Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Пімсти смерть великих лицарів

Богдан Хмельницький

?

2009 г. Свирж

Автор – agritura

Дата: 03.02.2009

В Свирже находится замок, который видело подавляющее большинство жителей бывшего СНГ хотя бы однажды: он «снимался» в роли крепости Сен-Жермен в знаменитых «Трех мушкетерах». Подгорецкий замок, кстати, там же «сыграл роль» Лувра. Этим летом на территории замка снимали четвертую часть “мушкетерской эпопеи”.

Сейчас Свирж – довольно большое село на 750 человек в Перемышлянском районе Львовской области, а когда-то это был город. С тех времен, когда Свирж имел статус города, сохранилось здание городского магистрата, находящееся где-то в центре.

Первые упоминания о Свирже датируются 1427 годом, когда город посетил польский король Владислав Второй (Ягайло), правда, тогда поселение называлось Сверж. В 1442 году местностью владел род Романовских, о котором мало что известно. Первый замок был построен в 1482 году, он был одноэтажным, с двумя башнями.

Укреплен он был не самым лучшим образом; видимо, строители больше надеялись на природные преграды на пути потенциальных агрессоров: холм на котором расположен замок, окружен двумя болотами и изгибом реки. В 1541 году при князьях Свиржских, владевших тогда здешними землями, замок укрепили. Свиржские были древним родом, полумифический основатель которого Галка по приданию был приятелем самого Рюрика. Одним из представителем рода был Габриель Свиржский, который еще в 15 веке первым перевел Виргилия на польский язык.

Реконструкция замка не спасла его, однако, от захвата казаками Хмельницкого – во время Освободительной войны они овладевали твердыней несколько раз. В 1648 году замок сожгли татары, а в 1672 основательно «подпортили» турки. После этого замок опять отремонтировали, и он устоял во время очередного набега турецких янычар в 1675 году. В начале 17 века замок приобрел галицкий каштелян Александр Цетнер, его род владел Свиржем около двухсот лет.

Цетнеры пристойно заботились о замке, вовремя ремонтировали его и укрепляли. При них расцвел и сам городок – хозяева заново перепланировали улицы и обустроили главную городскую площадь. Именно при Цетнерах замок приобрел нынешний вид. Предположительно, для реконструкции привлекли военного инженера Павла Гродзицкого, который строил Королевский арсенал во Львове.

Последним владельцем из рода Цетнеров был ботаник Игнасий Цетнер, основавший ботанический сад во Львове, который до сих пор носит в народе название «Цетнеровка». Игнасий прожил очень долгую жизнь – почти сто лет. Он родился в начале 20-х годов 18 века, а умер в 1828 году. На одном из портретов он изображен подростком, еще одетым в старинный наряд и пудреный паричок.

Замку везло на заботливых хозяев: в 1907 году его приобрела семья графов Лямезан-Салянс, французов, находящихся на польской службе. Они в очередной раз произвели капитальный ремонт замка. В 1914 году при артобстреле российской армии замок сильно пострадал, однако его хозяин Роберт Лямезан-Салянс тут же начал его реставрацию, для чего привлек на работы несколько русских военнопленных. Он попытался сохранить исторический облик постройки, изучив его по старым фотографиям и гравюрам, и лишь немного видоизменил крышу, придав ей «барочные» черты.

Реставрацию продолжал его зять Тадеуш Комаровский аж до 1939 года, пока всех поляков не депортировали с территории Украины. Во время войны немцы разграбили замок и частично разрушили его, однако незначительно. Оставшийся в замке скарб растащили по домам местные жители. Сразу после войны здесь располагалась школа трактористов (представляю краснорожих механизаторов, сидящих за партами в стенах старинной ренессансной постройки!).

С 1975 по 1983 год здесь продолжалась обстоятельная реставрация, проводимая архитекторами Старосельским и Соболевским по инициативе Андрея Шуляра, заслуженного архитектора Украины. Здесь планировалось открыть Дом архитектора, а потом и вовсе что-то вроде колонии для деятелей искусств.

В ходе реконструкции значительно перепланировали внутреннее пространство замка: вместо просторных зал, здесь теперь построили множество маленьких комнат гостиничнго типа, в некоторые из которых успели провести отопление и электропроводку. Восстановили белокаменные порталы в проезде надвратной башни, переложили заново каменные лестницы, бордюры, восстановили покрытия.

Перед самой Олимпиадой 1980 г государственное финансирование значительно урезали, экономя деньги для проведения олимпийских игр. С тех пор реконструкция практически прекратилась. Вялые реставрационные работы проводятся до сих пор, однако, не совсем ясно, чем это закончится.

