Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Будь гордий з того, що Ти є спадкоємцем боротьби
за славу Володимирового тризуба

Богдан Хмельницький

?

1980 г. По Брацлавщине

Д. В. Малаков

1980 г. По Брацлавщине

Розмір зображення: 800:444 піксел

В 1740 году Францишек Салезий Потоцкий заложил костел с кляштором тринитариев, строительство которого завершил около 1780 года Станислав Щенсный Потоцкий.

Браиловский монастырь – уже знакомая нам по винницким памятникам композиция: костел и примыкающий к нему со стороны хора корпус келий. Однако соотношение объемов несколько иное, по-другому выглядит и сам костел – это трехнефная базилика, перекрытая сводами с люкарнами в среднем нефе. С северной стороны у входа высится колокольня, своей богатой пластикой и крупными проемами, скорее, напоминающая нарядную дворцовую башню в стиле барокко. В сводчатых перекрытиях устроены овальные проемы – колокола тут звучали по-особому. В ажурном рисунке кованых перил второго яруса колокольни центральное место занимает изображение семиконечного креста под короной – герб «Пилява» Потоцких, переделанный после обращения монастыря в православный, восьмиконечный старообрядческий крест.

Несмотря на сложную многоплановость объемов, декор фасадов достаточно скромный, сдержанный, особенно по сравнению с интерьером, который украшают каннелированные пилястры коринфского ордера, высокий, сложного профиля антаблемент, многократная креповка, изысканные по силуэту фронтоны в алтаре, богатая лепнина и, наконец, живопись, покрывающая своды и стены. Браиловские росписи когда-то очень славились. Их выполнил в конце XVIII века темперой по сухой штукатурке художник-монах Иосиф Прахтль. Король Станислав-Август, посетивший Браилов в 1787 году, специально осмотрел эти росписи. К сожалению, сюжетные и декоративно-орнаментальные мотивы росписей сохранились плохо.

По обоим сторонам хора – баптистерий и сакристия, двери из которых ведут в корпус келий. Последний, в отличие от винницкого кляштора доминиканцев, имеет в плане вид буквы «Н», один из створов которой замкнут торцом костела. Во внутренний дворик смотрят окна из прохладных сводчатых коридоров с дощатыми полами и маленькими скамеечками в подоконных нишах. Даже дух монастырский еще не выветрился, не хватает лишь кованых сундуков под дверями келий.

После польского восстания 1831 года монастырь был преобразован в православный Троицкий. А для должного благолепия колокольню украсили шатром с кокошниками, на двускатной костельной крыше возвели фальшивый восьмерик с шатровым завершением, в ограде устроили неуклюжие ворота в стиле московского барокко. Но все эти «новоделы» не сохранились [Малаков Д.В. По Брацлавщине. – М.: Искусство, 1982 г., с. 57 – 58].