2009 г. Заплати и останься в истории
Михаил Кальницкий
Дата: 28.05.2009
Одной из примет последних десятилетий стало возвращение сословия легальных богачей, которые не прячут, как некогда «подпольный миллионер» Корейко, свои капиталы. Обладатели больших денег в состоянии жертвовать крупные суммы на что угодно, например, на установку монументов и памятных знаков. Не забывая запечатлеть на особой табличке свои имена или названия фирм. То же самое любят делать и высокие чиновники.
Советские органы провели «изъятие из истории» по отношению ко всему, что напоминало о созидательном вкладе царей, вельмож, капиталистов-меценатов. Таблички в честь дарителей на фасадах опустели. Больше повезло разве что тем, чьи имена обозначали не столь очевидно. Как при царях, так и во времена УССР можно было увидеть вензеля государыни Елизаветы на Андреевской церкви, построенной по ее воле и на ее средства.
А на корпусе Театрального института по Ярославову Валу, 40 (бывшем здании начального училища имени Терещенко) сохранились инициалы «НТ» и «АТ» в знак благодарности выстроившим его сахарозаводчикам: Николе Терещенко и его сыну Александру.
Тенденция выборочного увековечивания никуда не делась и в наше время. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти за спину мраморной княгине Ольге. Там, на специальных досках, перечислены имена людей и названия фирм, причастных к воссозданию монумента в 1996 году (как известно, он впервые появился в 1911-м, но был разрушен большевиками). В этом перечне были упомянуты и тогдашний глава КГГА Леонид Косаковский с заместителем Галиной Артюх, активные инициаторы возвращения княгини на Михайловскую площадь.
Но… как раз накануне Дня Киева-1996, когда открывали памятник, оба они лишились своих постов. И когда с фигур Ольги, Андрея Первозванного и Кирилла с Мефодием упали белые покрывала, имен опальных чиновников на постаменте уже не было…
Нетрудно понять, что с нашей ментальностью такая же участь грозит после ухода в политическое небытие любому другому из честолюбивых спонсоров, будь он отмечен хоть в бронзе, хоть в граните.
Джерело: “Газета по-киевски”