1844 г. О походе русов на Сурож
М.П.Погодин
Перечитывая раз житие пр.Димитрия Прилуцкого, составленное одним из преемников его игуменства Макарием, в начале XVI столетия, я невольно остановился над любопытным замечанием сочинителя при описании одного из чудес св.Димитрия. Изобразив, какому наказанию подвергся воин – грабитель святыни, жизнеописатель присовокупляет: «тако же иногда и в Суроже граде чудо бысть, тако же страха исполнено. Пришед бо князь от русского Новагорода ратию, и град взя, и плени не токмо люди, но и сосуды священные; еще же и гроб св.Стефана нового, одеян многоценными паволоками, нача сам князь совлачити, и невидимо ударен бысть ио лицу абие, и обратися лице его назад. Пакыже то покаяся и крещение прият, и верова в Христа, и плен отпусти, – и пакы здрав бысть молитвами Стефана, и изцеление получив отиде во свояси».
Что это за поход из Новгорода против Сурожа? Когда он был? Какой князь испытал на себе силу угодника Божия? Эти вопросы родились сами собою. За вопросами следовали справки.
Попалось под руки рукописное житие св.Стефана Сурожского, составленное неизвестно кем, в списке конца XVI или начала XVII столетия. Хотя упомянутое событие описывается в чудесах св.Стефана после его кончины, но дело требует познакомить читателей с описанием самого жития его.
В житии повествуется, что св.Стефан был родом из Каппадокии. Пятнадцати лет, он «в лето Феодосия царя Андраминдина», при патриархе св.Германе пришел в Константинополь для окончания своего образования, Успехами в науках и в благочестии обратил он на себя взоры всех; сам патриарх призывал его к себе и полюбил. В Константинополе, говорит жизнеописатель, св. Стефан пробыл пятнадцать летъ; потом удалялся в монастырь и подвизался в уединении. Чрез тридцать лет после сего удаления скончался в Суроже епископ Стефан. Жители сего города пришли к патриарху Герману просить y него нового пастыря своей церкви. Св.Герману указано было в видении, что нет достойнее сего сана, как св.Стефан. Патриарх призвал уединенного подвижника к себе, убедил его принять епископство Сурожское, посвятил и отпустил в Сурож, «всадив в царский корабль». Народ принял его с восхищеиием. Св.Стефан «не преставая учаше, не точию в церкви, но и в домех, и на торжищех, Еретики препирая… беседоваше же к ним, толикы (? не «толмачи» ли ?) приведя, иже оба языка добре ведяху», Плодом его проповеди было то, что многие крестились.
В ту пору воздвиг гонение против иконопочитания император Лев Исаврянин, ο котором сочинитель замечает, что он «рати бывши, уби сына Феодосиева и 300 боляр с ним, и прия все царство». Самое гонение описывается весьма обширно. Патриарх, св.Герман, принужден был оставить престол свой. «От того зла», прибавляет сочинитель, «к Сурожу корабль с послы злыми от царя, глаголаху: не кланяйтеея кресту и иконам».
Св.Стефан, ревнуя ο православии, отправился сам в Константинополь защищать его, предстал дарю и собору иконоборцев, был мучим, посажен в темницу, через неделю снова приведен к царю, и когда нечестивый Лев явно ругался над св.иконами, предсказал ему, что Бог за то сократит жизнь его. Действительно Лев скоро умер.
«И наста», продолждет сочинитель, «сын его Константин. А царица его Феодора, Керческого царя дщи, – та бо ведяше святого, слышала бе ο добредетели ено и о чудесах его, – рече цареви, мужеви своему: отец твой всадил бе в темннцу архиепископа нашего Стефана Сурожского. Но, молю ти ся, выпусти его».
По ходатайству императрицы св.Стефан освобождеи. В то же время, замечает жизнеописатель, родился y царицы сын; св.Стефан крестил его, и отправился к своей пастве. Более подробностей церковной деятельности его неизвестно. Сочинитель прибавляет только, что в то время, вероятно, в Суроже «бе князь Юрий Тархан, и любяше его святый: по закону Божию правяше власть свою», и что св.Стефан избрали в преемники себе одного из клириков своей церкви Филарета. Св.Стефан скончался 15 декабря. Год кончины его не означен.
