Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Про справу не говори з тим, з ким можна, а з ким треба

Богдан Хмельницький

?

2007 г. Геноцид архитектуры

Дегтярев Михаил Георгиевич, искусствовед, член Национально союза художников Украины, действительный член Нью-Йоркской Академии наук, сопредседатель Гражданского комитета защиты архитектуры Киева

Дата: 30.08.2007

Нашей страной, как известно, уже давно осознана необходимость на равных войти в сообщество европейских цивилизованных стран. По крайней мере, об этом может свидетельствовать факт подписания правительством Украины в разные годы международных соглашений (хартий, конвенций) о бережном отношении, сбережении для потомков памятников истории и культуры Украины, которые, безусловно, представляют неотъемлемую часть общемировой культурной сокровищницы.

Несомненно, что в первую очередь это относится к таким бесценным недвижимым историческим памятникам, как комплексы монументальных построек Киево-Печерской лавры и Софийского собора, вобравших, образно говоря, духовное наследие нашего народа, являющихся живыми свидетелями наших многовековых строительных традиций. Эти комплексы по праву внесены в Список культурного всемирного наследия и находятся под охраной ЮНЕСКО.

Законными наследниками этих памятников теперь являются отнюдь не правительство Украины и даже не Президент страны, а все человечество в целом. Они должны быть сохранены нынешним поколением и бережно переданы последующим.

Интересно подчеркнуть, что согласно действующему законодательству охраны памятников в Киеве должно соблюдаться положение о так называемых архитектурно-охранных заповедных зонах (указ киевского Горсовета от 1979 г. № 920, подтвержденный решением киевских депутатов за № 979 от 2002 г.).

В этих зонах категорически запрещается проведение каких-либо масштабных строительных работ, так как они, естественно, вносят элементы, диссонирующие с традиционной, исторически сложившейся архитектурно-ландшафтной средой, а также могут представлять угрозу самому физическому существованию памятников. Фактически архитектурно-охранной зоной считается большая часть исторического центра Киева, составляющая, тем не менее, всего лишь 6-7% современной городской площади.

Прежде всего – это значительная часть территории старинной городской застройки ( улиц и переулков), непосредственно примыкающих к знаменитым архитектурным ансамблям. Кроме того, в эту зону входит весь Крещатик, часть улицы Владимирской (до ул. Льва Толстого), древняя часть Печерского района, территория Выдубецкого и кирилловского монастырей и многое другое.

Однако, несмотря на это, в архитектурно-строительной жизни Киева ( как впрочем, и в других исторических городах Украины) усиливается тенденция грубого нарушения законодательства охраны памятников. В наши дни то туту, то там, как грибы после дождя, в заповедных зонах Киева растут многоэтажные здания из железобетона и стекла, которые не вписываются в окружающую архитектурную среду ни по габаритам, ни по своим «суперсовременным» формам и фактуре фасадов.

Они эту среду разрушают не только в эстетическом отношении, но буквально, и физическом. Ибо нередко для возведения этих зданий-монстров «расчищаются» участки, на которых до этого находились еще довольно добротные старинные здания – ценные памятники истории и архитектуры. Подобным зданиям в настоящее время интенсивно, но бездумно хаотично, застраиваются практически все свободные участки центра Киева.

Застройку Олимпийской площади перед Центральным стадионом можно назвать преступлением перед киевлянами: это неоправданное и непродуманное со стороны городской архитектурной администрации мероприятие может привести к весьма печальным, можно сказать – трагическим последствиям.

Разгрузочные площади перед стадионами устраиваются, прежде всего, для обеспечения свободного перемещения зрителей. В случае большого скопления народа может случиться давка с пострадавшими из-за элементарной нехватки пространства перед стадионом.

Новые высотные здания в историческом ядре Киева начинают конкурировать с такими высотными доминантами, как колокольня Софийского собора и Киево-Печерской лавры, хотя даже в советское «атеистическое» время за этими величественными культовыми сооружениями признавалось их главенствующее значение в городской застройке.

Отнюдь не способствует сохранению архитектурного наследия также многоэтажные подземные торгово-развлекательные центры, устраиваемые в исторической части города. Они приносят жителям города множество неудобств, создают сложности в движении транспорта и проблемы экологического характера. Поэтому совершенно не оправданы огромные затраты по сооружению этих центров.

