Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Змагатимеш до посилення сили, слави, багатства і простору
Української держави

Богдан Хмельницький

?

1986 г. Памятники градостроительства и архитектуры

1986 г. Памятники градостроительства и…

ТРЕХСВЯТИТЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1755 г. В 1875 г. с западной стороны строят двухъярусную колокольню и крытый переход, соединяющий колокольню с церковью. Декор экстерьера со временем был сбит и заштукатурен. Таким здание дошло до начала реставрационных работ в 1974 г. Объем сооружения и декоративное убранство интерьера сохранилось в первоначальном виде. Памятник в стиле барокко, из кирпича, объемно-плановая композиция представляет тетраконх, увенчанный куполом на полуциркульном барабане. Фасады решены равноценно. Главная тема их – конха со спокойным ритмом пилястр тосканского ордера, членящих стены, увенчанные карнизами с триглифами на фризах. Стены основного массива сооружения с раскрепованными углами, акцентированными пилястрами, увенчаны фронтонами, разорванными в уровне венчающего карниза и вписанными в аттиковый пояс. Прямоугольные проемы апсид оформлены простыми широкими наличниками с замковыми камнями. На основном массиве здания только небольшие овальные окна, по одному в разрыве фронтонов. Богатством декоративной обработки отличается барабан, решенный в том же архитектурно-художественном ключе, что и само здание. Его цилиндрический объем прочерчен спаренными пилястрами. Поставленные на общий цокольный пояс, они поддерживают аттиковый пояс главы с треугольными фронтонами. Подфризовый поясок барабана обрамляет полуциркульные окна. Входы в сооружение расположены по сторонам света, к ним ведут широкие марши лестниц. Четкая конструктивная схема памятника организует пространство в интерьере. Четыре пилона при помощи подпружных арок и парусов несут барабан, увенчанный куполом. Декоративное убранство сосредоточено в подкупольном пространстве. Пилоны украшены двумя парами сдвоенных пилястр на общем пьедестале. Их лепные капители разнообразны по рисунку и тщательно проработаны. Формы капителей импровизированы, не совпадают с принятыми ордерными канонами и близки к свободным трактовкам интерьеров XVII-XVIII вв., созданных архит. И.Г. Григоровичем-Барским. Купольный свод и конхи декорированы радиально идущими тягами тонкой профилировки, особенно богато декорирован барабан. Оконные проемы оформлены объемной скульптурой, под окнами расположены барельефные медальоны. Простенки заполнены спаренными пилястрами, несущими антаблемент с геометрическим орнаментом по фризу. В толще стены, в северо-восточной части здания находится камин. Композиция в технике масла XVIII-XIX вв. – восточная часть.

Реставрация проводилась в 1974-1982 гг. Живописные работы окончены в 1984 г. В результате работ восстановлены деревянные конструкции покрытий конх, крыша и купол, восстановлен декор экстерьера, ранее сбитый и заштукатуренный, паперти и лестницы у входов. Памятник представляет пример высокопрофессиональной архитектуры барокко второй трети XVIII в. [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4, с. 306].

Іконостас у 18 ст. розписував маляр Воскобойников [Жолтовський П.М. Художнє життя на Україні в 16 – 18 ст. – К.: 1983 р., с. 122].