Изложение сих обстоятельств может служить основанием для поверки того происшествия, которое мы имели в виду, и ο котором сочинитель говорит так: «По смерти Святого мало лет мину: прииде рать велика русскаа из Новаграда, князь Бравлин силен зело; плени от Корсуня и до Корча, со многою силою прииде к Сурожу; за десять дний бишася зле межу себе. И по десяти дний вниде Бравлин, силою изломив железнаа врата, и вниде в град, изем меч свой, и вниде в церковь, во Святую Софию, и розбив двери и вниде, идеже гроб святого. A на гробе царское одеало, и жемчюг, и злато, и камень драгий, и кандила злата, и сосудов златых много, все пограбиша. И в том часе разболеса, обратися лице его назад, и лежа пены точаше…» Далее описывается, как сей князь, познав в болезни постигшей его наказание от угодника божия, принужден был не только возвратить все похищенное и всех пленников, но и сам креститься .с боярами своими. Крестил его преемник св.Стефана, Филарет.
Вслед эа этим сочинитель говорит еще: «Анна же царица, от Корсуня в Керчь идущи, разболеся на пути смертным недугом на черней воде», призвала на помощь св.Стефана и получила исцеление.
Последния два происшествия нам ни почему кроме сего жизнеописания не известны [наш историограф пишет: в Демидовском хронографе, находящемся в университетской библиотеке, есть следующее место: «При царе Михаиле, в летго 6360, ходили Русь войною из Киева града, князь именем Бравалин, воевати на Греки на Царьград, и повоеваша Греческую землю, от Херсоиа и до Скуруева и до Сурожа… ο том писано в чюдесех св.Стефана Сурожского» (ни в прологе, ни в Минее нет сего известия. Истор[ия] Γ[осударства] Ρ[оссийского]. Τ. 1, црим. 289). И хронограф ссылается только на описание чудес св.Стефана. Впрочем сие описание, как вндно, отличается от того, какое было в руках y меня]. Чтобы определить их достоверность, мы имеем нужду онределить наперед характер свидетеля, сколько можно, по первой части жизнеописания. Заметим наперед, что жизнеописание св.Стефана епископа Сурожского между известными на греческом языке жизнеописаниями святых не встречается [Fabricii Biblioth. Graec. Т. 9, p. 143-145.
В «Месяцеслове императора Василия» (Х столетия) с изображениями святых, изданном в 1728 году, под 28 ноября после описания мученической кончины преподобного Стефана, в тот день празднуемого, прибавляется, что многие тогда (вероятно при Константине Копрониме, когда скончался сей св.Стефан) из воинов православных, оставив мир, вступали в монашество, и что таких беззаконный царь после жестоких истязаний уиерщвлял. «Так один, Василий, был ослеплен, потом сослан, и в заточении скончался. Другой, затворник Сосфенский, лишен ноздрей и сослан в Херсон; здесь хотели его умертвить, но он удалился в Хазарию, где и был епископом, и после скончался. Другой, Стефан по имени, сослан был в Сугдию, и, многим прннесши пользу, окончил жизнь свою. Подобным образом и двое Григориев со многими другими скончались в заточении. Еще Иоанн из Легатариев был заточен в Дафнусию; здесь по повелению императора часто его секли, и таким образом он скончался». На картинке, оттиснутой с рукописи, изображены: Василий, которому выкалывают глаза; Иоанн, которого истязуют; по сторонам видны двое в епископском облачении: это конечно епоскоп Козарский и Стефан, который также должен быть епископ в Сугдии, и двое в обыкновенном платьи: это должны быть два Григория.
Сугдия без сомнения наш древний Сурож, нынешний Судак. Но упоминаемый в «Месяцеслове» епвскоп Сугдийский едва ли наш св.Стефан Сурожский. Позднее, на 7 вселенском соборе (787 года), подписался Стефан епископ Сугдийский; но и этот, судя по жизнеописанию, отличен от вашего св.Стефана].
В жизнеописании встречаются некоторые несообразности. Св.Герман был патриархом не более 15 лет (715-730). Феодосий возведен в императоры в 716 году, и занимал престол не более года, до 25 марта 717 года. Следовательно св.Стефан, прибывши в Константинополь в конце 716 или в начале 717 года, не могь быть возведен на престол тем же патриархом спустя сорок пять лет после прибытия своего в Константивополь. Далее известно, что супруга Константина Копронима, дочь кагана Козарского, называлась не Феодорою, a Ириною; Феодора было имя свекрови Ирининой.
Но с другой стороны достойно примечания, что в жизнеописании:
1) согласно с историею назначается царствованию Феодосия не более одного лета;
2) Феодосий называется Андраминдин: он точно был взят из Адрамита;
3) Супруга Константинова (с 731 года) изображается защитницею св.Стефана: она действительно не разделяла иконоборческих мыслей со своим мужем и свекром, но еще обличала их;
4) Таврический полуостров представляется зависящим от козар: с началом VIII столетия он действительно был уже в их руках [Доказательства см. в Memor. populor. Stritteri, T. III, p. 565, § 6. Это доказывает история заточения в Херсон вмператора Юстиниана II. Stritter, ib. p.557 sqq.];
5) рукоположение св.Стефана зависело непосредственно от патриарха: сего требовало общее постановление об епархиях, лежащих при Черном море, y варварских народов, заключающееся в 28 правиле 4 вселенского собора.
