Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Пам’ятай про великі дні наших Визвольних змагань

Богдан Хмельницький

?

Плотничное искусство

Дерево в Закарпатье издревле и поныне является основным природным строительным материалом, предоставляющим большие возможности для творческой деятельности народных зодчих.

В давние времена необъятные дубовые леса покрывали большие пространства на юге края. Особенно столетними дубравами славились Марамарощина (ныне Хустский и Тячевский районы), где и сейчас еще можно встретить остатки этих дубов (около сел Колодное, Крайниково, Стеблевка и др.).

В Закарпатье широко распространены и буковые леса, которые чаще всего можно встретить на южных склонах гор. А у самых высокогорных лугов, в условиях более прохладного и влажного климата, расположились хвойные леса – еловые и смерековые.

На протяжении длительного времени закарпатцы отвоевывали землю у леса. Вместе с тем лес кормил народ своей живностью, обогревал его и давал замечательный материал для построек. Они настолько срастались с окружающей природой, что составляли с ней одно неразрывно целое.

Кроме широкого использования дерева в строительстве, жители украинских Карпат уже с давних времен изготовляли из него разнообразные предметы быта, средства транспорта и сельскохозяйственный инвентарь. Изделия из дерева, кроме своего утилитарного назначения, отвечали и эстетическим требованиям населения; приобретая определенные художественные формы, они становились своеобразным украшением домашнего очага.

Многие поколения плотников, столяров и резчиков приобретали большой опыт строительства из дерева, вырабатывали определенные конструктивные и архитектурно-художественные приемы в решении как общих объемов здания, так и отдельных его элементов (стены, крыши, галереи, окна, двери и т. п.), которые отвечали свойствам строительного материала и строительной технике того времени. Эти приемы стали своего рода стандартами и повторялись повсюду, оставаясь долгое время традиционными.

Уже с малых лет жители Закарпатья начинали заниматься плотничным делом. Они в совершенстве владели топором, и каждый из них мог построить себе жилище. Технические здания, накопленные в процессе строительства, передавались от отца к сыну, из поколения в поколение. Эти традиции влияли па развитие не только деревянной, но и каменной архитектуры.

Путешествующие и оседлые мастера-плотники объединялись в строительные группы или бригады под предводительством старшего мастера. Нередко целые семьи составляли такую бригаду строителей. Переезжая из одного селения в другое, а иногда и в соседние области, они строили главным образом культовые сооружения, для возведения которых требовались специальные навыки и знания. Наряду с культовыми строились также жилые и хозяйственные постройки. В процессе такой строительной деятельности складывалась целая строительная школа со своими местными особенностями.

Опыт лучших народных строителей чрезвычайно ценен. Строители постоянно совершенствовали свое искусство и охотно применяли доступные им технические новшества. Они прекрасно разбирались в строительных свойствах местных пород дерева и с большим знанием дела применяли древесину в своих постройках. Качество дерева и способ его обработки в известной степени определяли характер конструкций и архитектурно-художественный облик возводимых зданий.

Каждый плотник, принимавший участие в строительстве большого и сложного сооружения, а таким чаще всего являлся храм, выполнял не только указание своего мастера, но и проводил самостоятельную работу, которая ему отводилась в определенной части постройки. Такая работа могла заключаться, например, в сооружении аркады-галереи или в обработке выпусков венцов сруба, или даже в наружной обшивке стен гонтом. Здесь у плотника была возможность свободно проявить свою творческую фантазию и свои технические навыки, правда только в границах общего замысла постройки.

Необходимо отметить, что создателями монументальных деревянных сооружений – храмов и колоколен – были не только мастера и их подмастерья-плотники, которые непосредственно возводили их, но и община, которая заказывала эти постройки. Она, обращаясь к тому или другому примеру уже построенных культовых зданий, часто определяла тип, общие размеры и даже отдельные детали новой постройки. Мастеру же предоставлялось широкое поле деятельности в определении недостающих еще размеров, конструкций и архитектурно-художественных форм в заказанном общиной сооружении. Благодаря этому каждая новая культовая постройка приобретала свои особенности, являющиеся следствием одаренности того или иного народного мастера. Это приводило к тому, что почти не создавалось совершенно одинаковых по своим архитектурным формам культовых построек. И только приходится изумляться их необычайной простоте и рациональности.

О народных строителях Закарпатья нам почти ничего неизвестно. Имеются лишь отрывочные сведения о том, что одна из наиболее типичных построек в закарпатской Верховине – деревянная церковь в селе Ужок Великоберезняпского района была построена в 1745 г. народным мастером Павлом из села Битли (ныне Турковский район Львовской области), что деревянный храм в селе Черноголова Великоберезнянского района был построен Матеем Химичем в 1794 г., а ремонт церкви в селе Буковвц (1792 г.) этого же района был произведен Григорием Макаровичем. Известно также, что Илько-Немец принимал участие в строительстве и ремонте храмов в Закарпатье.

Некоторые деревянные церкви в Закарпатье порой становились движимым имуществом, которые при купле-продаже или по дарственному завещанию сельской общины иногда перевозились на значительные расстояния.

