Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину,
якщо цього вимагатиме добро справи

Богдан Хмельницький

?

Памятники архитектуры и градостроительства

Сергеева О.И

Привлекательность Крыма составляют сочетание уникального климата, ландшафтов, фауны, флоры и памятников. Многие из них, такие, как античные городища, пещерные монастыри, дворцы и особняки южного берега известны далеко за пределами Украины.

Мысленно перебирая разнообразное и многоликое архитектурно-градостроительное наследие Крыма, наблюдая объекты курортно-туристического осмотра, следует отметить, что памятник архитектуры – Ласточкино гнездо, венчающий Аврорину скалу, в пгт. Мисхор, несмотря на относительную молодость – не более ста лет – и несложную строительную историю, представленную всего тремя строительными периодами, является несомненным лидером по количеству посещений, популярности, узнаваемости.

Здание построено в 1911–1912 гг. по проекту архитектора А. В. Шервуда на месте сакли, по преданию выкупленной нефтепромышленником бароном Штейнгелем. При проектировании объекта по просьбе заказчика в композиции здания использованы мотивы средневековой европейской замковой архитектуры. Во время землетрясения 1927 г. в результате обрушения части скалы конструкция здания сильно пострадала. Часть объема обрушилась, уцелевший объем консольно повис над морем, обнажив конструкции основания, одновременно были утрачены декоративные зубцы парапета крыши, венчающие здание.

При восстановлении объекта в 1968– 1971 гг. основание здания было усилено монолитной железобетонной плитой, в это же время было произведено восстановление зубцов, стилизующих форму крепостных машикулей, навершия дополнены конусными башенками с флюгерами. Множество буклетов, проспектов, и различного рода изображений, бесчисленно воспроизводящих этот объект на полиграфической, видео- и аудио- продукции подтверждает, что Ласточкино гнездо давно неформально признано своеобразным символом Крыма. Посещение этого объекта стало обязательным в программе не только украинских курортников, туристов и отдыхающих, но дальнего и ближнего зарубежья.

В чем же секрет популярности этого сравнительно небольшого здания, расположенного в отдалении от жилых, и общественных образований и транспортных магистралей, с незатейливым набором удобств и комфорта обслуживания, магнетически притягивающий взоры людей?

Скорее всего, в органичности его форм и месторасположения, соответствию ландшафтно-климатическим условиям, экстравагантности архитектурно-планировочного решения, рациональности и смелости инженерно-технологического воплощения объекта, доводящих впечатление, возникающее от объекта, до метафизичности, соответствия восприятия романтической, легендарной, полуфантастической-полуреальной истории Крыма и современной действительности.

Множество факторов повлияло на формирование разнообразия застройки исторического ареала Крыма. В первую очередь – его географическое расположение, что обеспечило политические, экономические и культурные связи, способствующие импорту культур государств, народов и народностей, как непосредственно населяющих полуостров, так же прилегающих территориально и привнесенных извне. В истории застройки Крыма зафиксировано два примера, иллюстрирующих такого рода культурологических «прививок».

В 1503 г. итальянский зодчий Алевиз Фрязин Новый, направляясь через Крым в Россию по приглашению русского царя Ивана III для строительства Архангельского собора, сделал вынужденную остановку в Бахчисарае. Во время этой остановки зодчий был привлечен ханом Менгли-Гиреем для участия в строительстве ряда объектов в Бахчисарае и его окрестностях, строящихся в это время по инициативе Менгли-Гирея. Портал Алевиза Нового создан мастером на территории комплекса Ханского дворца в Бахчисарае, как мастерский образец тончайшей, почти ювелирной резьбы по камню. Композиционные приемы и пропорции портала в сочетании с огромным количеством декоративных деталей: бусин, иоников, сухариков, плетенок и надписей – своеобразный камертон, задавший на многие годы лейтмотив средневековой ренессансной культуры в Крыму.

Впоследствии, в 30-е годы ХVIII столетия, граф М. С. Воронцов, назначенный губернатором Новороссии, при сооружении своей летней резиденции в Алупке продекларировал идею распространения полюбившейся ему английской культуры. С этой целью он привлекает к проектированию своего дворца в Алупке модного в то время архитектора – англичанина Эдуарда Блора. Эдуард Блор в период проектирования алупкинского дворца уже был опытным архитектором – автором проектов усадьбы Вальтера Скотта – Абботсфорд под Эдинбургом, построек Букингемского дворца, зданий в Кембридже, Оксфорде, Вобурне, а также – королевского павильона в Брайтоне, перерабатывает проект алупкинского дворца, подписанный одесским городским архитектором Боффо.

К реализации проекта и обустройству парка М. С. Воронцов привлекает ученика Э. Блора – Вильяма Гунта. В этот же период немецкий садовник Карл Кебах осуществляет закладку парка на территории более 40 гектар, на долгое время ставшего одной из самых богатейших коллекций деревьев и растений в Европе. Эксперимент удался – строительство комплекса дворца, представляющего компиляцию стилей английской готики и тюдор, с использованием арабских и мавританских декоративных элементов, органично вписанного в панораму горы Ай-Петри, впоследствии отразилось в формировании образа жилых домов усадеб Кесслера и Ферсмана в с. Лозовое и с. Пионерское Симферопольского района и других загородных домов и особняков населенных пунктов Крыма и России, в числе которых и особняки Льва Толстого и графини Адлерберг в пгт. Гаспра, а также Ласточкино гнездо в пгт. Мисхор.

Испанские, мавританские, османские, турецкие, итальянские, греческие, болгарские, византийские, армянские, русские, европейские (немецкие, французские, английские) и многие другие мотивы звучат в объемах и линиях фасадов и декоративных деталях архитектурноградостроительного наследия Крыма.

Благодаря мягкому, комфортному климату, богатой фауне и флоре Крым осваивался человеком еще в глубокой древности. Археологические исследования фиксируют на территории полуострова многочисленные стоянки первобытного человека раннекаменного века (палеолита). В этот период под размещение жилья приспосабливаются пещеры крымских гор и предгорий. Приспособление пещер под жилье обеспечивало человеку, в первую очередь, безопасность и защиту не только от нежелательной встречи с дикими хищниками, но и естественно сформированное укрытие от воздействия внешних факторов, негативно влияющих на жизнедеятельность человека: атмосферных осадков, солнечной радиации и ветра, создание элементарных бытовых условий.

Возраст одной из древнейших стоянок неандертальского человека, открытой учеными в пещере Киик-Коба Зуйского района, в 30 километрах восточнее Симферополя, составляет около ста тысячи лет. Многочисленные стоянки первобытного человека фиксируются археологами в пещерах юго-западного Крыма на территории Бахчисарайского района, гротах Сюйрени и других местах.

Древнейшие рукотворные монументальные сооружения – курганы (таврские, скифские, киммерийские, реже – сарматские) появляются на территории степного Крыма во времена неолита в III тысячелетии до н. э.

Исследования в районе села Богатое, Белогорского района показали, что многие их них были окружены кромлехами – своеобразной оградой из крупных камней. На территории Байдарской долины сохранились отдельные камни – менгиры, которые иногда ставились на курганах и у гробниц. Эти мемориальные сооружения впоследствии стали неотъемлемой составляющей восприятия ландшафта полуострова, фиксируя первые шаги эстетического и утилитарного осмысления обитаемого пространства.

Жилые постройки людей первобытно-общинного строя эпохи бронзы и раннего железа в виде землянок и прямоугольных в плане глинобитных построек выявлены в поселениях Киик-Кобинской культуры и датируются первой половиной I тысячелетия до н. э.

