Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не дозволиш нікому плямити слави, ні честі твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

2007 г. Страшная месть Екатерины

Евгений Якунов

Дата: 03.07.2007

Войной памятников рядового украинца не удивишь. Много чего насмотрелся он за годы перестройки и независимости. Видел, как обезглавливают Ленина с монумента Октябрьской революции на одноименной тогда площади (его быстренько вычеркнули из списка произведений монументального искусства – можно подумать, то, что поставили взамен, тянет на понятие «искусство»), видел, как зачищают от памятников тоталитарного прошлого улицы и площади на западе страны.

Помним и поветрие, когда гипсовые статуи кудрявого Володи в городах и весях перекрашивали в казачков или «кобзарей в детские годы». Или ноу-хау в Коломые, где возвели памятник в честь того, что «на этом месте стоял памятник, разрушенный при наступлении русских войск в… 1914 году» (не так, так эдак – но подкузьмить самозваного «старшего брата»). Воевали с памятниками не только по идеологическим, но и по чисто личностным мотивам.

Бывший городской голова Омельченко, например, приказал снять памятник архистратигу Михаилу, поставленный его опальным предшественником Косаковским, и поставил на Майдане собственного архистратига, прозванного за крылья и культуристские очертания Бэтменом. Словом, чего только не было.

Но Одесса, как всегда, удивила. Было бы понятно, если бы на месте монумента «Потемкинцам – потомки» решили установить памятник, скажем, Нестору Махно. Это было бы в контексте современной государственной идеологии. Точно так же легко представить на постаменте в центре Одессы Костю Моряка, Беню Крика или Остапа Бендера – это в контексте одесского менталитета. Но Екатерина Вторая?

Нынешний мэр Эдуард Гурвиц как-то уж очень непохож на монархиста. И тем более – великорусского шовиниста. Да и большинство в горсовете, проголосовавшее за смену памятника, – вряд ли приверженцы имперских взглядов.

Но Одесса на то она и Одесса, чтобы воспринимать всю иронию ситуации. А скорее, речь идет об иронии истории. Нынешнему поколению ведь совершенно непонятно, кто такие «потемкинцы» и почему им должны быть признательны потомки. А это – мятежные матросы с броненосца «Потемкин», которые в контексте (как сейчас модно говорить) первой русской революции 1905 года подняли восстание (а по морскому уставу – бунт) на корабле.

Поводом стало мясо с червями, которым их накормило коррумпированное флотское начальство. Дальше, если верить знаменитому фильму Сергея Эйзенштейна, восставших матросов приказали расстрелять, вывели на палубу, накрыли брезентом, и прозвучала команда «пли!». Однако моряки отказались убивать собратьев, а пальнули по офицерам, подняли на броненосце красный флаг и подошли к Одессе, радостно встретившей мужественных борцов за свободу.

Под защитой пушек броненосца местный пролетариат и себе поднял восстание. Но был жестоко подавлен царскими «сатрапами». Спасаясь от российской военной эскадры, восставшие матросы сдались вместе с кораблем румынским властям, и некоторые из них позже вернулись в Одессу. Где и продолжали революционную борьбу. О чем Валентин Катаев написал в своей, любимой советскими мальчишками, книге «Белеет парус одинокий».

Назван же сей, ставший частью большевистской идеологии, броненосец в честь светлейшего князя Потемкина-Таврического, известного военачальника и государственного деятеля, а более прославившегося в роли фаворита императрицы Екатерины Второй. С Потемкиным связаны и строительство по высочайшему указанию царицы Одессы, и так называемые потемкинские деревни в Украине, на долгие столетия ставшие символом очковтирательства.

В советские времена, когда скульптурную группу, изображающую людей, закрытых брезентом, сопроводили надписью, никому и в голову не приходило озадачиваться тем, что слово «потемкинцы» может означать и дальних потомков cветлейшего князя, и жителей его потемкинских деревень. Коммунистическая идеология двусмысленностей не допускала. Но то было раньше. А сейчас?

Гоже ли называть «потемкинцами» людей, пытавшихся разрушить то, что на протяжении всей своей жизни выстраивали Екатерина и Потемкин? А именно – Империю? Возможно, эта логика и двигала одесскими властями.

Действительно, на первый взгляд Потемкин сделал для города неизмеримо больше, чем «потемкинцы». Но это на первый взгляд. Борцы за свободу во все эпохи, главным образом, разрушали, а строили – в большинстве своем тираны. Но от этого памятников борцам за свободу во всем мире не меньше, чем императорам.

А матросы с «Потемкина» самыми настоящими борцами за свободу и были, за лучшую жизнь для себя, своих детей и всего трудового народа. И не их вина, что режим, возникший после революции 17 года, расстрелял народа не в пример больше, чем царизм. Свободолюбивый город должен был бы, конечно, чтить память свободолюбивых людей. Почему же не чтит?

Объяснений много. И памятник, мол, сооружен не на том месте. И уродливый он. И надо восстановить справедливость – вернув императрицу на то место, откуда ее свергли большевики. Все это спорные утверждения. А по поводу последнего – если мы подсчитаем, какие памятники современной Украины и на чьих местах стоят, то, дабы восстановить справедливость, бульдозерам придется работать день и ночь.

Не стоит трогать памятники, даже если они тебе не нравятся. Это история, а решение Одесского горсовета – истории не указ. Впрочем, ответа на вопрос, почему так люба разрушительница Запорожской Сечи одесситам, все равно нет. Может быть, восстановление памятника Екатерине – это такая себе смачная фига в сторону наших национал-патриотов? И они теперь вынуждены плечом к плечу с коммунистами бороться за чуждых идеологически «потемкинцев»?

Может быть, и так. Но есть и другая версия. И натолкнула на нее недавняя поездка в другой конец Украины – на Ивано-Франковщину. Местные жители с грустью рассказывали о новой «вказивке» властей: на уроках истории в школах, в прессе, произведениях литературы и искусства не возносить в герои легендарных «опришков» и их вожака Олексу Довбуша. Согласно современной идеологии, это не борцы за свободу, а разбойники. Потому что терроризировали не только австро-венгерских олигархов, но и своих собственных. А это уже плохо.

Вот и подумалось: кто составляет большинство в Одесском горсовете? Скорее всего, богатенькие буратины, мздоимцы-чиновники и их отпрыски. Кто им ближе? Матросы, восставшие из-за червивого мяса, или Потемкин, сумевший сколотить, пользуясь близостью к императрице, самое большое богатство в империи? Да и сама Екатерина умела, как мы знаем, «хапнуть» где чего плохо лежит. В геополитическом смысле, конечно. Чем не пример для подрастающего поколения.

И это значит, что война памятников еще не закончена. И кто знает, а не сойдут ли в ближайшем будущем с пьедесталов, возведенные туда в годы независимости, борцы за идею? Не уступят ли место царям и тиранам?

Джерело: “Киевскик ведомости”