1986 г. Памятники градостроительства и архитектуры
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР, 1702-1716 гг. (ул. Луначарского, 14). Построен архит. Г.И. Устиновым.
В течение XVIII в. несколько раз страдал от пожаров. Первоначальные завершения стен и барабанов не известны. Следовавшие за пожарами ремонты изменили формы памятника, особенно в 1814 г., когда были переделаны верхние части стен – вместо фронтонов появились треугольные щипцы (мастер Петухов), растесаны окна, устроены новые купола со шпилями, характерные для эпохи классицизма. Тогда же были произведены укрепительные работы в связи с раскрытием трещин и просадкой части северной стены.
Стены и своды памятника были расписаны в начале XVIII в. (до 1722 г.). Во время пожара 1797 г. живопись была повреждена, в 1809 г. памятник вновь расписан. До нашего времени сохранились фрагменты живописи XVIII и XIX вв. (масло). В стиле барокко с привнесенными в результате перестроек чертами классицизма. Кирпичный, девятичастный, в основе плана лежит равноконечный крест, выраженный по осевым фасадам прямоугольными в плане ризалитами незначительного выноса, угловые камеры закруглены в плане, что является редкостью. Собор четырехстолпный, пятиглавый, четыре малых главы помещены не над ветвями креста, а над угловыми объемами, в чем виден отголосок древнерусской традиции трехнефных храмов, сохранившейся в русской архитектуре. Перекрытия полуциркульные, барабанов – полусферы, основных объемов – полуциркульные своды. Особенностью пространственного решения интерьера является его цельность – угловые камеры неотделимы от основного объема, кроме двухэтажного юго-восточного объема, что нехарактерно для крестообразных в плане памятников XVII-XVIII вв. Своеобразно подкупольное пространство, близкое по форме цилиндру, образованное пилонами с дугообразными сторонами.
В двух восточных пилонах кирпичные лестницы: в северо-восточном лестница, ведущая на крышу, в юго-восточном – на второй этаж. На стенах и сводах памятника – фрагменты живописи XVIII-XIX вв. Консервация была произведена в 1967 г.: укреплены кирпичные своды барабанов глав, установлены деревянные конструкции куполов, выполнено кровельное их покрытие. Выполнена кладка венчающих стен, карнизов и т. д. Памятник – одно из выдающихся сооружений эпохи барокко на Украине, отразил влияние русских приемов в архитектуре. [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4, с. 281-282].