2011 г. Конфликт между УПЦ и “музейщиками”
Глава Союза православных братств насильно захоронил под стенами Кирилловского храма бывшего настоятеля.
Дата: 29.05.2011
Как стало известно «Религии в Украине», киевский музей “Кирилловская церковь” подал в суд на одноименную общину УПЦ (МП), представители которой, вопреки действующему законодательству, 4 мая захоронили на территории церкви бывшего настоятеля прихода святых Кирилла и Афанасия протоиерея Феодора Шеремета.
Первоначально погребение священнослужителя готовилось на территории Лесного кладбища, где и была вырыта могила, однако в последнюю минуту представители Союза православных братств под руководством Валентина Лукияника, редактора приходской газеты «Кириллица» Сергея Герука и журналиста-историка Александра Анисимова выкопали могилу у стен Кирилловского храма-музея, где оперативно похоронили своего духовного отца.
В процессе погребения возник инцидент с сотрудниками музея, которые пытались помешать погребению, указывая на недопустимость каких-либо новых захоронений на территории филиала Национального заповедника «София Киевская». В конфликт вмешалась милиция, СБУ, однако священнослужителя уже успели захоронить. В настоящее время рассматривается вопрос о перезахоронении тела.
Примечательно, что официальные церковные структуры УПЦ, руководство Кирилловского прихода не давали благословения на погребение священнослужителя на территории церкви-музея и так же, как и музейные работники, были поставлены перед фактом случившегося.
Впрочем, энтузиасты от упомянутой православной общественности уже подготовили открытое письмо к властям с требованием стать на сторону тех, кто посчитал нужным похоронить о. Федора на территории заповедника. По словам одного из участников конфликтного погребения Александра Анисимова, православные активисты «будут бороться, сколько хватит сил».
В своем ЖЖ Александр Анисимов так описывает панихиду и погребение о. Федора:
«4 мая, в 11 утра в Свято-Кирилловском храме началось отпевание покойного. В самом храме собралось несколько сотен прихожан. Более пятидесяти священников по очереди, в соответствии с канонами, произносили заупокойные молитвы. […] С Сергеем Ивановичем Геруком – духовным сыном усопшего и главным редактором замечательного издания «Кириллица» мы на время уходим в его редакционную келию. Молимся перед Казанской иконой, тихо сидим, размышляем о бренности бытия…
Колокол благовествует о том, что лития совершилась. Возвращаемся к храму. Трижды вместе со гробом, скорбно шествуем вокруг церкви… Не покидают мысли: где погребать будем?
На Лесном кладбище уже подготовлена могила, но мы знаем, что батюшка, первым в Украине возродивший здесь приход, два десятилетия (ценой и утраты здоровья), опекавший и мирскую паству, и тех, кто по соседству (две тысячи душевнобольных), должен быть погребен здесь, как и заведено в христианстве: рядом с храмом…
Проходят мучительные минуты. Много минут. Очень много… Письма к самым главным «православным» – главам кабмина, Киева и пр. не подписаны. Однако есть письмо главного санитарного врача. Можно здесь! Одержимые бесами прыгают представители музея-заповедника… Я на правах историка объясняю (по-видимому, копателям могилы – ред.), что в этом месте хоронить нельзя. Здесь – газопровод высокого давления, водопровод и канализация. Нужно и можно там, где был уничтоженный большевиками монастырский погост. Слева от алтаря. Убедил. Идем туда. Показываю место. Люди с лопатами начинают действо. Убедился, как силен православный мир! Быстро роется могила. Всего две лопаты. Люди сменяют друг друга. Дело идет! Слава тебе Господи! Но…
Время идет. Нас закрыли на все замки. Подкатил «Беркут»… Какая-то сволочь настучала, что в Кирилловской «самозахват». Ничего себе! Прибывают важные чины. Подполковник МВД Подольского РУВД, микромайор СБУ, еще какие-то сошки. Мы – Председатель Православных Братств Украины Валентин Лукьяник, Сергей Герук и я, начинаем объяснять, что закон не нарушаем, что милиция должна защищать народ, что у нас православный президент… Вроде срабатывает.
Желающих проводить в последний путь, которые томились по ту сторону ограды, запускают в обитель… Мы прощаемся с батюшкой, несем гроб, опускаем… Все! Установлен крест, плачут люди, море цветов. Схватило сердце. С Сергеем Геруком мы спускаемся вниз, долго размышляем над тем, как сложился день, и благодарим Господа за то, что Он отвел беду. Спи спокойно, отче Феодоре!»
На вопрос одного из читателей, «кто же этот нехороший человек, который устроил вызов ментов прямо на похороны?», Александр Анисимов ответил: «Один из священников!!! Стоял в стороне все время и стучал по мобильному. Там же грызня за кусок пирога теперь…»
Вместе с тем другая участница панихиды по отцу Федору – регент киевского храма в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» Наталья Савенко, ранее служившая регентом в Кирилловском храме, – назвала действия главы Союза православных братств Валентина Лукияника провокационными. В комментариях к статье руководителя самопровозглашенного «официального сайта УПЦ» Василия Анисимова, реабилитирующего деятельность В. Лукияника, регент сообщает:
«После отпевания толпа людей с гробом, в котором лежало тело почившего, около шести часов пикетировала территорию музея. При этом конечно уважающие свой сан священники (почти все) разошлись – музейщики стояли горой против этой акции, но захоронить тело почти через хитрость таки удалось. К тому же именно Лукиянику в очень короткий срок удалось достать разрешение на захоронение одного из депутатов. Это ли есть примеры христианского благочестия?»
Как известно, в 2004 году от стен Кирилловского храма отправлялись «крестные ходы» политического характера в защиту кандидата на пост президента Виктора Януковича. Шествия организовывались Валентином Лукияником и тогдашним настоятелем прихода о. Феодором Шереметой – вопреки неоднократым обращениям со стороны Киевской митрополии УПЦ к настоятелю прекратить подобные действия.
В то же время один из ярких представителей «политического православия», сотрудник Института стран СНГ Кирилл Фролов в некрологе по поводу смерти священнослужителя пишет: «Прот. Федор Шеремета привел ко Христу и его церкви многих известных общественных и политических деятелей, борющихся за союз Украины с Россией… О. Федор всегда ясно и смело выступал против любых форм отделения Украинской церкви от Русской, помогал тем православным братствам, которые выступают за единство Русской православной церкви».
Джерело “Релігія в Україні”