2008 р. Как мельницу графа Потоцкого под гостиницу сдали
Марина Богданова
Дата: 03.09.2008
Конкурс на право аренды памятников архитектуры в Сокольце с целью создания международного гостинично-туристического и рекреационного комплекса шестого августа выиграло крымское ООО «Гелиопарк Сосновая роща». Это предприятие было единственным участником конкурса и, по словам руководителя Регионального отделения Фонда госимущеста Украины в Винницкой области Петра Гыжко, полностью принявшим жесткие требования облгосадминистрации к арендатору.
„Оценка стоимости зданий комплекса как отдельных строений, без учета прав другого собственника и вмонтированного в них оборудования, значительно завышена. Это позволило рассчитать высокую арендную плату и сузить круг возможных участников конкурса до одного лица”
«Гелиопарк» планирует инвестировать в гостиничный комплекс более 65 млн грн, обязуется провести реконструкцию и реставрацию памятника архитектуры и платить в областной бюджет свыше 18 тыс. грн арендной платы в месяц. По словам главного архитектора области Сергея Царенко, ООО «Гелиопарк Сосновая роща» – крупнейший представитель гостиничного бизнеса если не во всей Восточной Европе, то в Украине наверняка. Предприятие отреставрировало один из отелей в Баден-Бадене, реставрирует отельно-парковый комплекс в Крыму и имеет сеть отелей.
За последние пять лет это вторая попытка областной власти сдать в аренду исторический комплекс в Сокольце. После нескольких лет судебных разбирательств был разорван договор аренды с ЗАО «Торговый дом «Украина-Тюмень». По словам председателя сельсовета села Соколец Ивана Жука, предыдущие арендаторы обещали построить здесь гостиницу и заводы по производству макарон и минеральной воды, но посетили объект лишь несколько раз. Как утверждает Сергей Царенко, ими был разработан проект реконструкции, но дальше дело не пошло. При этом у части исторического комплекса есть другой законный собственник, имеющий планы на восстановление мельницы графа Потоцкого.
Государство и люди
В 2003 году жители села Соколец, работавшие на мельнице, создали ООО «Соколецкий млын». Они внесли в уставный фонд предприятия свои паи, полученные после раздела имущества мельницы. В их пользовании оказалась десятая часть комплекса: оборудование, подсобные здания и помещения, заборы, подпорные стены, мощеные дорожки, подводящий канал, шлюзы и плотина. Старинная же мельница с электростанцией 1951 года постройки, каменный склад и крупорушка, возведенные при Потоцком, как памятники архитектуры остались в собственности государства. Впрочем, здание мельницы сгорело еще в начале 1990-х, и от него сохранился лишь живописный остов.
Большая же часть оборудования, установленного тоже при графе, вмонтирована в фундаменты и стены памятников архитектуры – вместе они составляют единый мельничный комплекс. Так оказались соединенными интересы двух собственников: государства в лице облгосадминистрации и жителей села, создавших «Соколецкий млын».
– Мы создавали предприятие с целью возрождения комплекса: его реконструкции, возобновления части производства, создания рекреационного объекта, – рассказывает основатель ООО «Соколецкий млын» Владимир Губин. – Учитывая историческую ценность объекта, его популярность далеко за пределами области, мы надеялись на взаимопонимание с государственными органами, на осуществление совместного проекта, отвечающего интересам территориальной общины нашего региона.
Право быть правым
Большая дорожная сумка Губина доверху заполнена папками с документами – перепиской ООО «Соколецкий млын» с государственными инстанциями. Как объяснил Владимир Губин, все эти годы он безуспешно пытался добиться контакта с органами власти по вопросу совместной собственности на мельнице Потоцкого:
– На все просьбы дать нам здания в аренду мы получали отказ или нам вообще не отвечали. Сельсовет вынес решение о создании проекта по отводу земли, но согласования должны были дать все те же инстанции, и земля не была отведена.
