Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Будь гордий з того, що Ти є спадкоємцем боротьби
за славу Володимирового тризуба

Богдан Хмельницький

?

1967 г. Архитектура левобережной Украины

М. Цапенко

Собор Троицкого монастыря в Чернигове является старейшим зданием этого типа. Он выстроен в 1695 г. В 1781 и 1808 гг. горел. После пожара 1781 г. вместо прежних пяти куполов было восстановлено три, остальные оказались поврежденными настолько, что были совсем разобраны [Шафонский А. Черниговского наместничества топографическое описание. М., 1851, стр. 269].

Планировка здания и основные объемы дошли до нас без изменения,, но наружные и внутренние детали, несомненно, подвергались переделкам и модернизации в духе классицизма. Однако эти переделки не уничтожили полностью своеобразие первоначальной архитектуры. Достаточно сказать, что в здании нет колонн или полуколонн, а пилястры не имеют развитых капителей и баз. Своеобразным «латинизмом» является устройство ниш на всех фасадах в обоих ярусах здания. В таких нишах в католических странах обычно устанавливалась скульптура, здесь же в некоторых нишах сделаны живописные изображения, видимо, более позднего происхождения.

На западном фасаде собора находятся две башни, увенчанные восьмигранными главами. Внутри одной из них устроена лестница, ведущая в-верхние ярусы. Наличие этих башен обычно считается приемом, заимствованным в западной архитектуре. Однако в Чернигове еще с XI в. сохранился Спасский собор с двумя башнями на западном фасаде (одна из них – поздняя).

Если в зданиях предшествующих типов интерьер обычно решался просто, без украшения, если не считать богатого резного иконостаса, то здесь не только иное пространственное построение интерьера, но и иной принцип его декоративного убранства. Все рассчитано на внешний эффект. Сильно раскрепованные столбы, трехъярусные боковые нефы с балюстрадами, удаляющиеся в перспективе крестовые своды нижних галерей боковых нефов – все это выглядит нарядно, тем более что стены и потолки покрыты декоративной и тематической росписью (живопись была поновлена в 1876-1878 гг.). Пятиярусный иконостас собора представлял собой редкий образец работы украинских мастеров XVII в. Несомненно, зодчий был знаком с архитектурой итальянского Возрождения и с ее реминисценциями в более близких к Украине странах.

Элементы некоторой подражательности снижают ценность этого памятника, а его пространственное построение создает впечатление какой-то незавершенности. В зданиях пирамидальной композиции весь пропорциональный строй был подчинен принципу строгой центричности. В данном же случае пространство организовано по принципу горизонтальной ярусности, но боковые нефы слишком коротки для того, чтобы получилось развитое горизонтальное пространство. Это особенно чувствуется во втором ярусе, который представляет собой обычные, довольно незначительные по размерам хоры, а третий ярус вообще является ложным. Ложными, закрытыми были все боковые барабаны, что совершенно про-тиворечріт украинской традиции.

Кто был автором этого здания?

В специальной литературе последних десятилетий утвердилось мнение, что автором был Адам Зерникау – немец из Кенигсберга, философ, богослов и правовед, – после долгого пребывания в университетских городах Европы очутившийся в 1680 г. в Чернигове. Первоисточником этих сведений являлась, по-видимому, автобиография Зерникау.

[Труды Киевской духовной академии. Киев, 1860, кн. 3, стр. 173. В комментариях высказано предположение, что Зерникау, после многих постигших его неудач, постригся в монахи Киево-Печерской лавры, где и умер в 1692 г. (собор был закончен строительством в 1695 г.). Есть и другие сведения: в дневнике генерального хорунжего Николая Ханенко (1727-1753 гг.) сказано «…отца Адама, що у преосвященного новгородского был, (Зерникава) поховано в Невском [Новгород-Сіверському ?] монастыре. Умер здесь 5 января, 1733 г.». (Приложение к ж. «Киевская Старина», 1884, март, стр 90)]

Однако сопоставление даты приезда Зерникау (1680 г.) и начала строительства собора (1679 г.) говорит о том, что когда Зерникау прибыл в Чернигов, собор уже строился. Кроме того, Зерникау, который многословно и подробно пишет обо всех событиях своей биографии, ни слова не говорит о том, что он участвовал в строительстве Черниговского храма.

Из сказанного следует, что авторство Зерникау в отношении Троицкого Черниговского собора очень сомнительно. Кто же, все-таки, мог быть автором этого незаурядного здания? Точно ответить на этот вопрос невозможно, но мы позволим себе высказать новое предположение на этот счет.

Выше было приведено письмо гетмана Самойловича к игумену Мгарского монастыря Русиновичу от 12 января 1684 г., где сказано: «…залецил нам наш полковник Черниговский… майстра немецкое породы на имя Ивана Баптисту, которого для поправы церкви пастырское до Чернигова з Литвы затягнено…», и далее: «…показывал нам оный тут абрис Черниговское пастырское церкви». Итак, Иван Баптист был из Литвы приглашен в Чернигов для церковного строительства. Что именно он строил здесь, мы не знаем, однако можно предположить, что это был Троицкий собор. Такое предположение подтверждается тем, что Мгарский собор, который строил этот мастер, являлся несколько уменьшенным вариантом Троицкого Черниговского собора.

Джерело: Цапенко М. Архитектура левобережной Украины XVII – XVIII веков. – М.: 1967 г., с. 169 – 170.