2008 г. Возрождение из пепла
Александр Юрченко
Дата: 18.02.2008
Кирха всегда приковывала мое внимание… Ее величественное здание, построенное в стиле англо-германской неоготики ХII-ХIV столетий, особенно эффектно смотрелось по вечерам, когда остроконечная верхушка исчезала в темнеющем небе и, казалось, цеплялась за первые звезды. А с наступлением ночи громада кирхи нависала над тобой в свете сумеречных фонарей черным остовом, как бы напоминая: ты всего лишь песчинка в этом мире.
Мы, мальчишки, воспитанные советским временем истинными безбожниками, не знавшими тогда ни названия церкви (“кирха” на немецком – церковь), ни конфессии, которой она принадлежала, по вечерам старались обходить ее стороной. Знали одно – днем в кирхе воспитывают талантливых прыгунов в высоту. Один из них стал обладателем золотой олимпийской награды.
Кто возводил церковь Святого Павла. Юрий Петрович Шеффер, уполномоченный по делам строительства и содержания зданий Немецкой Евангелическо-лютеранской Церкви Украины, встретил меня приветливо. Он оживился, когда узнал, что я собираюсь рассказать историю кирхи, а точнее, церкви Святого Павла – так она всегда называлась.
Наша беседа началась с воспоминаний. Мы делились тем, что знали о кирхе. Я в основном детскими воспоминаниями и слухами. Ведь кирха и события, связанные с ней, никогда не оставляли одесситов равнодушными. Юрий Петрович рассказывал историю кирхи, причем такие детали, которых не знает большинство одесситов – они связаны с пребыванием на украинских землях немецких колонистов, которые начиная с 1789 года, согласно указу Екатерины ІІ, стали селиться в причерноморских степях.
– Датой основания первой лютеранской общины в Украине принято считать 3 декабря 1803 года, – говорит Юрий Шеффер, – когда по ходатайству градоначальника Одессы Эммануила дю Плесси герцога де Ришелье в соответствии с указом российского императора Александра I в должность пастора Одесского округа вступил Иоганн Генрих Пферцдорф. На тот момент в Одессе в частном доме Оттерштеттера на Садовой уже собиралась для чтения Библии и воскресных богослужений большая группа лютеранского и реформатского вероисповедания.
В 1811 году одесская община обратилась в городскую Думу с прошением о выделении участка земли для строительства церковного здания. В 1823 году было принято решение о выделении участка, ограниченного нынешними улицами Новосельского, Кузнечной, переулками Лютеранским и Топольского. В 1825 году было начато сооружение первого каменного здания лютеранской церкви Святого Павла по проекту известного одесского архитектора Боффо. В 1827 году этот храм, сооруженный в классическом стиле, был завершен. В 1834 году решением городской Думы земельный участок, выделенный лютеранской церкви, был передан ей в вечную собственность.
Через 70 лет здание кирхи обветшало и уже не могло вместить всех прихожан лютеранского прихода Святого Павла, поэтому в 1893г. церковный совет принял решение о проведении конкурса на лучший проект его реконструкции, в котором победил проект архитектора Шойрембрандта. Новое здание значительно превосходило по своим размерам старую кирху, оно вмещало 1200 человек. В столетний юбилей одесской общины, в 1903 году, архитектор Герман Карлович Шойрембрандт императорским указом был награжден орденом Святой Анны “за выдающиеся заслуги в сооружении замечательного памятника архитектуры”.
Духовный центр немцев Одессы. За всё время существования церковь Святого апостола Павла была духовным центром немцев Одессы и на протяжении почти двух веков сплачивала членов немецкой общины, подвигая их на добрые дела во благо города. Одним из первых был вклад в сферу образования Южной Пальмиры, сделанный коллежским асессором Николаем Штиглицем. Он пожертвовал в распоряжение Дюка де Ришелье 100 тысяч рублей «для употребления на пользу городу Одессе», которая заключалась в организации Ришельевского лицея.