Имеются сведения о том, что деревянный храм села Кострина Великоберезнянского района (1761 г.) в начале XIX в. был перевезен из села Сянок (ныне Польская Народная Республика). Церковь в селе Соль этого же района также перевезена с польской территории. А церковь на Плето-ватом в селе Лазещина Раховского района (начало XIX в.) перевезена зимой на санях из села Яблоницы (ныне Яремчанский район Ивано-Фран-ковской области). Такие же перевозки осуществлялись и внутри самого края. Так, церковь в селе Канора Воловецкого района в 1926 г. зимой была перевезена на санях из села Плоское Свалявского района. Кроме того, в литературных источниках упоминается о том, что деревянная церковь села Буковец (XVIII в.) Межгорского района была подарена селу Нижне-Быстрый этого же района и, простояв там до 80-х гг. XIX в., вторично была перевезена в село Вучково этого же района, где находится до настоящего времени.

Даже в самом селе храм, не говоря уже о избах, переносился с одного места на другое. Так было в селах Александровка, Стеблевка Хустского района, в селе Колодном Тячевского района и др.

Архитектурный образ того или иного деревянного здания не закреплялся чертежом. В большинстве случаев народные мастера были малограмотные; некоторые из них вовсе не умели читать и писать. Однако они хорошо были знакомы с конструкциями, архитектурно-художественными формами и композиционными приемами, унаследованными от своих предшественников. В процессе дальнейшего строительства некоторые из этих форм закреплялись и совершенствовались, другие исчезали совсем, третьи возникали вновь.

План деревянной постройки разбивали на площади при помощи простого инструмента – веревки с двумя колышками на концах и наиболее простых геометрических фигур.

В архитектуре деревянных построек наибольшее значение приобрел прямоугольник и квадрат, что обусловливается технико-строительной характеристикой дерева. Это и предопределило прямоугольную форму плана в жилых, хозяйственных и культовых постройках Закарпатья. В отдельных деревянных храмах, кроме прямоугольника (квадрата), в решении объемов здания применялся и восьмиугольник (поселок Ясиня, села Лазещина и Гусный). В перекрытии центрального и восточного срубов встречается полуциркульная форма (Воловецкий, Межгорский, Раховский, Тячевский, Хустский районы), а также трапециевидная форма (пригород Свалява-Быстрый). По-видимому, эти формы появились в деревянном зодчестве под влиянием каменного строительства.

Большинство деревянных зданий, особенно культовых, возводимых народными зодчими, принимали окончательную форму только в процессе строительства. Сооружая здание, народный мастер нередко отступал от того замысла, который сложился у него первоначально. Он частично изменял уже сделанное, иногда отказывался от задуманного или добавлял к нему что-либо новое. Протесывая бревна и укладывая их на место, время от времени он внимательно присматривался к уже выведенному срубу, и если ему казалось, что сруб слишком высок, то убавлял его, а если очень низок – прибавлял недостающие венцы. Так на строительной площадке создавалось архитектурное произведение.

Дерево – благородный строительный материал. Легкость и удобство в обработке вызывали у народных строителей любовь к нему. Народные мастера всегда ценили текстуру дерева; каждая порода дерева отличается своим естественным цветом и тональностью, имеет своеобразное построение волокон, которые сами по себе создают определенный декоративный эффект.

Деревянные постройки сравнительно недолговечны, но когда дерево – дуб, сосна или другие породы надежно укрыты от разрушительного действия воды, тогда они могут существовать довольно продолжительное время – в течение нескольких веков. Среди упомянутых пород дерева наиболее долговечным является дуб. Так, в Скандинавии до сего времени еще сохранились деревянные постройки, относящиеся к XIII-XIV вв. В Закарпатье сохранились постройки XVII в. (деревянные церкви в селах Среднее Водяное, Колодное, Крайниково, Новоселица и др.).

Для постройки деревянных зданий лес рубили всегда весной, в мае месяце, когда дерево еще не пустило сок. Поваленный лес лежал до зимы. Зимой его вывозили к месту строительства, которое начиналось только весной. Следовательно, поваленный лес лежал без употребления почти год. За это время лес хорошо просыхал на воздухе, улучшались его строительные качества. Дольше держать срубленный лес без употребления не рекомендовалось, особенно хвойные породы, так как древесина начинала краснеть и гнить.

Хорошо выдержанная древесина, предварительно прошедшая естественную сушку, почти не давала трещин и щелей и не поражалась грибком. Однако в строительстве применялось не всегда выдержанное дерево, поэтому после его высыхания между венцами сруба появлялись щели, а обработанные плоскости покрывались трещинами.

В горных районах для постройки жилища, культовых и хозяйственных зданий обычно применяли хвойные породы дерева – смереку и сосну, в отдельных случаях ель. В низменных местах «в дело» преимущественно брали дуб, в некоторых хозяйственных постройках применяли и другие лиственные породы.

Для постройки храма всегда брали отборный лес – стройный, высокий, со значительными размерами в диаметре. Из такого леса тесали брусья для венцов сруба.

В те времена, когда лесом была покрыта значительная территория края, жилища и храмы обычно возводились в его окружении, и поэтому не нужно было заниматься перевозкой заготовленного леса к месту строительства. Здесь же в лесу расчищали строительную площадку, рубили отборное дерево, обрабатывали его и возводили постройку – жилую или культовую. Так, например, церковь в пригороде города Свалява (Свалява-Быстрый) вначале была построена в лесу, а потом перевезена в селение. Некоторые деревянные храмы в Хустском районе в свое время также возводились в окружении дубового леса, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся возле храмов многолетних дубов (села Стеблевка, Крайниково и др.).

В отдаленные времена дерево в Закарпатье обрабатывалось только топором. В числе плотничьих инструментов пилы, столь необходимой нынешнему плотнику, не было. Пила и другие плотничьи инструменты появились значительно позже; поэтому сколько нужно было умения и навыка, чтобы построить одним лишь топором такое сложное здание, как деревянный храм! Железных гвоздей до недавнего времени также не было, их заменяли деревянные колышки – тыбли. В Закарпатье до сего времени еще сохранились храмы, построенные без гвоздей (села Ростока, Свалява-Быстрый, Новоселица, Локоть, Ивашковица и др.).

