Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину,
якщо цього вимагатиме добро справи

Богдан Хмельницький

?

Введение

В 1944 г. земли Закарпатья были воссоединены с землями Украинской Советской Социалистической Республики; сбылась вековечная мечта украинского населения этого края.

Народные строительные традиции обусловили создание здесь замечательных памятников деревянного зодчества. В них отражаются сущность историко-культурного и этнографического своеобразия Закарпатья, технические достижения и художественные идеалы народа-созидателя. Они в какой-то мере определяют и современный облик этого края.

Памятники деревянной архитектуры Закарпатья, как и все украинское народное искусство, отличаются теплотой, лиричностью и яркостью архитектурных форм, красотой и совершенством конструкций. Они являются своеобразными свидетелями нелегкого прошлого украинского народа, с древнейших времен проживающего в этом необычайно живописном крае.

Закарпатская область занимает юго-западные отроги Карпат и прилегающую к ним низменность. Четыре пятых территории области занимают горы, и только одна пятая приходится на равнину. С севера к Закарпатью примыкает Львовская область, с северо-востока – Ивано-Франковская область, на юге Закарпатье граничит с Румынской Социалистической Республикой и Венгерской Народной Республикой, а на северо-западе – с Польской Народной Республикой.

Природа Карпат необычайно богата, разнообразна и красочна. Горы покрыты вековыми лесами. А где-то уже за низко стелющимися тучами раскинулись красочные ковры высокогорных лугов с субальпийской, а местами и с альпийской растительностью. Летом – это цветистые, зеленые места, а зимой они превращаются в белые пустыни.

В Закарпатье встречаются уголки, где хвойные леса сохранились почти в нетронутом виде. Здесь под покровом густой хвои царит вечная тень. На влажной, лишенной солнечного света почве нет ни подлеска, ни травяного покрова, ни цветов. Видны упавшие, покрытые лишайником стволы среди мхов.

Почти все реки края начинаются в горах. Их потоки стремительно несутся по каменистому, заваленному валунами и обломками горных пород дну, образующему многочисленные пороги и уступы, с которых низвергаются водопады. Стекая с гор, реки теряют скорость и приобретают характер равнинных потоков с довольно быстрым течением. В сухое время года реки сильно мелеют и становятся маленькими ручейками. В период дождей они быстро наполняются водой и превращаются в бурные потоки.

Карпатские горы, реки и луга сравнительно невелики. Они как бы соизмеримы с масштабами поселений и деревянных построек.

Климат области относится к умеренно континентальному. Характерная его особенность – ярко выраженная высотная зональность. В то время как на равнине уже цветут фруктовые деревья, в горной местности только начинают распускаться почки.

Заселено Закарпатье неравномерно. Большая часть населения сосредоточена в предгорьях и на примыкающих к горам равнинах. Поселения разместились главным образом по долинам больших рек – Ужа, Латорицы, Боржавы, Теребли, Тересвы, Рики, Тисы, вдоль которых они тянутся нередко беспрерывной цепочкой. Отдельные поселения поднимаются на достаточно большую высоту – 800-900 м над уровнем моря.

Основным занятием жителей горных районов являлось наряду с лесными промыслами высокогорное скотоводство, которое занимало одно из главных мест в хозяйстве и было основным средством существования местного населения. Отгонное скотоводство оказывало большое влияние на весь жизненный уклад, быт и культуру. С занятием населения были связаны не только типы поселений и жилищ, но и традиционное искусство, народные обычаи, фольклор.

На равнинах и в предгорье население занято в сельском хозяйстве и в промышленности. В южных районах области издавна широко развито виноградарство.

Украинцы составляют основную часть населения Закарпатской области (75%). Здесь проживают также русские, словаки, венгры, румыны, немцы и др. – всего 25 национальностей и народностей. Закарпатские украинцы издавна находились в непосредственном соприкосновении с венграми, словаками и румынами, что нашло свое отражение в художественной культуре края.

Но верховинцы и до наших дней сохранили в нетронутом виде славянское своеобразие почти во всем укладе. Закарпатье – своеобразный музей народного творчества.

Природа наделила закарпатцев любовью к прекрасному. Это проявляется в разнообразном покрое и в неповторимых узорах-вышивках народной одежды, в формах и художественной обработке домашней утвари, в своеобразной архитектуре, в устном народном поэтическом творчестве, в песнях, в которых наиболее полно и ярко проявился творческий дух народа, взгляды на жизнь. Художественные традиции и техника ремесла передавались мастерами-строителями из поколения в поколение и на каждом последующем этапе развития обогащались новыми чертами, совершенствовались и воспроизводились в архитектуре народного жилища и культовых строениях. В этих замечательных монументальных сооружениях довольно ярко проявляется художественный вкус закарпатцев.