Добрая половина предприятий Одессы была открыта выходцами из Германии. Они много занимались благотворительностью. Так, член евангелической общины, купец II гильдии, пивовар Вильгельм Санценбахер, построивший в своём дворе одесский цирк, много сделал для строительства Евангелической больницы, щедро жертвовал средства на содержание военных лазаретов во время русско-турецкой войны 1877-78 гг.
Почётный гражданин, советник коммерции, поверенный парижского торгового дома Ротшильдов, купец I гильдии барон Эрнст Маас был председателем церковного совета Евангелической общины. Вся его семья занималась благотворительностью. В 1881 г. на пожертвованные им 15 тысяч рублей на углу Петропавловской и Старопортофранковской построили ночлежный приют на 725 мест.
Под попечительством церкви Святого Павла в Одессе возведены Евангелическая больница, несколько домов для престарелых, детские приюты, богадельня для бездомных. В церковных школах-интернатах лютеранской общины дети получали трёхразовое питание, жильё, общее начальное образование, учились правилам хорошего тона и манерам поведения. До 1841 г. в церкви Св. Павла находилось подразделение Ришельевского лицея, со временем превратившегося в Новороссийский университет.
Мрачные дни в жизни кирхи. После революции для церковной жизни наступили чёрные дни. Уничтожались храмы, сжигались церковные и печатные раритеты, отнимались ценности. Священников отправляли в ссылку или расстреливали (Среди погибших – органист церкви Св. Павла Теофил Рихтер, отец знаменитого пианиста Святослава Рихтера).
Всё же кирхе повезло больше, чем главному православному храму Одессы – Свято-Преображенскому собору, взорванному в 1936 году. Она была передана Институту связи. Но по иронии судьбы то, что не сделали большевики в середине 30-х, довершили их потомки в середине 70-х годов ХХ столетия. Рассказывает Юрий Петрович Шеффер:
– Когда в 1973 году кирха была переподчинена коммунальному хозяйству города, она пребывала в довольно сносном состоянии. Сохранилась деревянная галерея, кровля с высококачественной марсельской черепицей, остатки росписи стен в виде цветочного орнамента. В 1976 году районные власти решили произвести ремонт и поручили его тресту «Одесгорремстрой». Предполагаю, что строители немного «сэкономили».
И для того, чтобы красиво уйти от следственных мероприятий, в ночь с 9 на 10 мая был осуществлён поджог здания. Почему я утверждаю, что именно поджог, а не халатная небрежность? Достоверно известно, что по периметру здания были расставлены бочки от лакокрасочных материалов. По официальной версии, где-то около 22 часов внутрь кирхи влетела осветительная ракета. Пламя мгновенно охватило всё сооружение. Газо-воздушная смесь внутри него была настолько пожароопасной, что возгорание могло быть приравнено к взрыву.
Температура факела достигала огромной величины. Об этом свидетельствовал отрыв пламени от башни кирхи на расстояние более полутора метров. Это я видел собственными глазами с крыши здания, расположенного напротив. Пожарные прибыли своевременно, но долго не могли приступить к тушению: рядом не оказалось гидранта (воду завозили машинами), не хватало длины лестниц. К двум часам ночи пожар удалось погасить. То, что я увидел утром, невозможно описать словами.
Возрождение. В начале 80-х годов был открыт расчётный счёт для сбора средств на восстановление кирхи. Было собрано 90 тысяч рублей. Из них 20 тысяч – за счёт пожертвований. Несколько благотворительных концертов дал Михаил Жванецкий, были поступления от других деятелей культуры, в том числе от известного российского художника Ильи Глазунова, от рядовых одесситов. В 1984 году начались восстановительные работы, во время которых был установлен металлический каркас здания. Дальнейшие работы заглохли из-за нехватки средств. По грубым подсчётам, в тот период для восстановления кирхи требовалось около миллиона долларов.
В начале 90-х в крупных городах Украины стали появляться немецкие культурные общества, из числа которых началось возрождение лютеранских общин. Первой, 16 октября 1990 года, была официально зарегистрирована община в Одессе. Затем – в Киеве, Львове, Днепропетровске, Харькове. 2 февраля 1992 года в Киеве состоялся первый (учредительный) Синод, на котором было объявлено о создании Немецкой Евангелическо-лютеранской Церкви в Украине (НЕЛЦУ). Центром её был выбран наш город, а церковь Святого Павла (кирха) стала главным собором Украинской епархии.
