2008 г. Путивльские зарисовки
Татьяна Крупа
Дата: 04.02.2008
Путивль! В благословенное летнее время (июнь 2007 г.) мне довелось быть в этом удивительном городе Украины на Международной научной конференции ««Слово о полку Игореве» и его эпоха» (к 200-летию первопечати в Украине)», которую проводили Сумской государственный университет, Путивльская райгосадминистрация, Путивльский горисполком и историко-культурный музей-заповедник в г. Путивль.
Я искренне благодарна своим сумским коллегам за возможность работы в такой престижной конференции. Я признательна им за то огромное удовольствие, которое испытывает специалист, общаясь с широким кругом своих единомышленников. Но более всего я признательна сумчанам за возможность побывать в таком сакральном для историка месте, как Путивль.
Еще в XIX – в начале XX вв. Путивль – небольшой уездный город Курской губернии Российской империи. Промышленного развития он не приобрел, – в городе процветали кустарные ремесла и торговля. Всегда хранил Путивль и свое духовное значение: в начале XX в. в городе действовали 9 храмов и 1 монастырь. А всего на территории Путивльского уезда было 49 парафиальных храмов и 3 монастыря (Молчанский, Софрониивский и Глинский).
В настоящее время, как и во времена Московского царства, Путивльщина является порубежным регионом, который расположен на границе между Украиной и Россией. Путивльская земля хранит в себе истоки российской и украинской культуры. Неординарное историческое наследие Путивля и Путивльщины нашло свое отражение в известных всему миру достопримечательностях истории и культуры.
Как свидетельствуют официальные данные, на территории города и района насчитывается 253 объекта недвижимого культурного наследия (108 достопримечательностей археологии, 95 – истории, 40 -архитектури, 9 памятников монументального искусства и одна – достопримечательность садово-паркового искусства).
Именно на этой мощнейшей базе постановлением Совета Министров Украины в 1986 г. был создан Путивльський государственный историко-культурный заповедник. Он является научно-исследовательским и культурно-образовательным заведением, ведущим охрану, изучение и популяризацию достопримечательностей культуры, объединяет ансамбли и комплексы достопримечательностей, а также связанные с ними территории. Кроме того, в состав заповедника входят два музея: Путивльський краеведческий музей и Музей партизанской славы в Спадщанском лесу.
В центре Путивля на высоком холме находится Городок – дитинець древнерусского Путивля, древнее Путивльске городище, достопримечательность археологии национального значения. В его северной части сохранились остатки древнерусского вала. А в юго-западном углу – находится знаменитая на весь мир скульптура княжны Ярославны.
Смотришь на нее и невольно подсознание само выдает, выученные еще в школе, строки «Плачу Ярославни» Т. Г. Шевченко:
“В Путивлі-граді вранці-рано
Співає, плаче Ярославна,
Як та зозуленька кує,
Словами жалю додає.
«Полечу,- каже,- зигзицею,
Тією чайкою-вдовицею,
Та понад Доном полечу,
Рукав бобровий омочу
В ріці Каялі. І на тілі,
На княжім білім, помарнілім,
Омию кров суху, отру
Глибокії, тяжкії рани…”
А память профессионального историка подсказывает место из самого «Слова о полку Игореве»:
“На Дунае Ярославнин голос слышится, чайкою неведомой она рано кличет. «Полечу, – говорит, – чайкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, оботру князю кровавые его – раны на горячем его теле».
Ярославна с утра плачет на стене Путивля, причитая: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, так сильно веешь? Зачем мечешь хиновские стрелы на своих легких крыльях на воинов моего лады? Разве мало тебе под облаками веять, лелея корабли на синем море? Зачем, господин, мое веселье по ковылю развеял?»
Ярославна с утра плачет на стене города Путивля, причитая: «О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую. Ты лелеял на себе ладьи Святославовы до стана Кобякова. Возлелей, господин, моего ладу ко мне, чтобы не слала я спозаранку к нему слез на море».
Ярославна с утра плачет в Путивле на стене, причитая: «Светлое и тресветлое солнце! Для всех ты тепло и прекрасно! Почему же, владыко, простерло горячие свои лучи на воинов лады? В поле безводном жаждой им луки расслабило, горем им колчаны заткнуло»” (Перевод О. Творогова).
Женщина, любившая своего неуемного мужа… Разве не заслуживает восхищения такая поэтическая любовь? Разве не воспевалась такая любовь от Гомера и до наших дней? Есть поверье, что мужчина, прикоснувшийся к колену Ярославны обретает и сохраняет мужскую силу на долгие годы. Немудрено, что вся наша мужская часть научного форума – преклонила свои колени и поцеловала колено Ярославны.
