Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ні просьби, ні грозьби, ні тортури, ані смерть
не приневолять тебе виявити тайни

Богдан Хмельницький

?

2010 г. В субботу над Одессой зазвучат колокола

Дата: 14.04.2010. В субботу над Одессой зазвучат колокола отреставрированного собора святого Павла (Кирхи)

17 апреля в Одессе вновь обретет статус божьего храма и откроет свои двери для прихожан после длительной и сложной реконструкции Кафедральный евангелическо-лютеранский собор св. Павла, известный одесситам как Кирха.

Строительные реконструкционные работы в здании Кирхи велись на протяжении пяти лет. За это время рабочие укрепили церковные стены, соорудили новый потолок и крышу, отреставрировали фасад, возвели административную пристройку и завершили внутреннее художественное оформление церкви. На все это Лютеранская церковь земли Бавария совместно с немецким правительством затратила около 7 млн. евро. Завершающим этапом возобновления собора станет церемония торжественной литургии освящения, которая, согласно церковным канонам, является обязательной для любого вновь построенного либо отреставрированного храма.

“С момента постройки в 1827 году до 1942 года церковь была по-настоящему божьим храмом. А потом ее использовали для всяких других целей: в качестве спортзала, библиотеки, концертного зала, пока она не сгорела в 1976 году. Теперь же произойдет новоосвящение кирхи, что вернет ей священный статус”, – говорит епископ немецкой лютеранской евангелической церкви Украины Улан Шпалингер.

По словам епископа, вести церемонию освящения будет проповедник – епископ евангелической церкви Германии доктор Иоганес Фридрих. Кроме того, участие в торжественном мероприятии примет и заместитель епископа евангелической лютеранской церкви из Санкт-Петербурга.

В этот же день в Кирхе состоится освящение церковного органа. Как утверждает У. Шпалингер, традиционные концерты органной музыки, первым из которых станет субботний концерт ансамбля духовых инструментов из Регенсбурга, внесут важный вклад в культурную жизнь Одессы. А уже в воскресенье полностью восстановленная и освященная Кирха откроет свои двери для прихожан, пришедших на традиционное воскресное богослужение, ну а первое, что предстанет их взорам – фасад здания, воссозданный в первозданном виде по проекту архитектора Александра Голованова.

Именно эта часть работы далась строителям с наибольшим трудом, так как, на момент начала реконструкции, стены здания “разъезжались” в разные стороны, а управление по охране памятников полностью отвергло предложения главного застройщика (НЕЛЦУ) и генерального подрядчика (фирма “Эко-строй”) о перестройке храма и твердо настояло на восстановлении существующего здания.

А вот аварийное состояние абсиды – боковой пристройки с полукуполом, вызвало беспокойство даже у чиновников, которые приняли решение о ее демонтаже. Освободившееся место отдали под постройку административного здания, внешне соответствующего стилю церкви. Как рассказал инженер по техническому надзору Владимир Лебедев, с прежней схемы здания исчезли еще две небольшие пристройки, одна из которых служила складом для угля, а вторая – некой котельной.

Обязательным условием для проведения реставрации было также соблюдение новых правил сейсмоустойчивости. С этой целью строители снабдили стены церкви железобетонными сердечниками, а в колокольне, оснащенной новыми колоколами, установили стабилизирующий металлический каркас.

Первоначальный вид фасада дополняют и вновь созданные массивные деревянные двери, восстановленные по старым фотоснимкам. “Во время проведения работ нам удалось найти несколько металлических дверных накладок, которые ранее крепились на дверях храма, и мы решили частично оснастить ими новые входы”, – рассказывает В. Лебедев.

Стоит отметить, что если внешний вид церкви теоретически поддавался реконструкции, то внутреннее убранство храма было безвозвратно утеряно. Поэтому интерьер собора инженеры-строители создавали “с чистого листа”.

Визит в собор Святого Павла начинается с экскурса в прошлое: сразу при входе символическая мемориальная доска в виде памятного креста служит своеобразным скорбным назиданием для всех посетителей.

“Мемориальная доска установлена в память о наших прихожанах, людях с немецкими корнями, которые подвергались преследованиям в сталинские времена. Не смотря на то, что мы упомянули здесь лишь два имени: имя пастора Фогеля и органиста Теофила Рихтера (отца знаменитого пианиста Святослава Рихтера), которые работали в этой кирхе и были расстреляны, этот памятник посвящен всем пострадавшим за веру”, – утверждает епископ.

Далее путь от “прошлого” к “будущему и к Богу”- в главный зал, пролегает через большие стеклянные двери, где на языках разных народов написано одно-единственное слово – мир. Широкий, светлый и просторный зал церкви, высотой порядка 13 метров и площадью около 400 кв. метров, может на первый взгляд показаться “слишком” современным. Однако у священнослужителей кирхи есть свое мнение по этому поводу: “Мы хотим позволить современному мироощущению проникнуть в наши храмы”, – заявляют они.