Любимые места отдыха киевлян – зеленые склоны приднепровских холмов сейчас продаются под частные котеджи, клубы, паркинги, а горожан, как морлоков из романа Герберта Уэллса – людей второго сорта – агитируют проводить время под землей: сейчас в кафе и ресторанах, а в будущем – даже на теннисных кортах, катках и в бассейнах.

Нет сомнения, что все эти безобразия, творящиеся в нашей стране в ущерб общественным интересам и в угоду финансовым интересам отдельных частных лиц, стали возможными при попустительстве и пособничестве тех государственных чиновников, которые как раз и должны были бы стоять на страже культурного наследия и не допускать происходящего в этой области правового беспредела.

Стоит заметить, что в цивилизованных странах Европы, где законы существуют не только на бумаге, старинные кварталы исторических городов, в основном, сохраняют свой архитектурный облик. А новые высотные торговые, банковские, гостиничные и т.п. здания возводятся, как правило, в особых «деловых центрах»,удаленных на безопасное для восприятия культурного наследия расстояние. Конечно, в Европе для современных практических нужд, утилитарных целей (небольших магазинов, офисов, уютных отелей) приспосабливаются также и старинные здания-памятники. Однако делается это тактично, без искажения их аутентичного облика, в полном соответствии с международными соглашениями.

Основные положения отечественного законодательства охраны памятников, сформулированные еще в советское время, были подтверждены, а некоторые даже усилены в новом «Законе о сохранении культурного наследия» от 2000 года, подписанного экс-президентом Л. Кучмой. Тем не менее, несоблюдение данного закона, грубейшее его нарушение мы можем уже сейчас наблюдать на примере отношения к главным нашим национальным святыням – Софийскому и Лаврскому ансамблям памятников.

Так, на протяжении нескольких последних лет на Софийской площади ведется строительство в чуждых для данной исторической среды формах и материалах многоэтажного гостиничного здания, которое доминирует по габаритам и высоте над двумя расположенными поблизости соборами – Софийским и Михайловским Златоверхим. При подготовке стройплощадки для этого монстра были разобраны три невысокие старинные здания – памятники архитектуры.

Все это осуществлялось несмотря на активные протесты со стороны киевской общественности, проводимые пикеты у стен новостройки, частые выступления в СМИ специалистов с критикой в адрес происходящего. Однако со стороны городских властей это не вызвало никакой реакции.

Не помогли и письма с резкой критикой происходящего на Софийской площади, присланные из ЮНЕСКО в различные государственные инстанции: они просто были спрятаны чиновниками под сукно. Один известный греческий архитектор, посетивший Киев, заметил, что в Афинах на знаменитом Акрополе строительство подобного отеля рядом с Парфеноном было бы просто немыслимо.

Несколько позже аналогичное в плане своей варварской сути по отношению к культурному наследию действие было осуществлено на противоположной стороне Софийской площади. Там над двумя 4-этажными зданиями-памятниками был надстроен 5-ый мансардный этаж, безусловно безвкусно увенчанный эклектичными башенками и фронтончиками, которые агрессивно приковывая к себе внимание, лишили Софийский собор его былой монументальности.

Прежние жильцы этих домов были отселены, а в интересах появившихся здесь новых хозяев-толстосумов во дворе (с тыльной стороны зданий) начали рыть глубокий котлован для устройства в нем подземного двухэтажного паркинга и нескольких подземных бассейнов.

Понятно, что железобетонная конструкция паркинга и бассейнов не могут не нарушить устоявшегося режима циркуляции грунтовых вод, а вибрация техники и выхлопные газы отнюдь не будут способствовать сохранности архитектурных памятников и уникального ансамбля фресок и мозаик в интерьере собора. Стоит заметить, что в советское время по указанной причине стоянка автомашин на площади не допускалась: разрешалось лишь не надолго остановиться автобусам с экскурсантами.

Позволим себе риторический вопрос: возможно ли устройство подземных гаражей, бассейнов и т.п., например в Иерусалиме под Стеной плача или в Мекке под Каббой? И что бы сделали с горе архитекторами и строителями патриоты этих стран? Почему же у нас допустимо такое святотатство?

Трудно сказать, что может представлять большую угрозу для собора и других памятников – наличие рядом с их фундаментом гаражей, бассейнов или спортивных залов с их динамической нагрузкой и дешевыми. Ведь может сработать чисто человеческий фактор- нетрезвый слесарь недокрутит кран или в результате небольшого землетрясения, от которого Киев не застрахован,… полопаются трубы и образуется болото под собором.