В период с I тысячелетия до н. э. – в первые века н. э. в целях обороны от соседних воинственных племен в горах и предгорьях крымских гор таврские племена строили свои укрепления. На мысе Ай-Тодор, горах УчБаш, Кошка, Аю-Даг, Кастель до настоящего времени сохранились стены, сложенные насухо способом циклопической кладки. Неподалеку от таврских укреплений сохранились многочисленные гробницы в виде каменных ящиков по своей конструкции и образу идентифицирующиеся с дольменами.

Вторая половина I тысячелетия до н. э. характеризуется развитием строительной деятельности скифов в Крыму. В это время сооружаются наиболее крупные скифские курганы с монументальными каменными склепами, представителями которых являются курганы Куль-Обы, выявленные в окрестностях Керчи. В III–II вв. до н. э. центр скифского государства переносится в Крым. В III в. до н. э. на восточной окраине г. Симферополя на плато Петровских скал формируется столица позднескифского государства – городище Неаполь-Скифский.

Место расположения городища было обусловлено, в первую очередь, условиями фортификации и рационального использования естественных ландшафтных факторов: с севера столица была защищена глубоководной преградой реки Салгир и неприступными отвесными скалами, с запада и юго-запада городище оградили крепостной стеной с мощными оборонительными башнями. Толщина стен крепости в основании достигала 2-2,5 метров.

Конструкция стены – трехслойная, панцирная: два облицовочных слоя, сложенных циклопической каменной кладкой на глиняном растворе с237 забутовкой между ними. Характерной чертой скифского строительства являлось наращивание стен по толщине, с созданием новых поясов кладки с панцирями, что ко II в. н. э. в некоторых местах привело толщину оборонительных стен до 8,5 метров в основании.

Архитектурно-планировочное решение городища Неаполь-Скифский сформировано под влиянием античного зодчества. Так же, как и в античных городах на территории городища находился акрополь, обнесенный стенами.

В строительстве жилых и общественных зданий в отдельных случаях применялась система античной кладки. Общественные сооружения украшались портиками, статуями божеств и рельефами с изображениями скифских царей.

Долгое время считалось, что скифы, ведущие кочевнический образ жизни, не имели самостоятельной строительной культуры. Между тем, на территории городища сохранился памятник – Мавзолей-усыпальница скифской знати, свидетельствующий о том, что наряду с копированием строительной культуры античной Греции, скифы принимали самостоятельные технологические решения. Мавзолей-усыпальница – это многофункциональное сооружение, несущее не только сакральную функцию, но и одновременно служащее фортификационным сооружением, укрепляющим оборону главных ворот. Одним из интересных композиционных решений можно отметить перспективный портал входа в Мавзолей, проем которого сужается к верху и отсутствие кладочной перевязки углов, которая заменена монолитными, вытесанными из камня гобразными по форме блоками.

Особое место в архитектуре и градостроительстве древнего Крыма занимает античное зодчество, представленное ансамблями мирового значения. Изрезанная береговая линия полуострова: большое количество заливов и бухт способствовали формированию гаваней, портов и причалов, на прибрежных территориях которых возникали укрепления, крепости, поселения, городища, а впоследствии – города, застройка которых238 непосредственно отражает историю и культуру народов, населивших Крым в разные периоды освоения его пространства.

Северное Причерноморье, служившее житницей античного мира, сыграло значительную роль в его истории. В Крыму сосредоточено большинство древнегреческих городов-колоний Северного Причерноморья.

В VI в. до н. э. выходцами из ионийского Милета основаны города на берегу Керченского пролива – Боспора Киммерийского: Порфмий, Парфений, Мирмекий, Тиритака, Нимфей, Акра, Китей, Пантикапей – на территории современной Керчи; на территории юго-восточного побережья – Феодосия; в юго-западной части Крыма на территории Гераклейского полуострова дорийцы-гераклейцы около 422–421 гг. до н. э. основали Херсонес; в VI в. до н. э. на территории современной Евпатории основана Керкинитида, а в IV в. до н. э. в районе с. Черноморское – Калос-Лимен, название которого в переводе с древнегреческого звучит, как Прекрасная гавань.

Архитектурно-археологические руины античных городищ, выявленные на территории современных городов Крыма, переносят на крымскую землю не только архитектурно-градостроительные приемы древней Греции, адаптированные к местным условиям проживания, но и приемы строительных технологий, включая строительные и отделочные материалы, зачастую импортируемые из стран северного Причерноморья.

По античным представлениям, на стыке «двух миров» – Европы и Азии, на перекрестке важнейших торговых путей Причерноморья в Керченской бухте находился Пантикапей, ставший с 480 г. до н. э. столицей Боспорского царства. Акрополь расположился на горе Митридат. От него террасами по склону горы спускались к морю жилые кварталы. Город и акрополь были окружены крепостными стенами и башней. На акрополе размещались: храм Деметры, святилище Кибелы, дворцовые и общественные здания. Храм Диониса располагался у подножья горы. Главная городская торговая площадь – агора размещалась неподалеку от гавани у моря.

Пантикапей окружают курганы с захоронениями знати. Обычай создавать захоронения в курганах позаимствован пантикапейцами у скифов. Цепь курганов Юз-Оба (сто холмов), курганы Царский, Мелек-Чесменский, Золотой, Куль-Обский и др. Наиболее интересна и представительна из них архитектура Мелек-Чесменского и Царского курганов. Царский курган, расположенный к северо-востоку от Керчи, достигает высоты 17 метров. К центру погребальной камеры – целле – ведет 36-метровый коридор – дромос при высоте 7 метров. Дромос перекрыт каменными блоками с напуском – так называемый, ложный свод. Целла представлена квадратной в плане камерой, перекрытой конусовидным уступчатым сводом. Кладка квадров дромоса и целлы выполнена чередованием обработанных и необработанных поверхностей.

Пантикапейские курганы с их величественными дромосами и погребальными камерами являются эксклюзивными сооружениями, не имеющими прямых аналогов в зодчестве античного мира. Архитектурные формы и живопись этих сооружений сформированы под влиянием местных традиций.

В 20 км к юго-западу от Керчи, у с. Ивановка выявлены остатки позднебоспорского города-крепости Илурат I–III вв. н. э. Крепость с проездными воротами и башня были обнесены стенами, толщина которых достигала 6 метров. Прямоугольные кварталы жилой застройки на территории крепости принадлежали, в основном, скифо-сарматскому населению гарнизона. Жилые усадьбы имели замкнутые дворики, формируя узкие, мощеные камнем улицы, на склонах переходящие в лестницы. Состав помещений жилых образований среднего достатка имели две жилых комнаты в глубине двора и два хозяйственных помещения в передней части, продолжая традиции архитектуры эллинистического периода.

Археологические исследования Херсонеса Таврического дают наиболее полную картину античного полиса. В основе планировочного решения полиса лежит прямоугольная сеть улиц жилых кварталов Херсонеса, построенная в соответствии с Гипподамовой системой. В прямоугольных кварталах размещается по две-три, реже по четыре-пять городских усадеб. Главная улица достигает 7 метров по ширине, остальные улицы не превышают по ширине 4-х метров. В центральной части города находится религиозный и общественный центр – «агора», в южной части – театр, обращенный в сторону моря, с «орхестрой», имеющей форму полукруга со «скене» и «проскениумом», оформленным дорическими полуколоннами. Рядом с театром сохранились остатки монетного двора.

Город был окружен со всех сторон мощными оборонительными стенами с башнями. Наиболее укрепленные участки крепостных стен сохранились со стороны порта и суши. Кладка стен крепости, многих жилых и общественных построек выполнена в классической эллинистической технике: облицовочные слои трехслойной панцирной кладки выполнялись чередованием продольно и поперечно лежащих блоков – «логом и тычком» и кладкой «кордон на ребро – плита на образок» – выполненной чередованием рядов кладки рядом больших прямоугольных камней (квадров), установленных на ребро с рядами таких же плит, уложенных плашмя.