О том, что пила не применялась в более раннем периоде строительства, можно судить по отдельным деревянным постройкам Закарпатья, у которых выступающие концы венцов не обпилены, а обрублены, причем это выполнено так мастерски, что не сразу можно определить, каким это сделано инструментом: топором или пилой.

Особенно трудно было без пилы изготовить обыкновенную доску, для чего прежде всего необходимо расщепить бревно на отдельные слои, а потом обтесать их на четыре стороны, доведя толщину доски до 4-5 см. Тем более представляло невероятный труд изготовить такую доску из дубовой колоды, а таких досок требовалось немало для сооружения храма.

Трудность изготовления некоторых строительных элементов из дуба, в частности досок, из-за отсутствия в то время надлежащих инструментов вынуждала народного строителя соблюдать разумную экономию в применении таких элементов.

В Закарпатье существует несколько видов обработки деревянных колод. Чаще всего обрабатывают колоды на четыре стороны, превращая их в брусья. В более ранние времена смерековые колоды раскалывали на две половины и протесывали только одну сторону. Протесанную сторону обращали внутрь здания, а облом наружу. Так больше всего строились колокольни, хозяйственные здания и ограды.

Значительно реже оставляли колоды в своем естественном виде, т. е. цельными, предварительно освобождая их только от коры. Из таких колод обычно строили временное жилище. В старину их применяли для постройки себе жилища наиболее бедные слои населения.

Круглое дерево в срубах деревянных храмов в настоящее время в Закарпатье не встречается. Кругляки кое-где сохранились в хозяйственных постройках, а полуколоды («протеси») – в жилых постройках Верховины (села Керецки, Лисичево и др.). Между тем не исключена возможность, что в старину храмы, избы и хозяйственные постройки возводились преимущественно из круглого дерева.

В народном деревянном строительстве срубу принадлежит главная роль; с развитием строительной техники он подвергался лишь незначительной модернизации и усовершенствованию.

Система рубки деревянных зданий сводится к одному основному виду, когда здание состоит из горизонтально уложенных друг на друга бревен (брусьев), образуя венцы сруба. Этот конструктивный прием наибольшее распространение получил в славянском мире, в то время как в скандинавских и в некоторых других европейских странах бревна ставились вертикально, плотно друг к другу, нижний конец их заглублялся в землю или в специальные пазы – подвалины, а верхний заделывался в верхнюю обвязку постройки.

При обследовании дубовых и смерековых срубов более ранних культовых построек обращает на себя внимание высота брусьев подвалин – 35- 60 см при толщине 22-25 см и высота венцов сруба – 30-65 см при толщине 16-20 см. Причем, чем старше деревянная постройка, тем большее сечение имеют подвалины и венцы сруба, в то время как в более поздних постройках толщина брусьев редко когда превышает 15-17 см, а средняя их высота в срубе составляет не более 20-24 см.

Применяя в срубе за счет их большой высоты сравнительно малое количество венцов, строители создавали более устойчивую и монолитную конструкцию, чем при употреблении в том же срубе венцов с меньшей высотой, количество которых, естественно, возрастало.

Бревно, ясно видимое на фасадах деревянных зданий, было модулем и основным элементом масштаба сооружения. Подбор венцов более или менее одинакового сечения определял в какой-то степени размер окон и дверей, а также других деталей постройки. Высоты окон и дверей всегда были кратны модулю – венцу.

Рубленые стены не имеют криволинейных очертаний в плане; габариты их определяются природными размерами бревен и особенностями строительства дома. В сравнении с каменными стенами сруб с точки зрения строительной механики обладает большей пространственной жесткостью.

Пространственная жесткость рубленой стены дает возможность при сравнительно малой толщине венцов делать коробку достаточно высокой, полностью рассчитывая на ее конструктивную прочность и устойчивость; рубленой стене меньше грозит потеря устойчивости от выпучивания вследствие закрепления ее венцов в углах и на пересечениях.

В отличие от каменной стены бревенчатая стена хорошо сопротивляется изгибу в вертикальной плоскости. Такая стена не чувствительна к неравномерным осадкам основания (подвалины) и может обойтись без сплошного фундамента. Незначительное оседание одного из углов компенсируется почти незаметной осадкой отдельных венцов сруба. Таким образом, сруб является пространственной конструкцией, которая одновременно сопротивляется целому комплексу сил, в том числе сжатию поперек волокон, изгибу в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Наряду с рублеными постройками в отдельных районах Закарпатья строились (и строятся теперь) каркасные жилые здания с заполнением стен маломерным лесом, преимущественно из хвойных пород. Стены постройки скрепляют верхней и нижней обвязками, подкосами и раскосами для придания им устойчивости. Потом такие стены обмазывают глиной.

Чтобы уберечь низ каркасной стены от замокання, ее обшивали до подоконника досками шириной 10 см с нащельниками. Затем такую обшивку прикрывали козырьком из досок шириной 5-7 см.

Обычно деревянные церковные здания не требовали специально приготовленного фундамента, рассчитанного на большую нагрузку. Достаточно было некоторого спланирования площадки и укладки на ней стояков из обрезков толстых колод или просто из пней: чаще всего подкладывали большие камни, расставляя их на углах и посередине стены здания, поднимая таким образом подвалину на 20-25 см выше уровня земли. В редких случаях подвалины укладывались на землю.