По словам Владимира Губина, итог канители с бюрократическими проволочками – множество потерянных возможностей восстановления исторического комплекса:
– Несколько серьезных инвесторов, в сотрудничестве с ООО «Соколецкий млын», готовы были вложить большие деньги в этот объект. Но когда становилась очевидной невозможность пробить бюрократическую стену, у них пропадал интерес.
– Согласно закону про приватизацию госимущеста, приоритетным правом на аренду пользуется трудовой коллектив. Основатели ООО «Соколецкий млын», люди, которые там работали, писали во все инстанции вплоть до губернаторов с просьбой передать здания в аренду, – комментирует ситуацию адвокат Алексей Болманенко. – Приватизация всех объектов шла по этому пути, почему в данном случае было отказано – непонятно. Этот закон никто не отменял, он до сих пор действует, и для передачи в аренду трудовому коллективу не нужно проводить конкурс.
– «Мы имеем преимущественно право!» Да кто они там вообще такие?! – заявил руководитель отделения Фонда госимущеста Петр Гыжко. – Преимущественное право имеет трудовой коллектив, если сдается завод в аренду. А они просто имеют рядом свое имущество. Как соседи, которые живут рядом на одной площадке.
Коммуналка – не особняк
Вопрос, является ли владение имуществом на территории мельницы Потоцкого совместным для государства и ООО «Соколецкий млын», стал ключевым для оспаривания в суде законности действий государственных органов при проведении конкурса на право аренды и заключении договора аренды с ООО «Гелиопарк Сосновая роща».
С точки зрения обладминистрации, на территории комплекса рядом находятся две формы собственности – государственная и частная. Если в 2004 году ООО «Соколецкий млын» получил свидетельство на право собственности на одну десятую имущества мельничного комплекса, то в 2006 году государство оформило свое право собственности на три исторических здания как на отдельные строения, а не как на часть комплекса. Для этого, по решению сельсовета Сокольца, были изменены адреса зданий. Как утверждает Владимир Губин, он узнал об этом месяц назад из объявления о проведении конкурса:
– Смена адреса объектов недвижимости, которые находятся в совместной частичной собственности ООО «Соколецкий млын» и государства и в которых находится наше имущество и оборудование без уведомления нашего общества – грубое нарушение охраняемых законами и Конституцией Украины прав и интересов ООО «Соколецкий млын». С нами обязаны были согласовывать любые изменения в нотариальном порядке или в суде.
– Мы не обязаны ставить их в известность. А кто они такие?! Они не совладельцы! – прокомментировал ситуацию Петр Гыжко.
Однако, как утверждает адвокат Алексей Болманенко, именно незаконно проведенная процедура изменения адреса сделала возможным получение управлением градостроительства и архитектуры свидетельств на право собственности на части целостного комплекса как на отдельные строения:
– Последующее проведение оценки стоимости этих зданий без учета имущественных прав других сособственников и наличия в них чужого оборудования – неотъемлемой части исторических зданий – не соответствует действительности и является значительно завышенной. И, соответственно, арендная плата за пользование зданиями, которая исчисляется из их оценочной стоимости, тоже существенно возросла, что сузило круг возможных участников конкурса до одного лица. В объявлении о проведении конкурса о существовании другого законного собственника кроме государства мельницы Потоцкого и вмонтированного в здания оборудования не упомянуто.
В исковом заявлении ООО «Соколецкий млын» в суд с просьбой признания незаконными действий управления архитектуры и регионального отделения Фонда госимущества, а также запрете на проведение конкурса аренды указано:
«… неповнота даної інформації може значно ускладнити та взагалі зробити неможливим передачу об’єктів нерухомості в оренду та може спричинити порушення не тільки законних прав та інтересів ТОВ «Сокілецький млин», а й особи, яка виграла конкурс та буде претендувати на оренду об’єктів нерухомості, в яких розташоване майно, яке не належить орендодавцю».
Нельзя отнять неотъемлемое
Судебное заседание было назначено на второе сентября, однако Фонд госимущества конкурс провел и 18 августа договор аренды с ООО «Гелиопарк сосновая роща» заключил. Теперь управление архитектуры и Фонд госимущества требуют от ООО «Соколецкий млын» вынуть из исторических стен и фундаментов намертво вмонтированное в них оборудование, утверждая, что это «ніяк не впливатиме на права товариства».