Забутовка среднего слоя осуществлялась мелким камнем или щебнем на глине. Главные городские ворота находились у порта. Проезд запирался деревянными двустворчатыми воротами, перед которыми была устроена падающая в пазах решетка – катаракта. Протейхизма – дополнительная оборонительная стена перед главными воротами была устроена позже, образовав перибол – проход между главной оборонительной стеной.

Принимая во внимание географические особенности полуострова, немаловажными факторами, влияющими на формирование характера застройки следует отметить ландшафтные особенности местности, фауну и флору и климатические условия проживания. Как правило, при выборе места основания поселения приоритет отдавался условиям, аналогичным или идентичным тем, которые были оставлены в период переселения.

Ровные плоскостные поверхности территорий Херсонеса-Таврического, Калос Лимена и Керкинитиды, избранные для обустройства античными греками, позволяли не только с легкостью применить регулярную прямоугольную сетку Гипподамовой системы планировки жилых кварталов, но и обеспечить классическое сквозное проветривание жилых образований этих городищ. В условиях жаркого климата применение такого типа планировки препятствовало распространению инфекций в условиях заготовки рыбных, зерновых и винных запасов, торговля которыми обеспечивала развитие экономики населенных пунктов, минимальные потери в период адаптации к новым условиям проживания колонизаторов.

Характер планировки античных жилых домов Херсонеса традиционен для домов эллинистического периода. Жилые помещения группировались вокруг внутреннего дворика, состояли из ряда комнат, в том числе – мужской половины – (андрон) и женской – (гинекей). Со всех сторон здание окружалось глухими стенами с одним выходом на улицу. Отапливались дома преимущественно жаровнями, возвышение северной части над южной обеспечивало использование для отопления солнечную энергию. Полы богатых домов украшались галечной мозаикой, а входы акцентировались портиками.

В античной архитектуре Северного Причерноморья применялась ордерная система. В IV–V вв. при постройке храмовых сооружений применялся ионический ордер. Дорический ордер внедрялся постепенно в более поздних эллинистических постройках сначала элементами, получив впоследствии широкое применение. Коринфский ордер получил распространение лишь в 1-х вв. Для отделки внутренних помещений жилых и общественных зданий применялся более мягкий и неморозостойкий мрамор крымских месторождений. Между тем, в связи с нехваткой мрамора и отсутствием достаточного количества квалифицированных мастеров для декоративного убранства наиболее ответственных сооружений использовался привозной мрамор, в том числе, наиболее эстетически привлекательный и прочный мрамор каррарского месторождения. Резные капители и базы колонн доставлялись на территорию полуострова по морю.

На Гераклейском полуострове также в прямоугольной системе улиц были распланированы участки загородных домов Херсонеса – клеров. Такие дома-усадьбы имели оборонительные башни.

В Херсонесе известны многочисленные хозяйственные сооружения: водохранилище, рыбозасолочные и водосборные цистерны, винодельни, ремесленные и гончарные мастерские. Раскопками обнаружен водопровод, по гончарным трубам которого от источников Гераклейского полуострова на территорию городища подавалась вода.

На рубеже I тысячелетия н. э. некоторые из античных городов Крыма были оккупированы римскими войсками. На территории Крыма памятников строительной деятельности римских инженеров сохранилось немного: в основном, их деятельность характеризовалась перестройкой Херсонесских и Харакских оборонительных сооружений. К примеру, в Херсонесе, круглые в плане, крепостные оборонительные башни были реконструированы в традиционные для римлян – квадратные в плане. Между тем, в 80-е гг. ХХ в.

в период нового строительства у юго-западного отрога горы Караул-Оба в районе села Веселое Судакского района была выявлена римская крепостьгарнизон «Кутлак», датируемая I в. н. э.

Римские термы крепости Харакс с нимфеем – большим водным бассейном и палестрой – площадкой для гимнастических упражнений, холодными и горячими ваннами, топочной с разводкой теплого воздуха под полом и в стенах с целью их обогрева – редкий пример римской гражданской архитектуры, сохранившийся на территории полуострова. Кладка стен терм выполнена в технике чередования плинфы – кирпича и камня с применением известкового раствора – Opus mixtum.

Влияние римской строительной техники сказалось в применении кирпича, и кладке стен, и других конструктивных элементов, известкового раствора с примесью из толченого кирпича или керамики – цемянки. Данная смесь в структуре кладки стены приобретает нежно-розовый цвет, а при шлифовке неоднородную терракотово-белую текстуру с вкраплениями дробленых частиц керамики. При застывании цемянковый слой становится водонепроницаемым, создавая ряды гидроизоляционных слоев, и набирает плотность камня, увеличивая прочностный показатель из года в год. Отливки блоков цемянкового раствора, так называемый, римский бетон, эстетически привлекательны и легки по весу.

В дальнейшем строительная техника Opus mixtum станет характерной для строительной техники Византии и позже, для древнерусского искусства.

Традиции античности сохранялись в Крыму на протяжении многих веков. Исключение составляет период развитого средневековья, которому сопутствовали войны и исторически обусловленная феодальная разобщенность, во времена которых античные традиции были надолго забыты.

Впоследствии, в период присоединения Крыма к России, прямоугольная разбивка сетки улиц была применена при формировании городов Севастополя, Симферополя, Евпатории, Феодосии, Керчи.

Предпосылками возрождения античной схемы в обустройстве новых городов Крыма были не только исторические и эстетические пристрастия правящей в тот период императрицы Екатерины, но и удобство эксплуатации внутригородских пространств, адаптированных к особенностям управления гужевым транспортом, логичностью и простотой ориентации в пространстве жилого образования населенного пункта. Применение Гипподамовой системы планировки также давало несомненные преимущества в обеспечении безопасности граждан новообразованных городов, оборона которых в то время осуществлялась преимущественно огнестрельным оружием.

Раннее средневековье в Крыму, начало которого относится к V в. н. э., сопряжено с распадом рабовладельческого строя, гибелью античных полисов, зарождением новых феодальных отношений, территориальных244 перемещением и перегруппированием различных народностей и этнических групп. Архитектурные памятники чрезвычайно разнообразны и представляют интерес развитием строительной деятельности местных племен и народностей: сарматов, скифов, в особенности – алан.

Этот период представлен развитием замков и монастырей, «пещерных городов», получивших своё название в связи с большим количеством высеченных в скалах помещений хозяйственного, военного, в некоторых случаях, культового и погребального характера. Выбор месторасположения монастырей и пещерных городов на плато гор – останцев или куэстах с неприступными отвесными скалами, служащими естественной оборонительной линией, обусловлен требованиями обеспечения безопасности. Как правило, естественная оборонительная линия скал усиливалась сооружением мощных крепостных стен с башнями в уязвимых для обороны местах. Пещерные города-крепости возникли в начале средневековья в V–VIII вв. и продолжали существовать на протяжении многих веков.

Вторая волна строительства пещерных городов связана с отступлением потомков тавров, сарматов и скифов в глубь крымских степей и предгорий, в связи с вторжением гуннов. В это время на плато, в долинах и ущельях рек Альмы, Бодрака, Качи и Бельбека и в ущельях, пересекавших Вторую гряду крымских гор основаны раннесредневековые города, укрепления и поселения. До настоящего времени в Бахчисарайском районе сохранились архитектурно-археологические руины Кыз-Кермена, Чуфут-Кале и ЭскиКермена, площадь которых достигала 10-15 га. Труднодоступные средневековые укрепления Тепе-Кермен, Бакла и Сюйрень занимали территорию 1-2 га. Сюйреньское укрепление, расположенное в районе с.