В последнее время под влиянием каменного строительства в некоторых храмах подведены ленточные каменные фундаменты на цементном растворе – применен разнообразный по форме бутовый камень: рваный, посте-листый или плитняковый.

Фундамент из деревянных стояков или отдельно уложенных камней долгое время существовать не мог. Под тяжестью здания эти подкладки постепенно погружались в землю вместе с подвалиной, которая под воздействием влаги быстро загнивала и разрушалась, вследствие чего здание теряло устойчивость, наклонялось в сторону или сильно оседало в землю. Возникала необходимость поднимать постройку, чтобы заменить подвали-ны, а может быть и некоторые подгнившие венцы сруба, и подложить на вновь подсыпанную землю более надежные стояки. Это было немаловажным событием в истории храма, так как в связи с этими работами часто проводились и другие ремонтные работы. Об этом оставляли записи, которые вырезали или рисовали на дверных косяках, стенах или других местах храма.

Обычно на фундамент укладывались подвалины из твердых пород дерева, чаще всего дубовые, для этого колоды предварительно тесались на две или четыре стороны. Сечения этих подвалин иногда достигали больших размеров. Так, например, в деревянном храме села Стеблевка Хустского района длина дубовой подвалины достигала 13,75 м, а поперечное сечение 46:35 см, в деревянном храме села Александровка этого же района размеры подвалины соответственно составляют 9,2 м и 34:65 см.

В деревянной хате сначала укладывались продольные подвалины (среднее сечение 24:32 см); иногда они стыковались, когда этого требовал размер постройки. Потом сверху врубались поперечные подвалины (среднее сечение 24:27 см) с выпусками концов в сторону главного, а иногда и тылового фасадов в виде консолей, на которых затем возводился «ганок». На поперечные подвалины укладывали еще один ряд продольных подвалин, причем такой же брус врубали и на выпусках консолей, образованных поперечными подвалинами. Связанные таким способом подвалины создавали достаточно прочную основу сруба.

В деревянных храмах на фундамент первыми укладывали поперечные подвалины, определявшие длину каждого церковного помещения. Потом в эти четыре параллельно уложенные подвалины, обращенные своими сторонами к востоку и западу, врубали продольные – южные и северные подвалины, определявшие ширину церковных помещений.

Перед закладкой стен сруба для большей конструктивной связи на подвалины устанавливали дверные косяки со специально вырубленными по их наружной стороне пазами для последующей заделки в них венцов сруба.

Как правило, стены сруба выводились венцом одновременно по всему периметру постройки. Венцы подгонялись очень тщательно. При заготовке венцов в одном из них вырубался паз овальной, треугольной или прямоугольной формы. В другом же, соседнем, по всей длине бруса делались такой же формы выступы. В отдельных случаях швы сруба прокладывались мхом. Больше всего мох употреблялся при возведении сруба жилых построек.

Для большей монолитности стены венцы сруба скреплялись между собой деревянными нагелями – тыблями, расставленными на определенном расстоянии один от другого по всей длине бруса. Ударами деревянного молота венцы сруба плотно прижимались друг к другу. Тыбли удерживали стену от деформации даже в том случае, когда замки на углах начинали ослабевать или выходить из строя.

В отдельных храмах (например, в селе Сокирница Хустского района) вблизи угловых замков почти в каждом венце, начиная от подвалины и до навеса, насквозь просверлены отверстия диаметром до 3 см, в которые забиты колышки. Эти отверстия служили, по-видимому, для предохранения венцов сруба от деформации.

На углах венцы сруба скрепляют разного рода замками, которые прочно связывают их между собой, сопротивляясь продольным (в направлении стен) и поперечным (боковым) силам давления, удерживая стены постройки от возможного распада и отдельные венцы сруба от выворачивания.

В Закарпатье существует несколько типов угловых замков.

1. Простой замок, применяющийся в двух видах: а) в одном из брусьев до половины его высоты делается прямоугольный вырез; в него заходит соседний брус своей невырезанной частью; б) в каждом брусе делаются двухсторонние неглубокие вырезы прямоугольной формы.

Народные зодчие проявляли большую изобретательность в строительстве бревенчатых изб. Бережное и экономное отношение к материалу способствовало созданию прекрасной конструкции – врубки с остатком «в обло». В этом случае в соседнем бревне заготовлялся соответствующей формы вырез, чтобы разместить в нем последующий венец. В таких замках необходимо было оставлять выпуски венцов, чтобы сделать их более устойчивыми. Это самое простое соединение венцов сруба на углах. Народные строители с большим мастерством выполняли такую врубку одним лишь топором.

2. Замок «рыбий хвост», или «немецкий», имеет косые вырезы сверху и снизу бруса, причем более глубокие – с внутренней стороны. Венцы сруба с такими замками под действием нагрузок почти никогда не раздвигались в стороны.

3. «Канюк» – по конструкции наиболее сложный замок. Он всегда делается с двухсторонними вырезами в брусе, причем в самом вырезе заготовляется специальный зуб. Существует два вида такого замка: а) «канюк» закрытый (скрытый) со спрятанным внутрь зубом, который чаще всего применялся в церковных постройках более раннего периода, и б) «канюк» обыкновенный с открытой конструкцией зазубления, получивший наиболее широкое распространение в Закарпатье. Такое соединение на углах венцов наиболее экономично, но вместе с тем и достаточно сложно, так как требует тщательной подгонки элементов соединения.