В настоящее время на территории Городка – прекрасный парк. В его центре – памятный знак на братской могиле воинов, которые погибли, защищая Путивль от монголо-татар в 1239 г. И сейчас с Городка, как и сотни лет назад, открывается прекрасный вид на Молченский монастырь, реку Сейм и Никольску гору.
Молченский монастырь имеет давнюю историю. Возник из подворья Молченской Рождество-Богородицкой пустыни как Печерский мужской монастырь. Известно, что уже в 1519 г. на месте будущего монастыря уже стоял храм и небольшое укрепление, где монахи Молченской пустыни укрывались во время татарских набегов.
В 1602-1603 гг. братия разоренной татарами Молченской пустыни перешла в городской монастырь, перенеся с собой и явленную икону Пресвятой Молченской Богородицы. Это событие и было началом городского Путивльского монастыря, названного тогда же Большим Молченским.
Другое название монастыря – монастырь «Белой Богородицы», поскольку его каменная церковь была побелена известью. Предание утверждает, что построена она была “расстригой, который назывался царем Димитрием” (Лже-Дмитрий).
Церковь Рождества Богородицы – весьма необычаной архитектуры. Храм состоит их трех башен типа “восьмерик на четверике”, из них центральная (самая высокая) – церковь Рождества Богородицы, восточная – алтарь, северная – теплый храм. Башни построены в разное время, неодинаковы по величине и высоте, пропорциям и деталям. Судя по сохранившимся приметам, в 1604-1605 гг. одна из башен этого храма служила “ставкой” Лжедмитрию. С того времени здесь хранилось его кресло (в настоящее время находится в Путивльском музее) и католический образ.
Пережив множество исторических коллизий, монастырь был вновь открыт 11.10.1991 г. Сначала – как мужской, затем был сделан женским монастырем.
Я стояла и любовалась тем, что было даровано Богом этому интереснейшему городу. Невозможно было оторвать взгляд от радуги над монастырем и городом. Словно бы само небо хотело таким образом подчеркнуть святость этого места и сказать: «Смотрите, люди! Вы этого не замечаете! А ведь тут ваши корни. Тут ваше славнейшее прошлое, которые вы уничтожаете и игнорируете!». В воздухе пахло дождем и свежей июньской зеленью. Хотелось поднять руки и полететь!
Я вспоминала свою дорогую сердцу Харьковщину и ее место в общей истории, описанной в «Слове». Да и мои доклады были этому посвящены: Изюм и Изюмщина! А ведь при умелом менеджменте можно было бы создать интереснейший туристический маршрут, например: «Новгород-Северский – Чернигов – Путивль – Изюм». Но это, так, к слову… Душа историка болела от нерадивости нашего общества в отношении таких исторических жемчужин, как Путивль…
Участники конференции во время посещения Городка осматривают земляные работы на его территории. Законны ли они?
Коментарий ученого. Можно укорять ученых-историков или археологов в том, что они не популяризуют (или популяризируют, но мало) свои исследования. Но, уважаемые господа, – это и не работа ученых. Для этого должна быть создана мощная система информационной поддержки науки. Посудите сами. Что я должна делать: исследовать или бегать по редакциям в поисках тех, кому тема науки нужна не для ПиаРа? Мой ответ: «Исследовать!». Мы готовы поделится результатами своих исследований, но не в режиме: «Дайте нам то, – не знаем что!».
Можно укорять ученых и музейщиков, что они – не владеют менеджментом. Господа, не всяк ученый – хороший менеджер и не любой менеджер – ученый. Для этого должны быть государственные и бизнес-структуры поддержки науки и культуры, которые бы привелекали нас в виде консультантов и советников. Как-то ко мне обратилась за консультацией одна уважаемая в Украине бизнес-структура. Речь шла о разработке востребованных маршрутов с историческим уклоном по Украине.
На практике это выглядело так. Дядя с большим мешком денег хотел включить свою гостиницу в тематический тур. Мне предлагалось дать справку об исторической тематике маршрута. Когда я сказала, что это будет ему стоить денег – он изумился! Еще бы! Он обратился к музейному работнику, долгом которого является популяризация национального культурного наследия. Он возмущался и грозил мне своими связями. В итоге – был послан в многодневный пеший тур с эротическим уклоном. После этого я приняла решение не работать с таким персоналиями – противно.
В Украине нет и отродясь не было нормальных грантовых программ по археологии, музееведению. Зато в избытке – дутых коллекционеров-меценатов от археологии. В избытке тех, кто, игнорируя научные факты, желает переписать историю.
К слову, события Смутных времен России, участие в них нынешних украинских земель и, в частности, пребывания Лже-Дмитрия в Путивле вы не найдете ни в одном учебнике истории Украины школьного курса (по крайней мере, когда я преподавала в школе (10 лет) я этого там не видела). Что это: недобросовестность чиновников от образования или умысел, напревленный на любое искоренение из исторической памяти общих страниц истории восточных славян и их прямых потомков?