Читала, что еще в 2006 году замок должен был перейти под опеку Львовской галереи искусств, здесь планировалось открыть Дом творчества для проведения конференций деятелей искусств.

Меня, в первую очередь, еще на подъезде к Свиржскому замку поразило удивительной красоты озеро у подножья холма, на котором виднеется сама средневековая постройка. Озерцо, давно ставшее привычным для местных рыбаков, на самом деле искусственное, это запруда реки, образовавшаяся после постройки лет пятьсот назад заградительных шлюзов на реке. Посередине озера насыпан круглый, как пятак, островок, поросший зеленью – очень симпатично!

Сам замок тоже очень мне понравился. Более избалованные туристическим вниманием Олеско и Подгорцы не так удивили меня, хоть в красоте и величии им не откажешь – к встрече с ними я была готова, их я неоднократно видела на фотографиях задолго до посещения, о Свиржском же замке я ранее ничего не знала, поэтому знакомство оказалось таким неожиданно приятным.

Сама постройка находится в прекрасном состоянии. Полуразрушенной осталась только одинокая сторожевая башня перед въездными воротами, она придает замку особенный «старинный» и весьма романтичный вид. Очень украшает древние стены и мифический грифон, барельеф которого появился на стене левее въездных ворот веке в 18-м.

Вокруг стен постройки на холмах разбит небольшой парк, не особенно впечатляющий по красоте, но зато чистый и довольно ухоженный. Внутрь замка ведет подвесной мост, переброшенный через ров. В арке надвратной башне мы увидели приоткрытую дверь в служебное помещение, бывшее когда-то комнатой для стражи. Через эту дверь я с изумлением заметила… чучело кабана, на котором свалена чья-то рабочая одежда.

Внутренний дворик вымощен булыжником, сюда выходят окна и двери корпусов, украшенные резными ризалитами. Очень, очень приятный замок!

Мы побродили коридорами замка, позаглядывали в комнаты. От интерьеров, естественно, ничего не осталось, на вид – недостроенная гостиница, да и только. Со времен Олимпиады радиаторные батареи полностью проржавели, так никогда не выполнив свое предназначения.

Кроме всего прочего, жить здесь архитекторам было бы не очень уютно – «исторические» окна пропускают мало света, для нормального освещения комнат понадобилось бы все время держать включенными электрические лампы. Из некоторых комнат второго этажа открывается удивительный вид на озеро и холмы.

Осмотрели мы и второй внутренний двор, хозяйственный, расположенный на уровень ниже парадного. Здесь раньше была прачечная и службы. Посередине двора вырыт круглый колодец, оформленный бордюром.

В замке имеются и подземелья, но, правда, скромненькие – пару помещений с арочными сводами. Водится здесь и свое приведение: говорят, по ночам по пустынным комнатам бродит призрак молоденькой девушки. Много лет назад девушка из прислуги «закрутила» роман с вражеским солдатом. Во время наступления врага она тайно открыла ворота замка, и неприятель беспрепятственно овладел твердыней. Вместо благодарности захватчики убили влюбленную дуру и бросили ее труп в колодец – предателей презирали во все времена. Вот она и бродит теперь в темноте, не находя покоя своей грешной душе… Враки, конечно, но без привидений замкам существовать не положено.

Потом мы спустились к озеру, сделали несколько фотографий и вернулись к машине – пора ехать дальше. По дороге мы осмотрели еще одну достопримечательность Свиржа – Успенский костел. Католическая община в Свирже была основана еще в 1494 году братьями Мартином и Андреем Свиржскими. При них доминиканцами был заложен первый храм, облик которого история не сохранила. На его месте еще один Андрей Свиржский построил в 1546 году каменный костел, который после некоторых реконструкций сохранился до наших дней.

В 1939 году польские священнослужители были насильно депортированы. Уезжая, они прихватили с собой ценное церковное убранство. Немцы во время войны забрали на переплавку оба костельных колокола. В 1950 году будущие трактористы, учащиеся в помещении замка, шутя подожгли костел, после чего обезображенный храм наспех очистили от мусора и угольев и устроили здесь склад.

Прихожанам костел передали только в 1995 году, после чего здесь произвели ремонт. Сейчас это действующая Греко-католическая церковь. Костел скромный, покрыт серой штукатуркой и незамысловатой жестяной крышей. Трудно угадать в нем древнюю постройку, со временем он приобрел черны безыскусного провинциального храма.