Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ненавистю і безоглядною боротьбою прийматимеш
ворогів твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

2015 г. Материалы к своду памятников Крыма

Ю. С. Воронин, В. Н. Даниленко

Монастырь Чильтер-Коба 8 – 15 вв.

В одном из урочищ, являющихся ответвлением Бельбекской долины, вблизи современного с. Малое Садовое (быв. Кучук-Сюрень), в комплексе с Сюреньским укреплением, рядом сельских поселений, несколькими группами тарапанов (давилен для винограда), зерновыми ямами, загонами для скота, расположен небольшой монастырь Чильтер-Коба, имеющий в своем составе пещерные сооружения. Эти памятники, хотя и были известны с начала прошлого века, не привлекали особого внимания историков и археологов, краеведов и туристов. Проводившиеся здесь раскопки по своим скромным масштабам явно не соответствуют значению памятников, скорее, их можно определить как разведочные шурфовки. Лишь в 1978 г. были проведены более масштабные работы. Между тем, памятники этого района сравнительно хорошо сохранились, а во многих деталях лучше, чем другие пещерные сооружения Крыма.

Урочище невелико по площади, зажато со всех сторон высокими обрывистыми скалами, внешние границы его образуют мысы Куле-бурун и Джаниче-бурун. В глубине громоздится мыс Ай-Тодор (местное название – Гроб-скала) и чуть выступает над зеленью мыс Серый Лоб. Между мысами – глубокие балки с крутыми склонами: Кизильник и Хор-Хор. Западное пространство между скалами укрыто от ветров почти всех направлений, склоны прогреваются солнцем, внутри урочища обычно тихо и чуть теплее, чем за его пределами.

С западной стороны мыса Ай-Тодор, в нижней части скального обрыва, образовалась более или менее широкая горизонтальная площадка, переходящая в глубокий и длинный навес (грот) длиной более 140 м. Здесь и расположились помещения монастыря. Судя по названию мыса, монастырь был посвящен св. Феодору.

Подниматься из долины к монастырю можно двумя путями: по дороге, огибающей мыс Джаниче-бурун, балку под ним и подходящей к монастырю с юга, и по тропе, начинающейся в соседней балке. Оба подхода вели в хозяйственный двор, занимающий северную часть грота площадью, примерно, 700 – 800 м2. Дорога подходила к стене, перегораживавшей грот, с воротами в ней шириной 1,8 м. Для тех, кто поднимался по тропе, была устроена лестница, частично – деревянная, частично – вырубленная в скале, и калитка, от конструкции которой остались углубления для бревен толщиной более четверти метра. Весь монастырь был окружен оборонительной стеной, проходившей по краю обрыва. Прямо против ворот, на северном конце двора, был вход в, собственно, монастырь. Калитка и ворота контролировались из пещерки, где, вероятно, жил привратник.

Пещерные сооружения

Все хозяйственные, жилые и культовые пещеры объединяются в несколько групп.

1. Северная часть площадки, наиболее широкая и хорошо укрытая от непогоды. Кроме вырубленных в скале пещер еще ряд келий был возведен на самой площадке, но ни их размеры, ни, даже, количество установить не удается. Возможно, это были три-четыре каменные хижины, прямоугольные в плане, по размерам сопоставимые с пещерами, т.е. 6 – 8 м2.

2. Описанная площадка отделяется от продолжения к югу массивным барьером, высеченным в скале и имеющим в середине проход. Северная часть по уровню лежит несколько ниже (примерно, на метр), чем южная. Здесь площадка сужается, становится менее прикрытой сверху, но примыкающая к ней скала, как сотами, тесно пробита пещерамикельями.

3. Храм в естественной пещере.

4. Одиночная пещера привратника (площадь – 6,8 м2).

5. Небольшая группа пещер концентрируется в районе ворот. Две из них – над самыми воротами, они заведомо не предназначались для жилья. Об этом говорят их размеры (1,2 и 0,9 м2) и полное отсутствие вырубов, характерных для всех келий. В них могли храниться мощи или какиелибо иные святыни. На деревянных щитах, которыми закрывались пещеры, крепились иконы. Кресты и иконы над входом в церкви и монастыри – обычное и, даже, обязательное явление в эпоху средневековья. Здесь же – еще две пещеры, одна из которых была кельей, назначение другой определить трудно.

6. В конце грота, в 64 – 85 м от ворот, – три пещеры, одна из которых разрушена, другая – келья, третья, возможно, не была закончена.