Большое Садовое Бахчисарайского района, представлено круглой в плане башней с примыкающими к ней стенами, сложенными на известковом растворе большими хорошо оттесанными квадрами камня. Средневековая феодальная приморская крепость Каламита имела мощные оборонительные укрепления и перекрывала с моря вход в долину реки Черной.

Городище Мангуп-Кале являлось наиболее крупным по площади раннесредневековым укреплением. В дальнейшем на его плато, хорошо защищенном со всех сторон глубокими ущельями, с отвесными неприступными скалами, вырос город, ставший в ХIV–ХV вв. столицей феодального княжества Феодоро.

К IX–X вв. относятся возникновение пещерных монастырей: КачиКальон, Успенский Скит, Челтер, Шулдан, Инкерман. В отличие от городов эти монастыри не вели строительство крепостных стен. Их кельи и церкви устраивались в пещерах, высеченных на отвесных труднодоступных скальных образованиях. Средневековые оборонительные сооружения: стены, сложенные из хорошо притесанных квадров на известковом растворе и ворота с большой аркой пролетом 3,8 метров хорошо сохранились на Чуфут-Кале.

В дальнейшем оборонительные сооружения городов и крепостей многократно перестраивались. К примеру, в IV в. реконструируется основная часть стен и башен Мангуп-Кале, сложенных из бутового камня на известковом растворе, и восточные стены, и ворота Чуфут-Кале. Исходя из условий экономики, рационального расходования временного фактора в строительстве фортификационных сооружений максимально используется рельеф местности, укреплению подлежат лишь участки, уязвимые в период обороны. В некоторых случаях ворота и подходы к ним усиливались строительством дополнительных стен, входы в Инкерманскую крепость и Чуфут-Кале укреплены вырубленным в скале рвом.

Жилые дома возводились на цоколях, сложенных на глиняном растворе. Стены, зачастую каркасные с сырцовым и глинобитным заполнением, крыша обычно покрывалась глиняной желобчатой черепицей местного происхождения. Перед домами устраивались крытые навесы,246 ставшие впоследствие прообразом веранд, характерных для крымских жилищ последующих эпох.

Культовое и гражданское строительство представлено остатками дворца магупских князей, стенами цитадели и четырехугольной в плане большой мангупской базиликой и небольшим восьмиугольным в плане храмом. На Чуфут-Кале сохранился мавзолей XV в. и караимские кенассы XIV и XVIII вв.

Высеченные в скале пещерные сооружения повторяли архитектурные формы наземных сооружений. Так церкви Эски-Кермена, Мангуп-Кале, Тепе-Кермена имеют высеченные апсиды, притворы, предалтарные преграды, стены украшены росписью.

В период раннего средневековья господствующей религией в Крыму становится христианство, привнесенное Византией и местными феодалами.

Первые христианские храмы, возводящиеся в городах, замках, селениях, строятся в виде базилик, характерных для раннехристианской архитектуры.

Наряду с мангупской базиликой таковыми являются трехнефная базилика на территории Тепсеня у пгт. Планерское, Эски-Керменская базилика и Партенитская базилика, выявленная на территории пгт. Фрунзенское, в религиозном центре Готской епархии.

Узкий перешеек, связывающий Крым с континентом, обеспечил проникновение на полуостров европейских культур. Стрельчатые арки дверных и оконных проемов построек Мангупской крепости, расположенной в Бахчисарайском районе, мечетей Джума-Джами в Евпатории и МуфтиДжами в Феодосии, фахверковая конструкция Ханского дворца в Бахчисарае, каркасное строительство средневековых жилых зданий Чуфут-Кале, сформированы под влиянием готической культуры. Впоследствии, мода на применение готических элементов в декоративном убранстве фасадов сформировала образ вилл Симеиза, жилых особняков Массандры, Кореиза, Гурзуфа, Партенита, фасадов застройки набережных Евпатории, Феодосии, Ялты, дворцов и особняков Южного берега Крыма конца ХIХ – начала ХХ247 вв. Стремление к созданию романтических построек, стилизующих готические замки и крепости, сохраняется в архитектуре Крыма до настоящего времени.

В конце V в. в период правления императора Юстиниана I, (527–565 гг.), в Крыму влияние Византии усиливается. В этот период в Крыму строятся византийские крепости: Гурзувиты – Гурзуф и Алустон – Алушта.

До настоящего времени не прекращаются споры о происхождении и назначении так называемых «длинных стен» – укреплений в горных проходах, защищавшие подступы к Южному берегу Крыма. По свидетельству византийского писателя Прокопия, строительство этих стен сопряжено с периодом правления Юстиниана I.

Отдельные крупные города, возникшие в античную эпоху, продолжали существовать и в средневековье, превращаясь в опорные пункты Византийской империи. В этот период в Херсонесе ведется интенсивное строительство: укрепляются оборонительные сооружения, в северо-восточной части города размещается религиозный центр, на территории которого строятся базиликального типа храмы. В начале VII в. строится большая трехнефная базилика, получившая название по имени ее исследователя – графа Уварова.

Уваровская базилика с двумя притворами – нартексом и экзонартексом, передним двором – атриумом и примыкающей к ней небольшой крещальней – баптистерием была окружена многочисленными храмовыми постройками. Интерьер базилики формировался двумя рядами мраморных колонн, разделявших нефы, стены были украшены фресковой живописью и мозаиками, также украшавшими и пол храма. По подобию Уваровской базилики на восточном, западном и северном берегах Херсонеса строятся несколько культовых сооружений. В их числе – западная базилика, открытая в 1935 г. с хорошо сохранившимися мозаичными полами и мраморными резными капителями колонн коринфского ордера. Культовые постройки Херсонеса характеризуются не только базиликальным типом сооружений, но и центральнокупольным типом храма.

Таковыми являются «храм с ковчегом» в южной части города, построенный на руинах античного театра и Загородний, крестообразный в плане, храм с мозаичными полами. Большинство крестообразных храмов Херсонеса были реконструированы в Византийский период строительства путем устройства апсид в восточной части и переносом престольного (жертвенного) камня из центра в алтарную часть храма с закладкой дверного проема с востока.

Простота внешнего убранства и богатство внутреннего оформления – характерная черта храмового строительства Херсонеса Византийского периода. Этот прием обусловлен не только экономическими соображениями, но и эффектом контраста внешнего и внутреннего восприятия постройки, символизирующий бренность бытия и величие духовного восхождения верующего.

Строительная техника Херсонеса в это время обогащается техникой кладки из плоского кирпича – плинфы, на цемянковом растворе, ряды корой чередуются с рядами отесанной каменной кладки. Из кирпича выполняются оконные перемычки и ряд других конструкций.

В Х–ХI вв. в культовом строительстве Херсонеса появляется крестовокупольный тип храмов. Таковыми являются шестистолпные храмы на северном берегу и у ограды монастыря, датируемые Х–ХIII вв. Их стены сложены из грубо отесанного известняка на известковом растворе без применения кирпича.

Судьба Пантикапея, называвшегося в средние века Боспором, оказалась иной. Город переживал многочисленные набеги кочевников, переживал периоды расцвета и падения, вследствие чего неоднократно терпел разрушения. В Х–ХI вв. он уже носил название Корчев (Керчь) и был одним из древнерусских городов Тмутараканского княжества.