Судя по такому знанию дела, мы не можем отвергать и других показаний жизнеописателя ο событиях гражданской истории; например, что сын Феодосиев был умерщвлен императорой Львом, хотя знаем, что он, по отречении отца от престола, вместе с ним был пострижен [Theophan: Chronograph, ad ann. 708, p. 327. Edit. Paris 1663]; что y императора Константина Копронима около времени вступления его на престол родился сын, хотя знаем, что оставшийся в живых сын от Ирины, Лев Козар, родился в 750 г., a Константин вступил на престол вть 741 году; что в Суроже, во время св.Стефана, был правителем Юрий Тархан [o наименовании «Тархан» y Меиандра (VI столетия) замечено. что им означалось достоинство турецких послов, которых присылал ко двору византийскому Дизавул (Stritter. T. III, p. 53). Известны предположевия Клапрота об отношениях козар к туркам в древнейшия времена].
Имеем ли наконец право отвергать и повествование ο походе руссов из Новгорода в Сурож, не исследовав его надлежащим образом? Я представил рассмотрение достоверности сего события со стороны свидетеля. Остается критике поверить его с других сторон. Одно прибавлю: мне всегда странным казалось, почему y наших предков море Азовское называлось от города Сурожа, когда на том же полуострове были и позначительнее города: Херсон, Керчь. Одно уважение к имени св.Стефана, кажется, сего не объясняет, потому что в Херсоне были мощи св.Климента, папы римского; там скончался св.Мартин Исповедник. Событие, описываемое в жизнеописании св.Стефана, разрешает этот вопрос, по-видимому, удовлетворительнее.
Подобный случай с одним из русских князей рассказывается в чудесах св.Георгия епископа Амастридского [Acta Sanctorum, Februar. T. III, p. 278. Сочинитель сего жития, помещенного y болландистов в переводе латинском, неизвестен; но как видно, жил в Амастриде, и недолго спустя после кончины св.Георгия. В подобных чертах описываются олустошения, произведенные руссами по берегу Черного моря при Игоре. Stritter, T. Il, p. 967-971]. Изобразив жизнь святого, который поставлен в епископы патриархом св.Тарасием и скончался в начале IX столетия, вероятно во время императора Никифора, жизнеописатель присовокупляет сказание ο следующем происшествии:
«вторглись некогда варвары, руссы, народ немилосердый и жестокий, в котором, кажется, нет ничего человеческого… свирепые враги, губители не только делом, но и по самому имени, начав опустошение с Пропонтиды, и разорив весь берег морской, приблизились к отечеству сего святого, убивая людей всякого пола и возраста, без малейшого сожаления к престарелым и младенцам… Храмы ими были разрушаемы, и святилища осквернены, алтари испровергнуты, и приносимы гнусные возлияния и жертвы… Пришли варвары и в храм святого, увидели гроб его; подумали, что тут лежат сокровища; начали их откапывать. Ho y откаиывающих отнялись руки и ноги; связанные невидимыми узами, они остановились неподвижны. Князь их, видя сие чудо, и сам пришел в трепеть и ужас, и спрашивал y одного пленного: чтобы значило случившееся»… Получив на сие объяснение и потом опытом узнав силу бога христианского, когда, после всенощного пения, пораженные гневом божиим, возвратили себе прежние силы, князь «заключил с христианами союз: и варвары не оскорбляли более святьши, не раскапывали божиих алтарей».
Ничего не говорю ο другом происшествш, упоминаемом в чудесах св.Стефана: потому что жизнеописатель не говорит, кто была царица. Но если это супруга св.Владимира, сестра императоров Константинопольских, то сие обстоятельство может служить доказательством древности жизнеописания, потому что более ни ο каких чудесах св.Стефана не говорится. Оно представляется последним событием, относящимся к жизни святого.
Джерело: Записки Одесского Общества истории и древностей, 1844 г., т. 1, с. 191 – 196. При передачі тексту проминено дрібні грецькі глоси. Статта була подана до друку М.П.Погодіним, і він часто вважався її автором. Але В.Г.Васильєвський вказав, що її автор – Олександр Васильович горський [Васильевский В.Г. Введение в Житие Стефана Сурожского. – В кн.: Труды В.Г. Васильевского. – Пг.: 1915 г., т. 3, с. 144]