При строительстве монастыря был применен «живописный» способ сочетания архитектуры и ландшафта – монастырь вписан в окружающую природу и сливается с ней. Все пещеры и постройки на площадке прикрыты оборонительной стеной. Она невысока, но при нижней точке зрения почти полностью закрывала монастырь. Когда камни стены «загорели», они слились по цвету с окружающими скалами. Монастырь св. Феодора был основан, вероятно, в результате монашеской эмиграции из Византии 8 в. и просуществовал в течение 700 – 800 лет, до второй половины 15 в. Скорее всего, он был разрушен во время турецкой экспедиции Кедука-Ахмет-паши 1475 г. Такие даты определяются исторической обстановкой в юго-западном Крыму и подтверждаются археологическими находками.

Храм, 8 – 15 вв.

Самым значительным помещением монастыря был храм, расположенный в естественной пещере карстового происхождения. Боковые стены и алтарная часть искусственно подтесаны. Вход в пещеру был закрыт деревянной стенкой, конструкции крепления которой в виде вырубок в скале сохранились на боковых стенах пещеры. Общая площадь храма – примерно 110 м2, из них около 30 м2 – нартекс и почти 80 м2 – наос. Центральная ось обширной пещеры примерно на 30 град. отклоняется от линии запад-восток. Поэтому алтарная часть лежит не в этой центральной оси, а развернута несколько к востоку. Выделяются жертвенник, диаконник, престол, синтрон. Алтарная часть была отделена от храма преградой, судя по толщине (0,23 м), каменной.

Вдоль боковых стен вырублены невысокие скамейки. Сами эти стены были отделаны деревянной панелью. Деревянным, вероятно, был и пол, иначе трудно себе представить, почему естественный пол пещеры имеет значительный уклон в сторону входа, а его поверхность обработана очень грубо. В юго-западном углу, к северу от входа и в нише в северной стене – группы вырубных могил с заплечниками для плитового перекрытия. Всего таких могил 11. Кроме того, посреди наоса – крошечная (0,5 м в длину) детская могилка, захоронение в которой сохранилось и было извлечено при зачистке пола. Из множества вырубов и гнезд в стенах, потолке и полу не все поддаются удовлетворительному объяснению. Так называемые, кольца на потолке служили для подвешивания ламп. С южной площадки к входу в храм ведет вырубная лестница, которая за долгое время своего существования неоднократно переделывалась.

Трапезная

Одно из важнейших сооружений каждого христианского монастыря, включающее обычно кроме комнаты или зала совместных трапез монахов, еще и подсобные помещения, такие как кухня, кладовая и пр. Трапезной в Чильтер-Коба были четыре помещения, расположенные во втором или даже третьем ярусе пещер, частично над северной площадкой, частично над ее продолжением к югу. Все они теснейшим образом связаны между собой и950 заведомо являются единым комплексом. Это подчеркивается не только их положением среди других помещений монастыря, но также их анфиладной планировкой, при которой в каждое последующее помещение можно попасть только через предыдущее.

Первые три небольших помещения, каждое площадью, примерно, 4,5; 4,97 и 3 м2, а всего – 12,47 м2, в двух из которых были сооружены печи или очаги, имели характер кухни или кладовой. Из них проходить дальше нужно было по деревянному балкону или террасе, укрепленной на деревянных же брусьях с подкосами. Об их конструкции свидетельствует ряд парных пазов, по форме близких к квадрату со стороной около 0,2 м, вырубленных в скале. Подобные висячие галереи, террасы, балконы, комнаты широко применялись и в других пещерных памятниках Крыма. Некоторые из них описаны первыми путешественниками по Крыму и ныне видны на старых рисунках.

Трапезная является самой крупной искусственной пещерой монастыря после храмовой пещеры (5,8 х 2,7 м или неполных 16 м2). Она имеет строго прямоугольную форму, внутренние поверхности тщательно обработаны.

Наружная стена была каменно-деревянная: на полу и потолке сохранились верхние и нижние концы колонн, которые были вырублены из общего массива скалы. Пространство между ними было забрано деревянными перегородками.

Пазы и вырубы показывают, что через всю комнату был сооружен длинный стол, вдоль задней и боковых стенок протянулась скамейка. С другой стороны могли стоять табуретки или стулья. Всего за столом свободно могли разместиться до 14 человек. На потолке – несколько «колец», на которых подвешивались люстры со свечами.

Кельи, 8 – 15 вв.