Замки «немецкие» и «канюки» не требуют остатка венцов, и поэтому углы с такими замками обрезаны гладко, заподлицо со стеной сруба. «Немецкий» замок появился только в XVIII в. и больше всего применялся в культовых постройках, в частности, в рубке стен выше свеса крыши и в конструкциях перекрытий срубов, которые потом закрывались гонтом или дранкой.

Углы деревянных построек приобретают особенную красоту, когда применен крупный лес. Гладкие плоскости стен, рубленных из такого леса, с хорошо пригнанными пазами и старательно сделанными углами красивы сами по себе и очень гармонируют с другими деталями постройки.

Как уже упоминалось выше, двери и окна в избе начинали делать с установки на подвалины вертикальных брусьев. Между углом жилой постройки и дверными или оконными проемами укладывались короткие брусья, один конец которых был заделан и заходил в пазы вертикальных брусьев окон и дверей, а второй вязался угловым замком. Такие брусья укладывались между окнами, окном и дверью и т. п.

Сверху вертикальные брусья окон и дверей прикрывались горизонтальным брусом. На него укладывался большой брус – «правило», который тянулся вдоль всего фасада. На этот большой брус перпендикулярно к стенам главного и тылового фасадов накладывалась мощная балка-сволок, свободные концы которой выступали за наружное поле стены. Они художественно обрабатывались, принимая различную профилировку. Внутри же жилого помещения па средней его части вырезался неглубокой резьбой простой геометрический орнамент и дата постройки жилища.

Мощный брус сечением 14-16: 22-24 см поддерживал поперечные балки, уложенные с промежутками по осям 1,5-1,6 м. Концы этих балок также выпускались наружу, на боковые фасады жилой постройки.

На поперечные балки укладывались строганые или специально профилированные доски впритык или соединенные между собой в пшунт. Иногда эти доски выкладывались в «елочку», что являлось своеобразной художественно-декоративной обработкой потолка. Сени обычно потолка не имели. Со стороны чердака швы между досками промазывали глиной и присыпали небольшим слоем глины. Верхняя часть сруба жилой постройки заканчивается одним или двумя брусьями сечением, немного большим, чем сечение венцов сруба, уложенных на «правила». Концы «обрубин» значительно выступают за плоскость стены главного (южного) фасада и чаще всего обрабатываются ступеньками. Собственно с «обрубин» уже начинается конструкция крыши. На их выступающие концы укладываются небольшого сечения брусья, в которые с промежутком 1,10-1,25 м врубаются и скрепляются тыблями стропила 12: 12 см. Каждая пара стропил соединена между собой бруском 6:8 см; сверху они связываются простой конструкцией – «завязкой», вполдерева или шипом и скрепляются также тыблями.

Все спаренные стропила в постройке связываются между собой специальным треугольным в сечении брусом («буркницей»), в котором выбран такой же формы паз. Стороны его плотно прилегают к плоскостям крыши, оберегая ее верх от попадания талой и дождевой воды.

На кроквы набиваются латы (4-6 см), к которым крепится дранка, гонт или соломенная кровля. Верхние концы дранки или гонта запускаются в паз «буркницы», которая также покрывается деревянной кровлей.

Деревянная кровля наибольшее распространение получала в южной половине Закарпатья, соломенная же кровля преобладает в селах Верховины, о чем свидетельствуют сохранившиеся до нашего времени хаты.

Учитывая климатические условия края и применяемый кровельный материал, крыши жилых, культовых и хозяйственных построек всегда делались с крутыми скатами. Для гонга и дранки уклон ее составляет около 45°, а для соломенной кровли достигает 60°.

Крыши в северной части Закарпатья всегда делались с большим выносом – до 1 м и более, чтобы защитить стены постройки от замокання. Однако размер выноса крыши ограничивается ее крутым уклоном. В конструктивном отношении этот вынос решается выпуском концов стропильных ног или консольными выносами верхней обвязки и балок. Большой вынос крыши на фасадах оформлялся галереями на столбиках. Ширина галерей достигала 1,2-1,6 м. На Гуцульщине такие навесы называются «ґанком», а на Бойковщине – «сини». Их устройство вызывалось также и эстетическими соображениями.

Такой открытый «ганок» строился на выпусках подвалин, к которым крепились столбики ограждения, а также укладывался пол. Перекрытие «ганка» осуществляли выпусками верхних венцов сруба, на которые укладывали «остришину» (сечением 15:20 см), она служила верхней обвязкой «ганка». На «остришину» опирали стропильные бруски («припусни-цы»), 6:8 см, к которым крепились латы (4:6 см) или доски, потом укладывали деревянную кровлю. Такой навес часто поддерживался столбиками (15:15 см). В нижней части «ганок» обносили перилами; в старых хатах перила рубили из брусьев. Вход на «ганок» иногда оформляли калиткой.

В церковных постройках также сооружались навесы. Обычно они обходят вокруг всего здания на высоте, немного большей человеческого роста, и могут быть самостоятельной частью постройки или же на каком-то участке срастаться со скатом крыши (чаще всего восточного сруба).

Наиболее простой формой навеса можно считать навес, механически прикрепленный к стене на треугольных консолях.

С развитием строительной техники консоли заменили выпусками венцов сруба, постепенно наращивая их от подвалины к остришине, такой прием в дальнейшем довольно широко распространился не только в Закарпатье, но и в соседних районах.

Более сложную конструкцию имела часть здания под названием «опасання», поддерживаемая резными столбиками (16:16 см) с раскосами, заделанными на 4-6 см одним краем в столбик, а другим в «остришину» и скрепленными тыблями.