Средневековый Боспор-Корчев представлен церковью Иоанна Предтечи, датируемой Х – ХIV вв. В плане церковь представляет четырехстолпный крестовокупольный храм. Стены здания сложены чередованием четырех горизонтальных рядов камня и четырех рядов плинфы. Полусферический купол на высоком барабане при помощи парусных сводов опирается на подпружные арки, поддерживаемые четырьмя крещатыми в плане столбами.

Фасады церкви были украшены перспективными порталами входов и резьбой по камню, в интерьерах сохранились фрагменты фресковой живописи.

Во многих районах Крыма сохранились остатки небольших церквей, каплиц, монастырских комплексов, связанных с периодом влияния Византийской культуры. Некоторые храмы находились на вершинах гор, такие, как храм на горе Бойка и др.

Следует заметить, что гражданское, жилое и культовое строительство в раннем средневековье можно определить не более как постройки, выполненные под влиянием византийской культуры. В этот период большое значение в сооружении объектов играет применение местных строительных технологий, материалов и традиций, что, очевидно, связано с привлечением к сооружению зданий мастеров местной строительной культуры, отражающей направления, господствовавшие в странах Северного Причерноморья.

В конце ХI – начале ХII ст. в архитектуре Крыма наступает новый период. Волны нашествий и переселений народов создают новые соотношения этнических групп. В Х–ХII вв., особенно после взятия Херсонеса Киевским князем Владимиром в 988 г. и образования древнерусского Тмутараканского княжества на территории восточного Крыма, сюда распространяется влияние Киевской Руси. В это время Боспор получает название Корчев, Черное море называется в те времена Русским морем. В середине ХI в. в Крым врываются половцы (кипчаки, куманы) и подчиняют себе к середине ХII в. ряд городов: Солхат – Старый Крым, Сугдейю – Сурож – Судак и др.

После разгрома Армении турками-сельджуками в 1061 г. в Восточный Крым переселяются армяне, обосновавшиеся в восточных районах: Кафе, Солхате и др. Наряду с этим происходили и другие важные события. После завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г. власть Византии пала, и ряд ее колоний, в том числе и многие приморские города Крыма, захватили венецианцы и генуэзцы. С 1239 г. над степными территориями Крыма устанавливается владычество татар.

Армянские зодчие сыграли немаловажную роль в развитии архитектуры полуострова. Армянские зодчие, будучи виртуозными строителями, с богатейшим опытом и традициями, внесли в строительство Крыма новые приемы, а в архитектуру Крыма – новые типы зданий.

Памятники армянской архитектуры сконцентрированы, в основном, в Восточном Крыму, где в ХIII–ХIV вв. возникают колонии и монастыри.

На территории Феодосии сохранилась большая группа армянских церквей ХIV в. Это церкви Георгия, Иоанна Предтечи, Иоанна Богослова и др. Церкви Георгия и Иоанна Богослова – небольшие по размеру церкви базиликального типа, перекрытые коробовым сводом, в котором иногда применялись своеобразные арки – нервюры. Такой тип греческих, армянских, крымских церквей встречается в ХIII–ХIV вв. во многих населенных пунктах Восточного Крыма: с. Богатое, с. Грушевка, с. Тополевка, г. Судак и др.

При сооружении церкви Иоанна Предтечи в Феодосии в 1384 г. применена крестовокупольная система. Внутри церковь украшена декоративной резьбой по камню. Особенностью здания является отсутствие апсид на восточном фасаде. Церковь Архангелов Михаила и Гавриила, построенная в 1408 г., по типу близка к армянским крестовокупольным храмам. Интерес представляет сложное перекрытие подкупольного пространства. Стены церкви сложены из хорошо обтесанных с фасадной стороны бутовых блоков. Углы, столбы, арки и барабан выложены из хорошо обработанных блоков камня. Орнаментация фасадов практически отсутствует.

Большой интерес представляют армянские монастырские комплексы Восточного Крыма: монастырь Сурб-Хач (Святой Крест), расположенный на склонах гор в лесистой местности в 4-х километрах от Старого Крыма и монастырь Ильи в селе Богатом и др. Наиболее полно сохранился комплекс монастыря Сурб-Хач, в который входят: собор монастыря, примыкающие к нему кельи, трапезная, фонтаны у источников, датируемые ХIV–ХVI вв.

Собор монастыря представлен крестовокупольной постройкой со стрельчатыми арками и сводами, выполненными из хорошо отесанных каменных блоков на известковом растворе. Купол покрыт желобчатой черепицей. Представляет интерес резьба граненого барабана с круговой надписью. К храму примыкает притвор.

Резные украшения карнизов, ниш, резных икон, предалтарных преград армянских церквей в Крыму, в основном, применялись в интерьерах. На фасадах здания часто вставлялись богато орнаментированные памятные доски с изображением крестов – хачкаров, как например, в церкви Сергия в г. Феодосия. Отдельно стоящая колокольня церкви Сергия, сооруженная в ХV в., решена в виде своеобразной беседки-кивория, сплошь покрыта снаружи резьбой по камню невысокого рельефа со сложным рисунком. Также богатством внутренней резьбы и скульптурами отличается церковь Ильи в с. Богатом, датируемая ХIV в.

Украшение карнизов и ниш церквей сталактитами на постройках монастыря Сурб-Хач, руин монастыря на склонах Сююрю-Кая близ с. Планерское и др. выполнено с использованием элементов и приемов восточного сельджукского искусства.

Ансамбли генуэзских крепостей на южном и восточном берегах – одна из интереснейших страниц развития архитектуры и градостроительства позднесредневекового Крыма. В XIII в. разгорелась непримиримая борьба Венеции и Генуи за обладание рынком и торговыми факториями на Черноморском побережье. Воспользовавшись падением Византийской империи, венецианцы обосновались в Судаке, а генуэзцы в Кафе. Генуэзцы, заключив сделку с татарами, господствовавшими в это время в Крыму, вытеснили из Судака252 венецианцев и в 1261 г. стали хозяевами крымского побережья от Балаклавы до Керчи.

В ХIV в. генуэзцы укрепили ряд крымских городов; Черкию – Керчь, Кафу – Феодосию, Солдайю – Судак, Алустон – Алушта, Гурзувиты – Гурзуф, Чембало – Балаклава и построили там мощные крепости.

Крепости строились заново, в некоторых случаях были использованы стены старых византийских укреплений. Наиболее мощными были крепости в Кафе, Солдайе и Чембало. В середине ХIV в. территория Кафы, расположенная амфитеатром вокруг Феодосийской бухты, была обнесена мощными стенами и башнями общей протяженностью до 5 километров. От городских укреплений сохранилась мощная башня Константина у городских ворот, датированная 1382–1448 гг. и большая круглая башня Джованни Скаффа, датированная 1342 г., которая защищала город с юга. Перед оборонительными стенами проходил широкий ров. В южной части города находился Старый Карантин – Консульская крепость, башни и стены которой достигали до 10-15 метров высоты. Стены и башня цитадели на ряде участков хорошо сохранились. Особенный интерес представляет доковая башня, расположенная внизу и имевшая выход на море. В остатках ворот крепости сохранились следы устройства для спуска подъемного моста и герсов – падающей решетки.

Крепость в Судаке сохранилась более полно. Крепость расположилась на горе и состоит из двух частей: нижней крепости и верхней цитадели в районе Консульского замка. Отвесная неприступная скала усилена оборонительной линией крепостной стены, спускающейся к пологому, северному склону. Площадь крепости составляет 29,5 га. Крепостные ворота усилены двумя башнями и предмостным укреплением. Консульский замок расположен на гребне высокой скалы и защищен крепостными стенами с башнями. Вершину скалы венчает дозорная башня Кыз-Куле (по легенде – Девичья башня). Вход в порт защищала отдельно стоящая башня Фридерике Астагвера, у которой сохранилась небольшая церковь Апостолов. Оба сооружения датируются ХIV в. На территории крепости выявлены остатки более позднего храма и больших складских помещений или цистерн. Хорошо сохранилась мечеть с аркадой.

