1985 г. Памятники градостроительства и архитектуры
Театр опери і балету 1887 р. [Пам’ятники архітектури УРСР, що перебувають під державною охороною: список. – К.: Держбудвидав, 1956 р., с. 67].
ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, 1884-1887 гг. (ул. Ласточкина, 8). Расположен на одной из центральных площадей города, играет важную роль в силуэте Одессы со стороны моря. Авторами сооружения являются венские архитекторы Г. Гельмер и Ф. Фельнер, по проектам которых построены театры во многих городах Европы (Вене, Будапеште, Дрездене, Загребе и др.). Закладка состоялась 16 сентября 1884 г., торжественное открытие – 10 октября 1887 г. Составление рабочих чертежей и наблюдение за работами производили местные архитекторы А.И. Бернардацци, Ю.М. Дмитренко и Ф.В. Гонсиоровский. Работы велись подрядным способом из местных строительных материалов. В марте 1925 г. возник пожар, в результате которого полностью сгорела сцена и пострадал зал. В сжатые сроки театр был восстановлен, и уже через год возобновил спектакли. Сцена получила новое техническое оборудование, были установлены два железобетонных занавеса, отсекающие при необходимости сцену от зрительного зала и служебных помещений. Чтобы остановить осадку здания, вызвавшую образование трещин в несущих конструкциях сооружения, в 1955-1956 гг. были выполнены работы по укреплению основания театра путем его силикатизации жидким стеклом. Как свидетельствует надпись на мемориальной доске, на балконе театра 10 апреля 1944 г. было поднято знамя освобождения города Одессы от немецко-фашистских захватчиков. Здание в стиле ренессанса с элементами барокко, украшено скульптурными группами и масками. Стены возведены из местного кирпича, цоколь – из плит камня; оштукатурено. В плане состоит из подковообразного зрительного зала с охватывающими его галереями, фойе и прямоугольной сценической части с подсобными помещениями. По продольной оси здания – двухъярусный с высоким аттиком портал главного входа, по поперечной – трехаркадные галереи боковых входов. Планировка радиальная – из центра по радиусам в разных направлениях проложены проходы, ведущие к выходу. Лестницы, непосредственно ведущие к театральному выходу, также имеют ярусы. Перекрыто здание системой металлических ферм, покрытие цинковое. Покрытие зрительного зала напоминает поверхность части эллипсоида, отсеченного плоскостями по горизонтальным и вертикальным осям симметрии, оно увенчано круглым фонарем с куполом, завершенным невысоким шпилем.
Цокольный и первый этажи со строгой рустованной поверхностью стен, скромно украшенные только колоннами тосканского ордера в лоджиях, образуют одно целое и представляют собой в архитектурном отношении статическую основу сооружения, на которую опирается легкий, с утонченной обработкой деталей второй этаж с арочными лоджиями, колоннами и пилястрами ионического ордера. В круглых нишах по сторонам лоджий установлены скульптурные бюсты А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова и М.И. Глинки. Особенно эффектна большая центральная лоджия над главным входом со спаренными колоннами по сторонам. Аллегорическая скульптурная композиция из белого камня, которая отражает все виды театрального искусства, играет большую роль в решении эстетического образа здания (скульпторы Ф. Натали и Ф. фридль, лепные работы Л. Стрикциуса под руководством Ф. Этеля). Центральное место на аттике портала главного входа отведено Мельпомене – одной из девяти греческих муз, покровительнице трагедии. Скульптурные группы, размещенные на высоких постаментах по обе стороны главного входа, созданы по мотивам древнегреческой драматургии: слева изображена сцена из трагедии Эврипида «Ипполит», справа – сцена из комедии Аристофана «Птицы».
Интерьер обработан в стиле позднего рококко. Две парадные лестницы ведут из фойе в ложи. Удобно и красиво оформлен пятиярусный зрительный зал на 1560 зрительских мест. Художественный эффект оформления зала достигнут широким применением дорогих облицовочных материалов, позолоты, скульптуры, светильников. Кресла обиты малиновым бархатом. Большая бронзовая люстра с хрустальными подвесками образует композиционный центр плафона, разбитого на восемь панно, расписанных венским худож. Лефлером. В четырех из них поданы композиции сцен из произведений В. Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка», «Двенадцатая ночь», на остальных изображены летящие амуры. Площадь сцены 500 м2, арьерсцены – 200 м2, ширина портала 15 м, высота – 12. Полы из мраморной крошки особого рисунка для каждого этажа. Для освещения здания впервые а Одессе было применено электричество.
Здание театра в свое время считалось одним из лучших в мире, оно и теперь не потеряло своего значения и является главной достопримечательностью города. До Великой Октябрьской социалистической революции в театре ставились драматические и оперные спектакли; дирижировали П.И. Чайковский, А.Г. Рубинштейн, Н.А. Римский-Корсаков, Э.Ф. Направник, А.К. Глазунов; в гастрольных спектаклях пели Ф.И. Шаляпин, Н.Н. Фигнер, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, М. Баттистини; танцевали А.П. Павлова, Г.С. Уланова, О.В. Лепешинская; в драматических спектаклях играли М.К. Заньковецкая, М.К. Садовский, П.К. Саксаганский, В.Ф. Комиссаржевская, Сара Бернар, Эмонору Дузе и др.
В 1965-1967 гг. реконструировано оборудование сцены с использованием последних достижений техники. Механизирован труд работников сцены, установлен электронно-кибернетический регулятор с запрограммированным управлением художественного освещения сцены. Реставрированы художественные и лепные украшения, скульптура, заново наложена позолота, восстановлены полы, двери, мебель. Воссоздан занавес первоначального рисунка. Работы выполнялись Украинскими специальными научно-реставрационными производственными мастерскими, Главчерноморстроем, позолотчиками из Москвы, скульпторами из Ленинграда, краснодеревщиками из Одессы. [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1985 г., т. 3, с. 262-263)