Форма крыши (четырехскатная) продиктована свойствами применяемых кровельных материалов (дерево, солома). Устройство уступов на углах соломенной крыши обусловлено необходимостью защиты угловых стыков от попадания воды, для чего применялись специальные соломенные снопики. По тем же соображениям устраивается и гребень крыши.

В Закарпатье, особенно в горных районах, где выпадает много осадков, крышу всегда делают без заломов и ендов, чтобы избежать скопления снега.

В новых сельских домах в большинстве случаев крыша двухскатная, что дает возможность использовать чердачное пространство под жилые помещения мансардного типа. Элементы наклонной крыши – стойки и затяжки – являются одновременно конструктивными элементами, ограждающими поверхности мансардных помещений.

В храмах над навесами по аналогии с дверными косяками закладывались оконные косяки. Окна делались и под навесами, больше всего в алтарном срубе, но всегда малых размеров (34:34 см), обычно без косяков. Их проемы просто вырезались в срубе, куда вставляли только раму со стеклами. Иногда в оконный проем вместо решетки заделывали оригинальной формы кованое или обыкновенное полосовое железо (села Стеблевка, Крайниково, Данилово и др.).

Остов сруба храма кверху всегда немного сужается, создавая более устойчивую конструкцию и несколько облегчая ее. Кроме того, некоторый наклон граней сруба во внутрь помещения увеличивает оптическую высоту сруба. Такую пирамидальную форму обычно придавали срубам при значительной их высоте. Наиболее высокие срубы делались в восточноукраин-ских храмах, и поэтому наклон у них весьма значительный, в то время как в закарпатских храмах при высоте сруба всего 5-7 м он менее заметный (10-25 см).

В храмах южных районов Закарпатья остов центрального и западного (реже алтарного) сруба на уровне навеса имеет уступ во внутрь здания на 40-60 см. Такой своеобразный конструктивный прием в какой-то степени заменял специальное сужение сруба кверху (деревянные храмы в селах Сокирница, Крайниково, Данилово, Александровка и др.).

Некоторое увеличение ширины центрального четверика по сравнению с восточным и западным характерно для храмов северной части Закарпатья. Оно имеет определенное конструктивное значение, так как венцы западного и восточного срубов лучше связываются с венцами центрального сруба, создавая большую статичность здания.

В практике деревянного строительства в Закарпатье существуют несколько приемов перекрытия срубов храма. Наиболее простой из них – устройство четырехгранного перекрытия, когда на четырех стенах прямоугольного сруба лежит четырехгранная рубленая пирамида. Вверху она обычно заканчивается небольшим квадратным или прямоугольным «стулом», на котором закрепляется подкрестовая конструкция.

В ходе дальнейшего развития это простое пирамидальное завершение постепенно усложнялось. Пирамиду начали срезать уя^е после укладки нескольких венцов и на этих срезах выводить невысокие вертикальные отрезки; количество таких срезов все больше увеличивалось. Так развивалась идея заламывания шатровых перекрытий в деревянных храмах (села Ужок, Сухой, Вышка, Кострина, город Мукачево и др.).

Особенно большим количеством заломов отличаются бойковские храмы на Дрогобычине (села Матков, Нижне-Высоцкое, Орява, Орявчик, Погар, Кривка и др.). Вообще залом, как один из элементов деревянной конструкции, уже давно получил широкое распространение в украинском деревянном строительстве. Об этом, в частности, говорят и украинские иконы XVI в., на которых можно ясно видеть изображения храмов с одним или двумя заломами. Появление заломов в шатровом перекрытии было связано с конструктивными возможностями самого материала – дерева. В камне такая конструкция не осуществима, так как она противоречит статике каменных форм.

Некоторые исследователи считают, что заломы в деревянных храмах были заимствованы от старых соломенных крыш жилища и хозяйственных построек, в частности «оборога», где соломенное покрытие выкладывалось уступами. Придавая больше нарядности однообразной четырехскатной крыше, мастер, покрывавший соломой хату или «оборог», создавал столько уступов, сколько он считал необходимым для осуществления своего замысла. Возможно, что такое заимствование форм действительно имело место, если исходить из того, что все виды народного искусства между собой тесно переплетаются и взаимно дополняют друг друга.

В Закарпатье имеется только несколько деревянных храмов, у которых квадратный в основании сруб переходит в восьмигранную форму (поселок Ясиня, села Лазещина и Гусный). Практически этот переход осуществляется следующим образом. На определенной высоте квадратного сруба закладывается восьмигранник, четыре грани которого являются непосредственным продолжением стен сруба-четверика, а другие четыре грани выводятся на ригелях (брусьях), концы которых заделаны в смежные стенки квадратного сруба. Свободное место между квадратом и восьмиугольником («пазуха») зашивалось горизонтальными досками или прикрывалось скошенным треугольником определенного наклона, напоминая как бы паруса каменных сооружений. Однако в деревянных храмах такие паруса не имеют конструктивной связи со срубом, они представляют собой чисто декоративную деталь.

Переход от большего четверика к меньшему или от четверика к восьмерику с внешней стороны обрабатывался гонтом или дранкой. Внутри же храма этот переход представлял собой усеченные пирамиды, образованные не системой стропил, а рублеными гранями, состоящими из горизонтально уложенных венцов. Такой конструктивный прием позволял делать внутреннее пространство церкви открытым до самых главок, венчающих перекрытия срубов. Таким раскрытием конструкций закарпатские церкви, так же как и восточноукраинские, в значительной степени отличались от северорусских с их низкими и плоскими потолками, закрывавшими всю конструкцию завершений.