В архитектуре деревянных построек, как и в старинных орудиях труда, предметах быта, изделиях прикладного искусства и в других формах народного творчества Карпат, сохранилось немало из того, что уходит корнями к истокам украинской народной культуры.

Археологические исследования свидетельствуют о древнем заселении территории Закарпатья. Около города Мукачево раскопаны могилы скифов, живших здесь в VI в. до н. э. В 1950 г. в Закарпатье впервые было исследовано славянское жилище полуземляного типа VIII – IX вв.

На рубеже IX-X вв. славянским землям Закарпатья начали угрожать кочевые племена угров (мадьяр), которых теснили печенеги с черноморских степей. Угры мирно прошли мимо большей части восточно-славянских земель и вторглись на территорию Закарпатья. Но здесь они не остановились, а пошли дальше на запад и на Тисо-Дунайской равнине образовали свое государство.

В IX в. Закарпатская Русь входила в состав Киевского государства.

В XI-XII вв. венгерские короли воспользовались междуусобной борьбой феодалов на Руси и захватили земли Закарпатья. С того времени, почти без перерыва, они находились под властью венгерских, а затем и немецких феодалов.

Развитие венгерского феодализма сказалось на социальном и национальном закрепощении закарпатских славян. Однако они не теряли национального единства со славянскими народами, населяющими территории севернее и восточнее Карпат.

Украинское население края жило в условиях унижения национальной культуры. Это влекло за собой культурную отсталость, сказывалось на консервации архаических черт в языке, быте, искусстве, в том числе и в народной архитектуре, где наряду с более развитыми типами построек сохранялись сооружения несовершенные, архаические.

С другой стороны, народные строительные традиции и художественные вкусы, сформированные во взаимовлияниях с соседними народами, местные природные условия края и строительный материал – дерево со свойственными ему конструктивными приемами – определили своеобразный колорит народной архитектуры Закарпатья.

Наибольшее распространение строительство из дерева получило в горных районах, среди дремучих лесов. Поколения плотников, столяров и резчиков накопили огромный опыт деревянного строительства и создали интересные и своеобразные конструктивные и художественные приемы, которые впоследствии сделались традиционными для Закарпатья. В дальнейшем эти традиции имели определенное влияние на развитие не только деревянной, но и каменной архитектуры.

Народные зодчие всегда стремились к самобытности и самостоятельности творчества. Они не довольствовались простым повторением архитектурных форм и деталей, а создавали их новые сочетания, вносили разнообразие в повторяющиеся архитектурные элементы. Эти формы не застывали в каком-либо едином образчике, а беспрерывно развивались и совершенствовались. Вот почему каждая деревянная постройка имеет свою индивидуальность, сложившуюся на основе общих типов, художественного вкуса и умения мастера-строителя.

Несовершенная техника, некоторое однообразие материала заставляли народного зодчего искать художественную выразительность сооружений в простоте и стройности силуэта, в хороших пропорциях, в каждой линии, форме и деталях. Нельзя не удивляться исключительному умению народных зодчих создавать живописные архитектурные формы, единые по замыслу и различные по своим деталям.

До наших дней в Закарпатье сохранилось около сотни памятников деревянной культовой архитектуры – свидетелей оригинального народного искусства XVIII – начала XX в. Кроме того, сохранилось множество других старинных деревянных зданий и сооружений, весьма различных по назначению, размерам и формам, архитектурно-строительному облику. В их архитектуре очень наглядно проступает многообразие местных строительных традиций, сложившихся на основе различия социальных условий, материальной жизни и характера производственной деятельности населения разных районов Закарпатья.

О сохранности наиболее древних памятников деревянного зодчества Закарпатья можно говорить лишь условно. Многие из них подвергались переделкам, заново украшались. В некоторых из них гонтовая кровля была заменена железной, в результате эти постройки частично утратили свой первоначальный облик.

Народное зодчество Закарпатья, как и всякое другое, безымянно, хотя ведущая роль мастера-строителя здесь несомненна. Он обычно не выделяется из коллектива народных строителей, но его творческая индивидуальность так или иначе существует, находится в тесной связи с творческой деятельностью всего коллектива строителей, опирающегося на традиционное наследие строительного искусства.

Народное искусство подчиняется тем же самым законам творчества, как и всякое другое искусство. Только в профессиональном искусстве темпы развития более динамичны, более ускоренны, в них происходит борьба за новаторство и свежесть, приобретая всякий раз новые формы, в то время как в народном творчестве изменения происходят более медленно. Вот почему в народном искусстве параллельно с новыми формами можно встретить строительные приемы давно прошедшего времени.

