Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Про справу не говори з тим, з ким можна, а з ким треба

Богдан Хмельницький

?

1971 г. Русское прикладное искусство

Примерно в это же время и в этом же кругу новгородских мастеров был выполнен прекрасный серебряный оклад большой иконы Петра и Павла в Софийском соборе. Он орнаментирован сплошным узором из крупных чеканных цветов и листьев, а по широким полям художник поместил арки, внутри которых изобразил различных святых. Исследователи устанавливают стилистическое сходство фигур на окладе и фигур на сосудах Братилы и Косты и считают временем изготовления оклада время княжения в Новгороде Всеволода-Гавриила Мстиславича (1125 – 1136 годы), так как архангел Гавриил, христианский патрон этого князя, изображен в царских одеяниях. Обращает на себя внимание подбор святых на окладе: всю правую половину оклада занимают святые целители, врачи. Особняком стоят две женские фигуры – Варвары и Феклы. В княжение Всеволода была только одна большая и тяжелая для новгородцев кампания, которая могла вызвать такой специальный подбор покровителей военного и врачевального дела, – поход на Суздалыцину 1135 года, в котором погиб уже знакомый нам посадник Петрила. Так как икона посвящена патрону посадника – апостолу Петру, а на окладе есть и изображение св. Варвары, то можно думать, что роскошный оклад на патрональную икону посадника Петрилы был заказан или самим посадником, или его женой, боярыней Варварой. Заказ мог быть выполнен тем же художником, который ранее изготовил для совместного причащения Петрилы и Варвары евхаристический сосуд. По случаю важности похода художник отвел много места покровителям воинов и святым целителям.

Джерело: Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство 10 – 13 вв. – Лг.: 1971 г., с. 56 – 60.