церковью до 40 км/ч. Это единственный способ сохранить уникальный памятник.
Это показательный пример того, насколько опасными могут быть динамические и вибрационные нагрузки на склоны.
Джерело: “2000. Уикенд”