Влиянию общеевропейских стилей больше всего подвергалось каменное зодчество Закарпатья, в то время как деревянная архитектура во многом сохранила свою традиционную основу.

Под влиянием этих стилей полностью не исчезал старый стиль, так как сила влияния все же имела свои границы, в которых она лишь модифицировала формы на новый лад, но не изменяла его основания. Влияния только как бы «… формировали отдельные ветви, в которых все-таки плыл сок древнерусских традиций…» [М. Драган. Українські дерев’янії церкви. Львов, 1927, с. 17].

Народное деревянное зодчество украинцев Закарпатья развивалось в непосредственной связи с архитектурой других народов: чехов, венгров, румын, словаков и других, вследствие чего в произведениях народного творчества, в том числе и в деревянных постройках, проявляется целый ряд черт, присущих деревянному зодчеству этих народов.

Произведения народной архитектуры Закарпатья отличаются цельностью замысла, единством практической целесообразности и эстетической задачи, обусловленными насущными потребностями и художественными вкусами народа. Разнообразные вариации плана, сверху донизу покрытый гонтом сруб со своеобразными заломами, оригинальная трактовка башен-верхов в деревянных храмах – все это закарпатские народные мастера осуществляли с большим умением и вкусом, создавая памятники деревянного зодчества поистине мирового значения.

На формирование народного деревянного зодчества Закарпатья оказало влияние также каменное зодчество с ярко выраженными историческими стилями. Но сама конструктивная и пластическая возможность дерева в определенной степени регулировала влияние форм каменного строительства. Сам переход каменных форм к деревянным мог произойти только после предварительных испытаний их в дереве. По сути, заимствованные формы должны были быть созданы в дереве заново, т. е. перекомпонованы совершенно по-новому, исходя из технических возможностей материала. Не всякая каменная форма могла привиться в деревянном строительстве; порой нелегким, а то и невозможным было перенесение форм одного материала в другой.

«Конечно, о точном воспроизведении каменных форм в дереве не могло быть и речи», – говорит известный русский исследователь И. Грабарь. – Прежде всего этому препятствовал уже сам материал и создававшиеся веками строительные приемы деревянного зодчества, находившегося в руках самого народа» [И. Грабарь. О русской архитектуре. М., 1969].

Народная архитектура Закарпатья никогда не чуждалась художественных и технических достижений других народов, с культурой которых она соприкасалась. Но, осваивая в условиях своего развития те или иные строительные приемы, она не теряла национального лица, творчески перерабатывала только приемлемое, передовое жизнеспособное, в свою очередь, неся и передавая народам, с которыми находилась в общении, свои лучшие достижения.

В литературе, изданной до воссоединения Закарпатья с Украинской ССР, в основном был собран и обобщен материал по общей истории, экономике и этнографии края. Интересующие нас вопросы архитектурного порядка рассыпаны в различных публикациях и не систематизированы. Однако исследования того времени, несмотря на свой предварительный характер, являются весьма ценными и содержат много важных исторических сведений.

Украинское деревянное зодчество XVII-XVIII вв. в том числе и Закарпатское, начали изучать в основном только со второй половины XIX в., причем эту работу проводили как русские и украинские, так и зарубежные – польские, чешские и немецкие исследователи.

Значительное накопление фактического материала по народному деревянному строительству в Карпатах, а также появление целого ряда изданий по этому вопросу, естественно, вызвали научный интерес к этим материалам и у историков мирового искусства, которые в той или иной мере использовали его в своих капитальных работах.

После первой мировой войны литература о деревянном зодчестве Украины, в том числе и Закарпатья, была значительно пополнена новыми работами украинских и зарубежных исследователей.

На местах был собран и обработан большой фактический материал, проведены исследования исторического материала, критически проработана почти вся существующая по этому вопросу литература и написано несколько работ методического характера.

Однако среди исследователей пока еще не существует единого мнения о происхождении и развитии народной деревянной архитектуры Закарпатья. Для того чтобы дать достаточно обоснованный ответ на эти вопросы, необходимо будет продолжить научные исследования.

Систематическое изучение богатого архитектурного наследия Закарпатья в значительной степени поможет выявить те архитектурные формы и художественные средства, которые и сейчас еще не утратили своей жизненности как выразители художественного вкуса народа.

Джерело: Макушенко П. И. Народная деревянная архитектура Закарпатья (18 – начала 20 века). – Москва: Стройиздат, 1976 г., с. 5 – 10.