Когда в современных исследованиях идет речь о «пещерных» городах и монастырях, обычно подчеркивается, что искусственные пещеры использовались не для жилья, а как оборонительные, хозяйственные, культовые, погребальные и пр. Лишь одна обширная группа их выделяется как жилые помещения – это монастырские кельи. В монастыре Чильтер-Коба большинство келий были пещерными. Они состояли из, собственно, пещеры и обязательного дополнения к ней в виде деревянных наружных стенок, внутренних перегородок, балконов, дверей, перил, лестниц, «встроенной мебели».

Всего в монастыре 11 или 12 пещерных келий. На северной площадке было построено 3 – 4 наземных кельи. Значит, всего, в периоды, когда монастырь процветал, в нем могли обитать 14 – 16 монахов. В трапезной могло951 разместиться именно такое количество обедающих. Средние размеры келий – 6,875 м2. Наиболее часто встречаются кельи площадью около 6 м2. Похоже, что наиболее привилегированной была группа пещер на северной площадке.

Средний размер пяти расположенных здесь жилых пещер выше среднего по монастырю – 7,9 м2. Расположены кельи свободно, на солидном расстоянии друг от друга. Вырублены, по большей части, тщательно, с некоторой выдумкой. Можно предположить, в одной из келий – жилище игумена, в другой (с дополнительным помещением складского типа) – эконома. Тесной группой расположены четыре кельи на южной части площадки. Их средняя площадь – 6,4 м2. Они более стандартны, не носят отпечатка индивидуальности хозяина. Еще меньше по размерам и более убоги пещеры в районе ворот и южнее их. Средняя площадь – всего 5,1 м2. Вырублены не под навесом, а над ним, ничем не укрыты от непогоды – ни от ветров, ни от дождя и снега. Видимо, такое разделение келий на группы соответствовало некоей иерархии внутри монастыря.

В типичной пещере была деревянная кровать, жестко привязанная к задней стенке и полу. В углу стоял столик (примерно, 1 х 1 м). Над столом, на задней и боковой стенках, закреплялась в пазах угловая полочка, где могли стоять свеча, книги, рукописи. В другом углу был узкий шкаф, куда вешалась одежда, головной убор. Больше никакой мебели в келье не было, но имеющаяся удовлетворяла все скромные потребности.

Оборонительные и хозяйственные сооружения монастыря и его округи

Монастырь был защищен оборонительной стеной из круглых блоков известняка (до 0,8 х 0,5 м в основании), следы которых читаются в подрубках по краю скальной площадки монастыря, а несколько блоков найдено на дне балки Хор-Хор. Стена по краю обрыва была невысока – около 2 м, толщина – 0,8 м. Учитывая высоту обрыва под стеной и очень крутой склон под обрывом, стена вполне достаточно обеспечивала безопасность монастыря. В стене было два входных проема: один (калитка) вел с тропы, из балки ХорХор, по вырубленной в скале лестнице, другой (ворота) – в южной части монастыря. На склонах балки Хор-Хор, под восточным обрывом мыса АйТодор и в других местах, обнаружены террасы с крепидами, на которых найдены кусты одичавшего винограда. Ширина террас – 1,7 – 2,0 м, высота крепид зависит от крутизны склонов, но не превышает 1 м. Под восточным обрывом мыса Джениче-Бурун обнаружена трасса водопровода из гончарных труб, ……… (пропущено слово или фраза – А.В.) в верховьях балки вплоть до с. Малое Садовое.

В ближайшей округе встречается свыше десятка навесов, гротов со следами человеческой деятельности в виде вырубов в скале для установки столбов, жердей, подпорок. В сочетании с сохранившимися кое-где стенками, закрывавшими вход, они могли использоваться как загоны для скота, жилище для пастухов или для той и другой цели одновременно.

В скале, ниже самого монастыря, вырублена зерновая яма грушевидной или колоколообразной формы, где могло храниться 5 – 5,5 тонн зерна.

Лит.:

1. Веймарн Е.В., Репников Н.И. Сюреньское укрепление // ИГАИМК. – М.- Л.: 1935, вып. 117, с. 123 – 125.

2. Даниленко В.Н. Монастырь Чильтер-Коба: архитектурный аспект // История и археология Юго-Западного Крыма. – Симферополь: 1993. – с. 78 – 108.

3. Воронин Ю.С., Даниленко В.Н. Работы в Бахчисарайском районе // АО, 1978 г. – М.: 1979. – с. 314 – 315.

Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. ». – К.: 2015 р., с. 947 – 952.