Крепость Чембало в Балаклаве по планировке и характеру близка к Судакской. Вершину холма венчает могучая круглая башня – Донжон, служившая убежищем при нападении неприятеля.

Большинство башен Кафы, Солдайи и Чембало четырехугольные в плане и открыты с внутренней стороны. Такой прием сооружения башни, не защищенной внутри, объясняется тем, что крепость оборонялась наемным гарнизоном, действия которого требовали контроля. Стены генуэзских крепостей сложены из грубоколотого серого известняка и песчаника местного происхождения на известковом растворе. Толщина стен достигает 1-1,5 метров. Название башен происходит по имени консула, установившего на башне свой герб на досках с изображениями Генуи, Кафы, с указанием даты строительства башни.

Период, начавшийся в XIII в., характеризуется господством крымских татар. В это время на территории полуострова возникают торговоремесленные поселения, характеризующиеся иррегулярной криволинейной сетью улиц с плотной застройкой жилых кварталов. Кварталы заселены этнически неоднородно, в структуре поселений прослеживаются греческие, армянские черты, большую часть застройки составляют татарские кварталы, имеющие замкнутую планировочную структуру.

Одним из таких поселений является средневековое поселение Ак-Мечеть, сохранившееся в восточной части исторического центра Симферополя. Поселение разместилось на левом берегу р. Салгир на перекрестке торгово-транспортных направлений с востока на запад, по направлению Бахчисарай – Карасу-Базар (г.Белогорск) и с севера – на юг, на связи поселения Джалита (ялтинского направления) и перешейка, связывающего полуостров с континентом. Многие города Крыма до настоящего времени сохранили в структуре исторических центров застройку, имеющую такую планировочную структуру. В их числе: Евпатория, Керчь, Феодосия, Алушта, Судак, Белогорск, Старый Крым, Ялта, Симферополь.

Жилые усадьбы в этот период формируются под влиянием традиций эллинистического периода. В их структуре наблюдается отсутствие оконных и дверных проемов на улицу, с единственным входом-калиткой во внутренний двор. Внутри двора усадьба зонирована на хозяйственную и жилую функции, которая, как правило, в целях безопасности располагалась в глубине двора. Стены построек сложены из бутового камня-известняка на известковом или глиняном растворе. Крыши домов с небольшим уклоном покрываются керамической желобчатой черепицей. Перед домами устраивается навес, в богатых усадьбах навесы и свесы кровли украшаются декоративной резьбой по дереву. В зажиточных усадьбах, следуя ренессансной традиции, навесы опираются на деревянные стойки и колонны, украшенные резьбой с мотивами сельджукской архитектуры.

В культовом и дворцовом зодчестве сказалось влияние традиций архитектуры турков-сельджуков и местных армянских зодчих. Множество пленных рабов, плененных в России. Украине и Польше, велось под руководством мастеров, приглашенных с Востока и Юга.

Первые мусульманские мечети и надгробные мавзолеи – дюрбе, относящиеся к ХIV в. носят черты сельджукской архитектуры. Наиболее ранними из сохранившихся памятников этого периода являются медресе – духовное училище и мечеть Узбека на территории Старого Крыма (1314 г.), мечеть в Судаке, Эски-Сарае, неподалеку с. Монетное, Симферопольского района и Дуванкое, в районе с. Подгорное Кировского района.

С ХIV в., как и во всей мусульманской архитектуре этого периода, были распространены два типа мечетей – зальные, или базиликальные и купольные. К первому типу относится мечеть хана Узбека в Старом Крыму, ко второму – упомянутые выше здания. Купола мечетей второго типа опираются либо на тромпы, либо на пруса. Стены построек некоторых памятников выполнены, по византийскому обычаю, чередованием рядов255 каменной и кирпичной кладок. Порталы входов и михрабы – молитвенные ниши, обращенные в сторону Мекки, украшаются сталактитами и декоративной резьбой по камню или дереву.

С ХVI в. в связи с усилением турецкого влияния в культовой мусульманской архитектуре Крыма сказывается влияние стамбульской школы. К этому периоду относятся постройки в Крыму знаменитого турецкого архитектора Хаджи Синана (1489–1578 гг.): мечеть Джума-Джами в Гезлёве – Евпатория, турецкие бани в Кафе – Феодосии. Мечеть Джума-Джами, построенная в 1552 г., хорошо сохранилась на территории приморской части средневековой застройки г. Евпатории до настоящего времени. Градостроительно мечеть доминирует над одно-двухэтажной прилегающей жилой застройкой. Центральное помещение мечети перекрыто одиннадцатиметровым в диаметре куполом с шестнадцатью оконными проёмами, визуально отрывающими купол от парусов и четырех подпружных арок, которые служат опиранием для купола. Боковые двухэтажные галереи перекрыты плоскими куполами по три в ряд.

Композиция здания построена по принципу нарастания объема к верху, подобно Софийскому собору в Константинополе, служившему образцом в творчестве Хаджи Синана. Под влиянием творчества Синана в 1623 г. построена мечеть Муфти-Джами в г.Феодосии. В композиции мечетей входили один или два минарета, композиционно размещаемых с одной или двух сторон от входа, с каменным балконом – шерфе, как правило, украшенным декоративной резьбой. Конусовидное навершие мечетей венчалось, как правило, позолоченным шпилем – элемом, с яблоковидными элементами в основании и полумесяцем, ориентированным в сторону Мекки.

Интересными купольными сооружениями крымской архитектуры XIV– XVIII вв. являются многочисленные мавзолеи – дюрбе. По обычной для мусульманского зодчества традиции эти мавзолеи представляют собой квадратные или восьмиугольные в плане сооружения, перекрытые куполом со склепом внизу. Наиболее древние из них относятся к XIV в. Из мавзолеев256 Азиса, расположенных в центральной части г.Бахчисарай, наиболее интересен Мавзолей Мухаммед-шах-бея, со срезанными наружными углами, дюрбе Большой восьмигранник и дюрбе Малый восьмигранник, датированные XV–XVI вв.

Близ г.Бахчисарая на Салачике – с.Староселье, находится дюрбе Хаджи-Гирея, построенное Менгли-Гиреем в 1501 г. Перед входом в дюрбе сооружен монументальный портал, богато украшенный резьбой внутри и снаружи.

На территории Ханского дворца в Бахчисарае находится Эски-дюрбе с порталом и террасой, датируемая XV в.

На Чуфут-Кале в Старом городе стоит Мавзолей дочери хана Тахтамыша Джанике-Ханум, построенный в 1437 г. с надгробным памятником из местного известняка.

К более поздним купольным мавзолеям относятся два дюрбе на ханском кладбище и мавзолей Диляры-Бикечь в саду ханского дворца в Бахчисарае, датируемые XVI–XVII вв.

Обычными для мусульманской архитектуры являются здания медресе, самым большим из которых является Зынджырлы-медресе, построенное в 1500 г. на Салачике, караван-сараев, сохранившихся в Белогорске и Старом Крыму и хамамов – бань. Около Ханского дворца в Бахчисарае расположены бани Сары-Гюзель, построенные в 1533 г. Помещения бань перекрыты куполами с отверстиями для освещения и сложной системой каналов для обогрева полов.

