Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину,
якщо цього вимагатиме добро справи

Богдан Хмельницький

?

2015 г. Материалы к своду памятников Крыма (дюрбе)

Ю. С. Воронин

Дюрбе «кубовидное» 16 в. (архит.) «Кубовидное» дюрбе находится на территории рыночной площади, по ул. Буденного, у домовладения № 12. До недавнего времени район застройки, где расположено дюрбе, именовался с. Подгородним (в начале прошлого века – Бахчисарайское предместье Эски-Юрт).

В 1921 г. около дюрбе была найдена надгробная стела, круглая в сечении, с именем Ахмед-бея, сына Ибрагим-бея, датированная 965 годом Хиджры, т.е. 1557 г. нашего летоисчисления. Но, по мнению У. Боданинского, дюрбе было построено раньше этой даты, когда на территории Эски-Юрта находилось обширное татарское кладбище с многочисленными дюрбе. Еще в 1930-х гг. дюрбе находилось в ограде суфийского монастыря.

Дюрбе (или дурбе), по аналогии с другими мусульманскими странами, являлись надгробными сооружениями (мавзолеями) над могилами правителей, членов их семей, высокопоставленных лиц, богатых и влиятельных людей и лиц духовного звания, отличавшихся своей праведной жизнью или ученостью. Многие мавзолеи являются фамильными и с несколькими погребениями. Обычно в каждом дюрбе был подземный склеп, в котором, собственно, и происходило погребение. Покойника укладывали на дно склепа в гробу или без гроба. Вход в склеп, устраивавшийся с южной или восточной стороны, обычно закладывался плитой, а «дромосы» засыпались камнем и землей. Основным материалом строительства крымских дюрбе являлся камень местных пород, преимущественно известняк. Снаружи кладка выполнялась из штучного тесаного камня, а интерьер оштукатуривался.

Связующим раствором обычно был «харасан» – раствор извести с большой примесью мелкотолченого кирпича или черепицы. Б. Н. Засыпкин считал, что в архитектуре крымских татар, в том числе архитектурных дюрбе, трудно установить конкретно, где начинается сельджукизм, где кончается византийское, а где – армянское влияние.

Возвращаясь, собственно, к «Кубовидному» дюрбе (Ахмед-бея?), остановимся на его архитектуре и строительных особенностях.

Дюрбе представляет собой квадратное в плане здание размером 7,15 х 7,10 м, общая высота – 6,3 м от уровня современной дневной поверхности.

Четверик переходит в восьмерик барабана. Перекрытие дюрбе – купольное, выполнено из грубо отесанного камня на «харасане». В 30-е годы 20 в. еще сохранялась шатровая черепичная кровля. В интерьере купол опирался на сферические паруса. Фасады дюрбе облицованы хорошо тесаным камнемизвестняком, обработанным мелкой зубаткой. Восьмерик перехвачен по периметру венчающим профилированным карнизом небольшого выноса.

Подобные же карнизы окантовывают углы четверика. Стены возведены с применением известкового раствора. В интерьере и экстерьере совершенно нет орнаментации. В 60-х и 90-х годах 20 в. по зданию проводились консервационные работы.

Лит.:

1. Засыпкин В.Н. Памятники архитектуры крымских татар. – Крым, 1927, № 2 (4), с. 113 – 118, 120.

2. Боданинский У. Татарские «дюрбе»-мавзолеи в Крыму. – ИТОИАЭ, 1927, т. 1 (58), с. 199.

3. Попов А.Н. Вторая учебная экскурсия Симферопольской мужской гимназии. – Симферополь: 1888. – с. 24 – 26.

4. Башкиров А.С. Сельджукизм в древнетатарском искусстве. – Крым, 1926, № 2.

5. Башкиров А.С., Боданинский У. Памятники крымско-татарской старины. Эски-Юрт. – Новый Восток, 1925, кн. 8, 9.

6. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. – Киев: 1985, т. 2, с. 310.

Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. ». – К.: 2015 р., с. 879 – 880.