Все художественное оформление собора, принадлежащее кисти знаменитого немецкого церковного художника Тобиаса Камеррера, наполнено символичностью и представляет собой синтез элементов барокко с элементами направлений современного искусства.

Так в самом центре небесно-голубого свода мастер изобразил крест – символ христианства, который, в то же время, является мачтой для лодки – древнего символа церкви. “И даже то, что на рисунке в судно входят люди – также очень символично. Лодка, как бы, плывет через море времени. Кроме того, это комплимент Одессе как портовому городу”, – замечает епископ. Гармонично дополняют светлый образ нового интерьера здания и оконные витражи, выполненные в бело-серебряно-оранжевой гамме лучшими мастерами Германии.

Запрестольную стену украшают фигуры: большое распятие по центру стены, а также апостолы Петр и Павел слева от него. Эти старинные реликвии эпохи Барокко кирха получила в подарок от католического церковного прихода земли Бавария, а также римо-католического епископа города-побратима Одессы Регенсбурга. Завершает композицию символическая роспись стены: по замыслу художника, красный цвет вокруг распятья призван напоминать прихожанам о крови, пролитой за людей Сыном Божьим, а голубая полоса, проходящая между апостолами, и, как бы, впадающая в купель, является символом священной крещенской воды.

Подарком для обновленной церкви стали также расположенные в зале скамейки. Их общая вместимость, включая места на балконах, составляет около 500 человек. Не новая, но довольно дорогая (частично изготовленная из красного дерева) мебель досталась кирхе в наследство от двух прекративших свое существование церквушек Германии. В Одессе она подверглась также реставрационным работам.

Пожалуй, одной из главных достопримечательностей собора является церковный концертный орган, изготовленный в 1964 году. Кирхе его подарила община церкви Креста Господня в Нюрнберге. Инструмент оснащен двумя мануальными клавишными рядами, педалью, а также имеет около 30 регистров, благодаря чему способен воспроизводить любую церковную музыку. Стоимость органа составляет более миллиона евро.

Очевидно с целью возвращения прихожан в прошлое, на полках стеклянных шкафов, расположенных в зале, находятся различные старинные предметы, история которых неразрывно связана с историей самого собора. Одним из таких предметов является железная капсула, найденная строителями в самом начале работ. Внутри коробки находились исторические документы, в частности грамота о начале перестройки кирхи, подписанная архитектором Шеврембрандтом в 1897 году.

Ценным экземпляром является и Библия XVIII ст., а также маленькая металлическая фигурка Христа, найденная в куче мусора. “Она может быть, учитывая материал изготовления, не представляет никакой ценности, но ее находка сама по себе для нас является хорошим знамением”, – утверждает епископ.

Эту капсулу с документами и несколькими раритетами строители нашли в начале работ в 2005 году.

Клумбы, которыми обрамлен фасад собора, пока что пустуют. Однако уже сейчас рабочие вскапывают оттаявшую после зимы землю, на которой вскоре появятся кусты роз – что станет последним штрихом в образе воссозданного храма.

И субботним апрельским утром над городом впервые за 68 лет вновь разольется звон колоколов собора святого Павла.

Справка

История одесской кирхи началась еще в 1815 году, когда лютеранская община “одесских” немцев обратилась в городскую управу с просьбой о выделении земельного участка для строительства церкви. Этот участок – на углу улиц Новосельского и Дворянской – выделили в 1821 году, а в 1827 году возведение кирхи завершилось. Работал над ее созданием знаменитый архитектор Франц Карлович Боффо.

В 1893 году Церковный Совет принял решение о капитальной реконструкции здания церкви Святого Павла. В объявленном конкурсе лучшим признали проект архитектора Германа Шойрембрандта, реализованный в 1897 году.

Крест с кирхи сняли в советские времена – в 1930-е годы, тогда же в храме прекратились богослужения. В течение десятилетий церковь Святого Павла использовалась то в качестве склада, то зала для занятий физкультурой и спортом.

Не раз кирху намеревались и вовсе снести, однако это вызвало активное противодействие одесситов, ряда выдающихся деятелей отечественной культуры. В 1970-е были планы по созданию в ней зала органной музыки, но после поджога, произошедшего в ночь с 9 на 10 мая 1976 года, здание полностью выгорело. Виновные так и не были найдены.

В 1992 году своим указом первый Президент Украины Леонид Кравчук передал руины собора и соседствующий с ними дом престарелых в собственность Немецкой евангелическо-лютеранской церкви Украины (НЕЛЦУ), которая сперва реконструировала и освятила дом престарелых (“Дом церкви”), а затем взялась за восстановление самого храма.

Джерело: МОСТ-Одесса