Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ні просьби, ні грозьби, ні тортури, ані смерть
не приневолять тебе виявити тайни

Богдан Хмельницький

?

1988 г. По восточному Подолью

Д. В. Малаков

1988 г. По восточному Подолью

Розмір зображення: 607:637 піксел

В селе Лозовая, живописно раскинувшемся на берегах запруженной одноименной речки, стоят в обрамлении старых акаций две деревянные церкви.

Одна из них, скрытая от глаз сельской застройкой и зеленью, находится недалеко от плотины с водяной мельницей в конце сельской улицы, поднимающейся в гору. Там, уже в поле, за стеной кукурузы и подсолнухов и стоит Николаевская церковь (1762), перевезенная, как говорят старожилы, из Шаргорода, когда село Лозовая разрослось в эту сторону.

Это все тот же тип подольской деревянной церкви, что и в Слободе-Шаргородской. Однако здесь уже над каждым из трех квадратных срубов поставлен невысокий восьмерик, увенчанный осадистым шлемовидным куполом, мягко и незаметно перепоясанным понизу. Восьмерики поставлены плотно, создавая единый, пластично проработанный объем. Венчают сооружение луковки главок на точеных фонариках. По периметру всех трех срубов, средний из которых по обычаю шире крайних, устроен широко свешивающийся пояс (оласанье), опирающийся на кронштейны. Его назначение – отвести дождевую воду дальше от фундамента.

Одним из любимых, повсеместно почитаемых святых на Украине считался Микола (Николай), хранящий от пожаров, помогающий странствующим и путешествующим, покровительствующий морякам й плотникам. На фронтоне более позднего притвора с гранеными стеклянными фонарями по углам изображен масляными красками в полный рост Микола, слева от него – крошечная церковка, трехъярусная, привычных для Украины очертаний, а справа – аллегорический корабль спасения – парусник, лихо мчащийся по волнам «житейского моря». Для усиления эффекта сельский живописец «плеснул» волнами прямо к ногам святого.

Деревянная трехъярусная колокольня стоит отдельно, с восточной стороны церковного подворья, что хотя и является некоторым отступлением от традиции, но вполне объяснимо самим расположением церкви, обращенной канонически главным фасадом и входом на запад, а здесь – в поле; подходы к храму из села – с противоположной стороны, где и поставлена колокольня.

Джерело: Малаков Д.В. По восточному Подолью. – М.: Искусство, 1988 г., с. 105 – 108.