С этого момента началась работа по возвращению кирхи и рядом стоящего здания бывшей богадельни в собственность Церкви. Было решено восстановить весь лютеранский комплекс. Первая его очередь – бывшая богадельня – за два года реконструировалась под административное здание НЕЛЦУ и Одесской общины, получив название Пасторский дом. (Освящение состоялось 21 сентября 2002 года). Со 2-й очередью – кирхой – дело обстояло сложнее.
Второе рождение церкви Святого Павла. Кирха ветшала. Ни город, ни украинское государство не имели средств на её восстановление. Однако постоянные контакты пастора Украинской епархии с Баварской Евангелическо-лютеранской церковью привели к тому, что и церковь, и община прониклись идеей возрождения кирхи. Начался сбор средств. За четыре года была собрана огромная сумма в 6 млн. евро. Половину денег выделила Баварская церковь и её община, остальное – плод частных пожертвований и спонсорства фирм из Германии. Одесская Лютеранская община зарегистрировала благотворительный фонд им. Теофила Рихтера, на счета которого и были переведены собранные деньги. Для управления проектными и строительными работами по восстановлению кирхи Баварская церковь выбрала немецкую фирму «ОЛП консалтинг».
Проектные работы были поручены научно-производственному центру «Экострой», строительные -специализированной организации «Кирхенбау». На долю проектировщиков выпала сложная задача – восстановить разрушенное человеком и стихией здание, вернуть ему строгую красоту, выделявшую его даже на фоне других замечательных построек Одессы. Работа усложнялась тем, что архитектор Шойреммбандт использовал при строительстве северо-восточной части кирхи фрагменты фундаментов и несущих стен, стоящей на её месте старой церкви – это было «ахиллесовой пятой» сооружения.
– Фундаментные плиты из известняка не выдержали проверки временем, – рассказывает директор НПЦ «Экострой» Владимир Суханов. – Здание просто раскололось на несколько частей. Отсутствие кровли способствовало износу стен от ветровой и дождевой эрозии. Так что в проекте реконструкции мы предусмотрели усиление фундаментов и несущих стен. Кроме того, заказчик попросил построить на месте не подлежащей восстановлению задней части кирхи современное трёхэтажное здание, в котором будет размещён Национальный немецкий культурно-религиозный центр. Интерьер церкви будет восстановлен практически в полном объёме. Основное помещение – ритуальный зал – будут опоясывать две галереи и балкон для хора и органа. Их ограждение будет, как и прежде, выполнено из дерева. Внизу, перед алтарём, установлены деревянные скамьи для прихожан.
Летом на специально созванной совместной коллегии двух министерств -культуры и строительства, где присутствовали представитель Баварской церкви старший церковный советник г-н Рёбке и Посол Германии в Украине г-н Штюдеманн, был одобрен эскизный проект. Параллельно разрабатывался рабочий проект, в котором помимо архитектурных решений были рассмотрены вопросы автономного тепло- и электроснабжения, разработаны схемы водоснабжения и кондиционирования. Сейчас пройдены все этапы согласования и рабочий проект передан в последнюю инстанцию – «Укринвестэкспертизу».
Учитывая уникальность проекта восстановления кирхи, управление по охране памятников разрешило проведение подготовительных реставрационных работ до окончательного утверждения проекта. Они начались ещё летом. Уже выполнено усиление фундамента буро-набивными сваями, проведено укрепление стен, сделана кровля, ведётся зачистка стен и снятие поверхностного слоя, пострадавшего от эрозии.
Одесса – город веротерпимый, многоконфессиальный. Над ним взметнулись купола и восстановленного Свято-Преображенского собора, и армянской, и греческой церквей, шпили католических костёлов. Не далёк тот день, когда перед одесситами во всей красе предстанет церковь Святого апостола Павла, самое грандиозное сооружение Евангелическо-лютеранской церкви на территории СНГ.