В местах сруба, где воспринимаются нагрузка от шатрового перекрытия, заделывались специальные брусы – «сволоки» для сдерживания от-центровых сил распора и для удержания перекрытия от ветровых нагрузок (деревянные церкви в селах Ужок, Сухой, Вышка и др.).

В бойковских храмах, где перекрытия срубов значительно выше закарпатских храмов, по всей их высоте, в разном направлении ставилось несколько рядов таких скрещенных брусьев, закрепленных концами в местах заломов.

В восточноукраинских храмах с целью лучшего укрепления высоких срубов на их углах заделывались брусковые скобы. Обычно они размещались в местах перехода большего сруба в меньший или одной формы в другую. Очень часто эти угловые скобы покрывались глубоким резным орнаментом. В закарпатских деревянных храмах такой элемент конструкции не встречается.

Опыт строительства деревянных шатров был перенесен в культовое зодчество из крепостных башен, и появление его в деревянных храмах нельзя объяснить только одними практическими соображениями. Следует учитывать также и большое художественное значение шатрового перекрытия. Шатровая церковь являлась сооружением оригинальным, самобытным, воплотив в своей архитектуре местные национальные формы и традиции.

Шатровые деревянные церкви обычно делались холодными. Шатер, как уже отмечалось, выполнялся в сплошной рубке венцов и был открыт до подкрестовой конструкции. Грани выводились с тщательной обтеской изнутри, что придавало внутренней его поверхности нарядный вид. Число граней шатра увязывалось с числом граней сруба, который он перекрывал.

Культовые постройки, увенчанные шатром сплошной рубки, представляют собой пример гармонического сочетания внутреннего пространства сооружения с его наружным объемом.

Во многих храмах Закарпатья западный сруб (значительно реже восточный) перекрыт плоским потолком из отдельных пластин («стелин»), уложенных облом кверху, на балки. Иногда снизу к балкам прибивались впритык доски с нащельниками.

В завершениях отдельных храмов можно встретить куполообразные формы, но они не вытекают из объемно-пространственного решения здания и, по сути, являются ложными; конструкция их совсем не сложная. Ребра купола сделаны из кружал, вырезанных из толстых досок, верхний конец которых опирается на стойку, закрепленную в нижнюю обвязку каркаса, установленного на перекрытии сруба. К кружалам прикреплены латы или набиты впритык доски, на которые уложен гонт (деревянные церкви в селах Канора, Свалява-Быстрый).

Широкое распространение в Закарпатье получил прием перекрытия срубов деревянными коробовыми сводами – полуциркульными, овальными или двухскатно-седловыми (трапециевидной формы). Такие потолки делались преимущественно в центральном срубе, несколько реже в восточном и, как исключение, в западном. Коробовый свод выкладывался из дубовых пластин толщиной 8-12 см, ширина их не была постоянной (в пределах 20-35 см), а длина определялась размером сруба – 6-7 м.

Такие деревянные своды перекрывались высокими двухскатными крышами на стропилах. Крыша алтарного сруба меняла количество скатов; число их увеличивалось, если углы сруба срезались.

Рубленая система стен по своим техническим качествам не отвечала требованиям колокольни, так как во время раскачивания колоколов сильно расслаблялись замки сруба. Поэтому для колокольни лучше всего подходила каркасная конструкция, где можно было специальной системой вязания брусьев противостоять динамическим нагрузкам. Исходя из этого, верх западного сруба, который должен был служить колокольней, возводился по каркасной системе. Вследствие этого в преобладающей части церковных построек Закарпатья над западным срубом вырастали разной высоты (5- 12 м) башни-колокольни каркасной конструкции, представляющие собой систему соединения вертикальных и горизонтальных брусьев (16-18: 20-24 см с раскосами), связанных между собой врубками и замком.

В некоторой части закарпатских храмов над башней-колокольней поднимается значительной высоты шпиль с невысокими шпилевидными башенками («турничками») у его основания. Здесь шпиль является лишь декоративным завершением.

Основным элементом конструкции шпиля являются центральный стержень (стойка) и стропильные ноги (ребра) с распорками и раскосами. В крепкое основание – прямоугольную раму с крестовиной, насаженную на верхнюю часть каркаса башни, закреплен стержень высотой 7-9 м, вокруг которого на одинаковом расстоянии расставлены стропила (10- 12 см). Верхняя часть их прикреплена к стержню железным костылем или деревянным тыблем, а низ заделан в прямоугольную или восьмиугольную обвязку и надежно связан с каркасом башни. На стропила в горизонтальном положении набиты впритык дубовые доски (4-5 см), тесанные топором, создавая таким образом грани шпиля. К доскам крепится дубовый гонт.

Общая высота шпиля снаружи достигает 7-9 м. Для придания шпилю пространственной жесткости по всей высоте центральной стойки (стержня) в разных направлениях заделаны в горизонтальном положении бруски, так называемые связи жесткости. Внутреннее пространство шпиля необыкновенно мало – не позволяет даже устроить лестницу для его осмотра и ремонта. Вместо лестницы (в качестве стремянки) служат связи жесткости. Аналогичную конструкцию, но более упрощенную имеют «турнички», расставленные на углах четырехскатной крыши, которая перекрывает башню-колокольню и перерастает в центральный шпиль.

Дерево, обладающее сравнительно малым объемным весом, давало возможность сооружать довольно высокие шпили, без утяжеления несущих конструкций самого здания. Народные мастера были достаточно опытными в создании сложных деревянных конструкций.

