Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ненавистю і безоглядною боротьбою прийматимеш
ворогів твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

2015 г. Материалы к своду памятников Крыма

О.И.Сергеева

Петропавловский собор Вторая пол. 19 в. (архит.) Ул. Октябрьская, 11.

Находился на стыке средневекового поселения Ак-Мечети и вновь строившегося г. Симферополя. Являлся архитектурной доминантой, объединявшей вокруг себя низкомасштабную застройку в стиле позднего провинциального классицизма.

Храм расположен на спокойном рельефе исторически сложившейся небольшой трапециевидной в плане площади. Повышение отметок рельефа с расширением трапециевидного пространства к востоку, и одновременным повышением рядовой фоновой застройки площади к западу создает эффект «обратной перспективы» в результате чего собор визуально увеличивается по масштабу. Собор сооружен в 1870 году по проекту петербургского художника-архитектора К.Лазарева на месте пожара обветшавшей и тесной деревянной церкви, построенной в 1801 г. по распоряжению Екатерины II [яка помера в 1796 році!].

По народному преданию на этом месте стояла палатка А.В.Суворова.

Церковь знаменовала первый этап становления новой культовой православной архитектуры периода присоединения Крыма к России.

Здание прямоугольное в плане, сложенное из известняка, оштукатуренное, эклектично по архитектуре с акцентированным использованием классической ордерной архитектуры и элементов древнерусского зодчества.

Установлено на высоком профилированном цоколе. Углы отмечены раскрепованными пилястрами. Входы фланкированы тонкими полуколоннами и заключены в обрамление порталов с глухими арочными фрамугами надпрямоугольной формы дверьми. Высокие арочные окна оформлены белокаменными наличниками.

На фасадах основного объема – изящно прорисованные полуциркульные фронтоны, обрамленные буртиком, в тимпанах которых устроены ниши в профилированном обрамлении. Здание венчает ступенчатый карниз с развитой фризовой частью.

Кровля выполнена трехскатной крышей, в центре которой расположен световой барабан, завершавшийся луковичной формы куполом с главкой.

Хороший художественный уровень определял и интерьер собора.

Многофигурные композиции подкупольного пространства стенописи выполнены масляными красками. Собор отличался тщательностью, отчетливостью и изяществом отделки.

В 1890 году был обнесен ажурной металлической оградой на каменном цоколе.

Функционировал до 1937 года.

Понес значительные утраты – разобраны колокольня до уровня II яруса и купол основного объема.

Неоднократно ремонтировался – 1924, 1928, 1974, 1975 гг.

В 1981 году Крымской КАРМ института «Укрпроектреставрация» (авторы: архитектор – О.И., Сергеева, инженер – Г.С. Бельтюков) разработан проект реставрации Собора Петра и Павла. В 1991 году реставрация здания, осуществленная ЗАО «Крымреставрация», была завершена и собор передан в пользование Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата. В период с 1991 по 1995 годы восстановлены фрагменты масляной росписи парусов с изображением евангелистов, по архивным данным реконструированы росписи интерьера (художники-реставраторы – Н.Е. Месков, В.И. Лобанов, А.И. Кравченко, Ю.И. Кравченко). С 2006 года здание функционирует как кафедральный собор.

Источники и литература:

ЦГИА СССР – Ф. 218, оп. 4, д. 1590, л. 9.

Ф. 1293, оп. 165, д. 410, л. 1.

Ф. 218, оп. 3, д. 1956, л. 9.

Ф. 797, оп. 35, 2 отд. Д. 35, л. 5.

Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. ». – К.: 2015 р., с. 537 – 538.