В XVI в. значительное влияние на застройку полуострова оказало зодчество итальянского ренессанса. Итальянские мастера во главе с известным строителем Архангельского собора Московского Кремля Алевизом Фрязиным Новым строят не только крепость Ферх-Кермен в Перекопе, но и принимают участие в строительстве объектов Ханского дворца в Бахчисарае, одним из которых является знаменитый резной каменный портал.

Комплекс Ханского дворца в Бахчисарае отражает все этапы развития крымской архитектуры от XVI до XVIII вв. Несмотря на капитальные перестройки XVIII–ХIХ вв. и неоднократные перестройки последующих времен Ханский дворец остается до настоящего времени камертоном в развитии крымской ориентальной архитектуры и в настоящее время переживает очередное возрождение. Стены центральной, наиболее старой части дворца, сложены из камня, частично из камня-сырца по деревянному (фахверковому) каркасу.

К XVIII в. дворец представляет собой комплекс жилых и хозяйственных построек, расположенных на берегу небольшой горной реки Чурук-Су, по склонам которой размещалась гражданская жилая застройка города. После пожара в 1736 г., нанёсшему невосполнимый урон комплексу, дворец отстраивается только в 1764 г. Перестройки комплекса дворца в период XVIII–ХIХ вв. значительно исказили и дополнили его архитектурное решение. Мост через реку Чурук-Су, построенный в XVI в., ведет к главным воротам со стороны главного фасада. За воротами находится большой внутренний двор, который формируется главным корпусом дворца и большой соборной мечетью, за которой находится ханское кладбище с двумя купольными мавзолеями и комплексом хозяйственных корпусов. Двор замыкается садовыми террасами, поднимающимися вверх по склону.

Комплекс построек главного дворца связан между собой переходами.

Здание украшено росписью вокруг окон, витражами оконных заполнений, резными деревянными карнизами большого выноса и резными декоративно расписанными деревянными дверьми. Крыши комплекса дворца покрыты желобчатой черепицей с многочисленными каминными трубами – пинаклями, украшенными резными оголовниками, стилизующими формы минаретов. Из внутренних помещений главного корпуса наиболее представительными являются: двусветный зал заседаний ханского дворца – Диван, Золотой кабинет хана, построенный около 1764 г., дворцовая малая мечеть и Фонтанный дворик. В Фонтанном дворике расположены два фонтана: «Золотой фонтан», построенный по заказу хана Каплан-Гирея и258 «Фонтан слез», выстроенный, предположительно, архитектором Омюром по заказу хана Крым-Гирея в 1764 г.

Так называемая Железная дверь дворца, обрамленная порталом Алевиза, ведет в Посольский дворик, территория которого благоустроена вечнозеленой растительностью и мраморными фонтанами.

Из других корпусов и построек дворца выделяется самобытная архитектура гаремного, свитского, конюшенного корпусов и Соколиная башня. В 1740–1743 гг. на территории дворца строится Большая ханская мечеть, два высоких минарета, шерфе которых украшены декоративной резьбой по камню. Объемно-планировочное решение мечети выполнено в традициях стамбульского зодчества. Эти постройки и до настоящего времени оказывают существенное градостроительное влияние в формировании панорамы исторического центра г. Бахчисарая.

Период турецкого владычества в Крыму отмечен строительством на территории важнейших стратегических точек полуострова турецких крепостей, старейшая из которых – Гезлев. Остатки крепостной стены и ворот крепости расположены в структуре исторической застройки Евпатории. В XVI в. строится крепость на Перекопе Ор-Капу. Период турецкого строительства в Крыму отмечен также строительством Арабатской крепости и крепости Ени-Кале, замыкающей вход в Керченский пролив.

Крепость Ени-Кале, высокие стены бастионов которой хорошо сохранились до наших дней, строится в 1703 г. при участии французских инженеров.

В связи с продолжительностью и высокими временными и финансовыми затратами в период русско-турецких войн, стиль барокко в архитектуре Крыма не представлен. Единственный образец барочной отделки интерьера утрачен одновременно с разрушением дома первого генерала Ю. В. Попова в Симферополе.

1783 г. – год окончания русско-турецких войн и присоединения Крыма к России, открывает период влияния российского и европейского классицизма на формирование архитектурно-градостроительного образа застройки Крыма. В это время производится перепись населения, топографическая фиксация градостроительной ситуации полуострова. На территориях, прилегающих к средневековым поселениям, впервые в истории застройки Крыма формируются и интенсивно развиваются города. В структуре городов формируются жилые, общественные, административные и культурные центры.

База Черноморского флота – Севастополь основан в 1783 г. В строительстве Севастополя принимали активное участие А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков, впоследствии, в 1830–1840 гг. – адмирал М. П. Лазарев, по инициативе которого построены Морская библиотека, Графская пристань, Офицерское собрание, Петропавловская церковь, Михайловская, Николаевская, Александровска, Павловская, Константиновская и другие батареи, защищавшие входы в Севастопольские бухты.

В 1784 г. основана столица Крыма – Симферополь, разрастаются портовые города – Керчь, Феодосия, Евпатория. Застройка городов осуществляется по утвержденным императрицей генеральным планам. В это время всем строительством в Крыму руководил архитектор И. Е. Старов – правая рука генерал-губернатора Новороссийского края Г. А. Потемкина в деле проектирования и застройки на полуострове.

Постепенно, в связи с миграцией крымскотатарского населения, происходит освоение жилых образований, сформированных в средневековье.

Криволинейная сеть улиц планировочно расширяется, на местах выкупленных или оставленных домов крымских татар формируется жилая и общественная застройка. В этот период архитектурные решения объектов городской застройки осуществляются под влиянием традиций российского и европейского классицизма. Дома выстраиваются из камня с последующей отделкой декоративной лепниной и резьбой по камню.

Между тем, уже в ранний период в элементах декора появляются ориентальные мотивы, крыши, принимающие малое количество осадков, сооружаются с малым уклоном, покрытие крыш осуществляется преимущественно желобчатой черепицей, изготовленной из местных материалов, и лишь на особняках знати – модной французской черепицей «марселька». В планировочной структуре усадьбы сохраняется с античных времен внутренний дворик с навесами и перголами, увитыми розами или виноградом, наличием так называемой «летней кухни».

Жаркий крымский климат вводит в композицию особняков ренессансные навесы, глубокие лоджии, защищенные легкими деревянными солнцезащитными решетками, козырьки с большим выносом, как правило, украшенные декоративной резьбой по дереву, масляной полихромной росписью с использованием местных мотивов, сформированных под влиянием Ханского дворца в Бахчисарае. Увлечение цитированием стилевых элементов культур, представленных в исторической застройке полуострова, сохранено до настоящего времени.

Архитектура бывших столиц Крыма – Карасу-Базара – Белогорска и Бахчисарая до конца ХIХ в. остается неизменной.

Загородная усадебная застройка городов более помпезна и пышна. Характерной чертой этих усадеб является хорошо разработанный так называемый «парковый» или «морской» фасад, выходящий в сторону парка, сада или на морскую панораму и сложная архитектура крыш, прозванная архитекторами «пятым фасадом», рассчитанным на восприятие с верхних террас и видовых площадок. Разработке этих фасадов уделялось такое тщательное внимание, что они, зачастую, принимали на себя роль главного.

Парковый фасад загородного дома М. С. Воронцова в Симферополе украшен парадной лестницей и террасой, открытой в парк, с установкой на тумбах крыльца скульптур, нишей для украшения декоративным рельефом, что не предусмотрено аскетичным главным фасадом, представленным в классических формах.

Из-за отсутствия удобных дорог Южный берег Крыма застраивается медленно. Долгое время усадьбы Ришелье в Гурзуфе и Бороздина в Кучук-Ламбате были единственными. В 1824 г. по инициативе генерал-губернатора Новороссийского края – М. С. Воронцова проложено Южнобережное шоссе. К 1833 г. заканчивается участок Симферополь – Симеиз, а к 1848 г. – участок Симеиз – Севастополь.