Основной недостаток деревянных шпилей, как и других деревянных конструкций, – это подверженность древесины горению и гниению. И шпили, пока не был применен громоотвод, часто уничтожались пожарами, возникавшими от ударов молнии.

Завершения церковных построек закапчиваются крестом, для которого специально устраивалась подкрестовая конструкция. Ее сложность зависела от самой формы завершения. Когда завершение имело форму шпиля, тогда на его центральный стержень насаживалось конической формы под-крестовое основание, которое изготовлялось вместе с крестом.

При шатровом перекрытии срубов подкрестовая конструкция имеет несколько другой характер. В ее состав входит квадратной формы подставка с крестовиной. Вся эта конструкция устанавливалась на верхний срез шатрового перекрытия. В крестовину закреплялась стойка (стержень), поддерживаемая с четырех сторон брусками; на центральную стойку насаживался крест. Если завершением перекрытия сруба являлась маковка, тогда кроме центральной стойки (стержня) на восьмигранную подставку устанавливалось восемь стоек, к которым прикреплялись кружала маковки; крест насаживался на центральную стойку.

Чтобы уберечь верх деревянного храма, особенно в местах подкресто-іюй конструкции, от попадания воды, применяли очень оригинальное решение особенно в «оборогах на верх маковки, завершавшей перекрытие, насаживали специальный глиняный или стеклянный сосуд, шарообразной или грушеподобной формы.

В закарпатских церквах уже не сохранилось таких насадок, но на Дрогобычине их еще можно встретить, например в деревянной Никольской церкви (1700 г.) в пригороде Турки Львовской области. Такие сосуды обычно покрывались зеленым или темно-зеленым цветом, но некоторые из них оставались без поливы. Однако те и другие прекрасно выполняли практическую и эстетическую роль как в культовых, так и в хозяйственных постройках. Иногда в оборогах применялся обыкновенный горшок для приготовления пищи, насаженный на верх крыши вверх дном.

Для храмов эти глиняные насадки специально изготовлялись в гончарнях. Если же не было возможности изготовить такую посудину из глины, тогда форму горшка воспроизводили из дерева, декоративно обрабатывая ее гонтом. Подобные завершения можно встретить в некоторых храмах закарпатской Верховины. Но больше всего они встречаются в бойковских храмах и колокольнях.

Над глиняной, деревянной или железной насадкой поднимался кузнечной работы крест, оригинальный по своим формам. Более простые по рисунку кресты ставили непосредственно на конек крыши центрального и восточного срубов лицевой стороной на восток и запад.

Так же как и в жилой постройке, коньки в двухскатных крышах храма образовывались укладкой на стропильные ноги специального бруса с выбранным треугольным пазом, стороны которого прижимались к скатам крыши.

В жилых и культовых постройках в центральных и южных районах, а также в закарпатской Гуцулыцине преообладала деревянная кровля: дранка и гонт (лемех). Такой кровлей покрывали двухскатные и четырехскатные крыши, простые и усложненные завершения срубов, обшивали стены срубов и другие части зданий.

Гонт (обычно из дуба) готовили с тупым или заостренным передним краем, толщиной 2-4 см, с постепенным уменьшением его толщины до 0,5 см на другом крае, т. е. ему придавали форму клина. Длина его составляла 35-40 см, а ширина – 13-15 см.

Дранку изготовляли из хвойных пород дерева, преимущественно из смереки, путем раскалывания колоды вдоль волокон на отдельные дощечки длиной 50-60 см. Далее такие дощечки подвергались обработке – их ширина доводилась до 8-10 см, а толщина до 2 см с одной стороны и до 0,5 см с другой, т. е. дранка в поперечном сечении принимала форму треугольника. При последующей обработке на утолщенной стороне дранки с торцовой стороны выбирался продольный паз треугольной формы, в который при укладке должна заходить своей тонкой стороной соседняя дранка.

При обшивке стен сруба гонтом или дранкой их прибивают гвоздями к венцам. Кроме этого способа применяется и другой, когда на плоскость стены сначала набивают рейки, а потом уже по ним укладывается гонт или дранка. На вертикальной стене такая обшивка сохранилась значительно дольше, чем на наклонных плоскостях. Нижний ряд деревянной кровли на скатах часто удваивался, учитывая, что в этих местах больше всего скопляется воды.

Более древние храмы, о которых нам известно только из литературных и архивных источников, кроме гонта и дранки были покрыты досками, а некоторые из них даже соломой. Покрытые соломой церкви существовали в XVIII и начале XIX в. Теперь в Закарпатье не сохранилось ни одной культовой постройки с соломенной кровлей. Покрытие соломой церковных построек свидетельствует о тесной связи церковного строительства с жилым.

Пол в старых хатах на Гуцулыцине настилался из пластин, уложенных по балкам, концы которых не врубались в венцы сруба, а ложились свободно на деревянные или каменные «стулья». Однако в большинстве старых хат, особенно на Верховине, пол был земляной.

Строительство храма почти всегда заканчивалось укладкой пола. Чаще всего он выкладывался из толстых досок (5-7 см) шириной 20-25 см, уложенных впритык на брусы. Иногда вместо досок применяли пластины и даже полуколоды, уложенные облом на землю или на деревянные, а иногда на каменные подкладки. Более старые по времени храмы деревянных полов не имеют. Полы выложены из больших плит песчаника (например, в селе Сухой, пригороде Свалява-Быстрый и др.).

Джерело: Макушенко П. И. Народная деревянная архитектура Закарпатья (18 – начала 20 века). – Москва: Стройиздат, 1976 г., с. 11 – 26.