И неужели кому-то может быть непонятно, почему определены обширные охранные зоны вокруг Софийского заповедника и что любые серьезные строительные мероприятия, если и допустимы вблизи него, то они должны быть направлены только на сбережение и реставрацию святыни!

Еще один вопиющий пример варварского отношения к наследию – это пристройка двухэтажного объема кафе-ресторана почти вплотную к башне Кушника в крепостной ограде Киево-Печерской лавры. Башня Кушника – знаменитый памятник фортификационного искусства рубежа XVII-XVIII ст., возведенная по заказу гетьмана Ивана Мазепы, считавшего святого Ивана Кушника своим небесным покровителем. Гетьман надеялся быть в ней похороненым после своей смерти.

Пристроенный объем, безусловно, не способствует эстетическому восприятию памятника. Уж лучше бы пристройка имела вид откровенного новодела, нежели оказалась выполненной в эклектических псевдоисторических формах. И опять-таки – осуществленной волюнтаристски-келейно, отнюдь не на конкурсной основе и без общественного обсуждения.

Противозаконно устроенный под фундаментом памятника подвал глубиною в три метра (для нужд ресторана) – это несомненная угроза сохранности памятника.

В данном случае мы видим полное пренебрежение, как отечественным законодательством, так и положениями международных соглашений. Если у нас охранной зоной памятника считается расстояние не менее 50 метров (смотрите «Законодательство про пам’ятники Історії та культури” Київ, 1970, с.393), то в некоторых европейских странах оно доходит до 300 метров. И это при наших-то просторах и, с другой стороны, при перенаселенности и плотности застройки европейских городов!

Что же касается исторической среды, то получается, что новодел по-хулигански оказался внедренным в пространство между такими ценнейшими памятниками, как Арсенал, Феодосиевская и Воскресенская церкви, дом киевского генерал-губернатора.

Возмутителен цинизм, с которым госчиновники, отвечающие за сбережение наследия, твердят, что они сами решают, следовать ли им нормам законодательства, или в нужных случаях пренебречь ими.

Чтобы найти выход из создавшегося тупика, наверное, нужно стараться всемерно популяризировать культурное мировое наследие, содействовать максимальной информированности общества по вопросам международных соглашений, пропагандировать эти знания, вводя их в программы учебных заведений, и, конечно, в силу возможностей, требовать от всех государственных структур соблюдения существующих положений международных соглашений.

Ибо, как показывает практика, украинский посттоталитарный режим более живо реагирует на внешние, зарубежные факторы, нежели на «внутренние».

Патриотически настроенная группа специалистов еще при режиме Л. Кучмы пыталась повлиять на негативные процессы в области градостроительства и архитектуры. Был создан Гражданский комитет защиты архитектуры Киева, который направил целый ряд писем в самые высокие государственные инстанции, организовал в Доме архитекторов выставку «Геноцид архитектуры» и выступления в СМИ. Однако никакой реакции со стороны ответственных должостных лиц не последовало: они взяли на вооружение тактику замалчивания проблем, нежели их решения.

Уже после «оранжевых» событий от Комитета было послано воззвание к Президенту Украины Виктору Ющенко, в котором указывалось конкретно на пять вопиющих случаев развернувшихся новостроек, которые необходимо приостановить в срочном порядке, как преступные и, буквально, катастрофические для города, а также наказать виновных, чтобы впредь подобное стало невозможным. Вот о каких объектах идет речь: жилой дом по ул. Грушевского 9-А; новостройки перед стадионом «Олимпийским»; офисно-гостиничный центр на Почтовой площади; офисно-гостиничное здание по ул. Большой Житомирской 2-А; офисное здание по ул. Васильковской, рядом с костелом.

Еще одно воззвание к Президенту с просьбой остановить творящийся в Киеве вандализм, подписанное рядом известных специалистов: народных архитекторов, докторов искусствознания, заслуженных деятелей культуры, было направлено Президенту и опубликовано в газете «Культура і життя» (18 мая 2005г.). К сожалению, эти письма остаются безответными до сих пор.

В ближайшее время программой-минимум для киевской общественности становится дело спасения от варварской застройки Набережного шоссе. Иначе будет уничтожена красота неповторимого киевского исторического ландшафта, славящаяся на весь мир. Гладь воды будет отделена от зеленых днепровских склонов и, безусловно, усилятся по склонам гор оползневые процессы (уже сейчас, как известно, произошли значительные обрушения в Лаврских пещерах).

Джерело: Хайвей