«Вимагаємо невідкладно демонтувати без заподіяння шкоди державному майну належне ТОВ «Сокілецький млин» обладнання, що встановлено в приміщеннях вищезазначених будівель, які належать державі, звільнити від нього приміщення та надати безперешкодний доступ орендарю – ТОВ «Геліопарк Соснова роща» до об’єктів оренди».
– Да мы все пять лет не могли даже стену покрасить без того, чтобы нас не обвинили в нанесении ущерба памятникам архитектуры, а тут требуют выламывать из зданий многотонное оборудование, не разрушая стены и фундаменты! – заявляет Владимир Губин. – Если даже мы бы решили это сделать, зданиям был бы нанесен непоправимый ущерб, и нас бы потом привлекли к ответственности за это. Вплоть до уголовной.
– Демонтаж оборудования – вопрос проекта, изготавливаемого арендатором. А мы требовали освободить здания от их имущества – старых сапог, пиджаков и электроустановок, которые они самовольно туда поставили, – утверждает Сергей Царенко. – А эти турбины не являются их собственностью – это части памятника. Это оборудование раньше использовалось в производстве, и чье оно – будет решаться в суде. Если будет доказано, что это неотъемлемая часть памятника, то тем более они с ним распрощаются. А если свое оборудование они не заберут, то это тоже будет их проблемой. Они теперь будут доказывать, что это их имущество.
Кто кому рейдер?
Новые арендаторы приехали на мельницу Потоцкого вместе с руководством управления архитектуры, милицией и другими должностными лицами. На всех дверях они навесили свои замки, поставили охрану и приступили к обследованию помещений.
– Это рейдерская атака, в которой замешаны чиновники госимущества, управления архитектуры и облгосадминистрации, – заявил Владимир Губин. – Они незаконными методами – с помощью фальсификации документов, без каких-либо переговоров с ООО «Соколецкий млын» и не следуя предусмотренной законом процедуре выделили из общего комплекса часть имущества, незаконно провели конкурс и передали в аренду здания, в которых находится наше имущество. Теперь нас выбрасывают на улицу и еще обвиняют во всех смертных грехах!
– Есть госсобственность, но эти люди делают все, чтобы никто кроме них не имел возможности пользоваться ею, – заявил руководитель отделения Фонда госимущества. – Рейдерство – это недобросовестный захват чужого имущества. Это я что, ли на их имущество залез? Вот с их стороны это действительно рейдерство. Они 10 лет эксплуатировали государственное имущество, не платя за это ни копейки.
По словам Петра Гыжко, он предлагал ООО «Соколецкий млын» взять в аренду здания мельничного комплекса при арендной плате 20 тысяч гривен в месяц, но просители отказались из-за высокой стоимости аренды.
Суд да дело
– Мы считаем незаконными и проведенный конкурс, и договор аренды Фонда госимущества с ООО «Гелиопарк Сосновая роща», – заявил адвокат Алексей Болманенко. – В оформлении документов и условиях конкурса есть много изъянов. Если судебным решением конкурс будет признан недействительным, все дальнейшие действия по исполнению договора аренды будут признаны незаконными. В противном случае решение будет оспариваться в высших судебных инстанциях.
– Если речь идет об оспариваниях в суде, то никто не запрещает это делать. Но я не считаю этот конфликт со стороны конфликтующих ни праведным, ни конструктивным, – заявил Сергей Царенко. – А у нас нет никаких оснований останавливаться в работе с этим объектом – юридических препятствий и сомнений у нас нет. Пусть теперь нам доказывают, что они там шапку забыли.
По мнению главного архитектора области, обязанность государства – силами арендатора привести этот объект в надлежащий вид, благоустроить территорию и сберечь памятник архитектуры.
– В необходимых случаях ООО «Соколецкий млын» будут выделены компенсации за их имущество. В том числе и в принудительном порядке. Также возможны переговорные процессы – «на таких территориях и в таких ситуациях могут быть какие-то предметы для обсуждения».