В этот период активизируется застройка Южного берега Крыма: закладывается летняя резиденция графа М. С. Воронцова в Алупке, дворцы и парки царской знати – «Софиевка» Л. Нарышкиной в Мисхоре, «Александрия» А. Голицына в Гаспре, «Ливадия» Л. Потоцкого и др. в Ореанде, Симеизе, Лименах… В 40-х годах ХIХ столетия в Магараче возникает первая дачная колония.

В этот период законодателем архитектурной «моды», бесспорно, является дворец М. С. Воронцова в Алупке. Сложная объемнопространственная структура дворца, органично вписанная в тщательно спланированный парк, задала лейтмотив в композициях больших и малых южнобережных дворцово-парковых комплексов. Использование в элементах украшения и отделки сочетания элементов различных архитектурных стилей: тюдор, английской и немецкой готики и арабско-мавританского отзываются в душах застройщиков знакомыми с детства мотивами, будоражат фантазию, разжигают воображение, раскрепощают зодчих в принятии тех или иных компилятивных по форме решений.

В период присоединения Крыма к России усиливается влияние архитектуры европейских стран, таких как Германия, Франция, Англия.

Загородный дом М. С. Воронцова, здания Дворянского собрания, Губернской земской управы, Окружного Суда, Музея естественной истории в г. Симферополе, жилая и общественная застройка конца ХIХ – начала ХХ вв. Ялты, Евпатории, Феодосии, Алушты, Керчи в своем объемно-планировочных и декоративных решениях цитируют образцы европейского и российского классицизма.

Образ дворцово-паркового комплекса Александра III в Массандре сформирован по мотивам архитектуры средневековой замковой архитектуры Франции с использованием импортированного графитного шифера для покрытия островерхих крыш. Конец ХIХ – начало ХХ в. в архитектуре полуострова продолжил традиции классицизма.

Модерн в Крыму, со свойственной ему живописностью, разнообразием форм и материалов, демонстрирует, как непосредственные цитаты, чистый стиль, который в Крыму большая редкость, также и многочисленные импровизации на тему стилей всех времен и эпох развития культуры Крыма. В этом отношении показателен комплекс дач, вилл и особняков Нового Симеиза. Планировка более не зависит от обязательной симметричной до алгебраичности схемы. Фасады представляют своеобразные композиции геометрических фигур, украшенные лепниной, коваными и резными деталями, демонстрирующими вкус и пристрастия заказчика и архитектора.

Период крымского модерна характеризуют свобода и раскрепощенность мировоззрений и мироощущений и демократизм в самовыражении. Зданиям, выполненным в стиле крымского модерна, характерен круговой обзор – здесь все четыре фасада – главные и, зачастую, каждый из них имеет собственный самостоятельный стиль. Особняки, виллы и дачи Симеиза, Ялты, Кореиза, созданные в период конца ХIХ – начала ХХ вв. демонстрируют своеобразный принцип «беспринципности» в стилевых пристрастиях.

Называя свои особняки, в подражание французским виллам, именами женщин (вилла «Нюкта», вилла «Ксения»), заказчики под влиянием легенд расширяют тему: появляются названия вилла «Моро-Мрэ» (Морское чудовище), вилла «Шолом», вилла «Белый лебедь», вилла «Красный мак» и др.

Над проектами этих вилл и особняков работают главный архитектор г. Ялты, придворный архитектор – автор проекта Царского дворца в Ливадии Н. П. Краснов, архитектор В. Суботин. Дворцы в Карасане, «Кичкинэ» в Гаспре, «Дюльбер» в Мисхоре, дача Водарской в Ялте, дача Стамболи в Феодосии – демонстрируют приверженность крымского модерна к арабско-мавританским формам в деталях и отделке. В этот период, цитируя композиционные приемы Стамбульской набережной, формируются застройки Набережных Ялты, Евпатории, Феодосии, создавая панораму с моря. В этот период в Крыму известны постройки архитекторов Е. Шреттера, Л. Бариловского, Н. Козлова, М. Дубинского, Я. Кочетова, А. Бекетова.

Творческое наследие академика архитектуры, главного архитектора Харькова – А. Бекетова, создавшего в Харькове практически хрестоматийные образцы построек в стиле модерн, в Крыму отмечено раскрепощенностью в использовании элементов различных стилевых направлений. Особняки Набережной Профессорского уголка в Алуште, в том числе его собственная дача и дача его родного брата выполнены с использованием композиционных приемов ренессанса, а в отделке элементов арабско-мавританского стиля.

Малоэтажная жилая застройка Крыма в этот период разнородна, с различным характером поселений: промышленные поселки на Керченском полуострове, сельскохозяйственные – в степных районах, курортные и рыбачьи на побережье и многие другие, а также в связи с многонациональным населением Крыма (русские, украинские, греческие, татарские деревни, караимские кварталы в Евпатории, немецкие колонии, греческие и армянские дома в Керчи и Феодосии, болгарский поселок в Коктебеле).

Для старого татарского жилья, сохранившегося в Бахчисарае и многих других городах, характерны выступающие на улицу вторые этажи, часто в виде закрытых балконов. Караимские дома в Евпатории характеризуют далеко вынесенные карнизы с резным деревянным подзором и резной декоративной резьбой подшивки выноса карниза.

Благодаря применению местных строительных и отделочных материалов всей крымской архитектуре присущи общие черты, окрашенные региональными особенностями. Так в селах при строительстве жилых домов получил распространение саман, а в поселках и городах Крыма строились дома из пиленого известняка (поэт Илья Сельвинский вспоминает Симферополь своего детства, как «белый город»). Из инкерманского известняка построен весь Севастополь, из местных известняков – Керчь, плитняк-песчаник определяет золотисто-коричневую гамму отделки построек Судака, дворец Воронцова в Алупке при всей своей грандиозности масштаба органично вписывается в панораму горы Ай-Петри, из диабаза которой он построен. Повсеместное распространение получила татарская желобчатая черепица, технологически обусловившая пологий уклон крыш, что делает поселки Крыма самобытными и неповторимыми.

Период расцвета конструктивизма в Крыму не наступил в результате нестабильности общественно-политической ситуации. Дом 1905 года и Дом первого Крымского правительства в Симферополе отдают дань конструктивизму лишь в копировании форм. Стены домов сложены из камня-ракушечника, с последующим оштукатуриванием и побелкой цементным раствором.

Окончание гражданской войны и установление Советской власти в Крыму датируется лишь 1921 г. В этот период развивается индустриальное и промышленное строительство на территории полуострова.

Функционирование этих крупнейших промышленных центров до настоящего времени является бюджетообразующей частью застройки, одновременно наносящей непоправимый ущерб экологии полуострова, снижая его климатологические и санаторно-курортные качества.

В прибрежных зонах активно строятся санатории, правительственные дачи, путевые павильоны и др. Из общественных зданий своей архитектурой выделяется железнодорожный вокзал г. Симферополя, построенный в 1953 г. по проекту архитектора А. Душкина, автора железнодорожного вокзала в Сочи. Наличие внутреннего дворика ожидания, использование ренессансных форм при создании образа арочной крытой галереи, классический портик, венчающий световой фонарь зала ожидания – дань архитектурным традициям народов полуострова. Строительство ряда общественных и культурных зданий в Крыму в советский период было отмечено государственными премиями, носящими, скорее, конъюнктурный характер.

Так или иначе, эти постройки отражают экономический, политический и эстетический идеал 70-летнего периода застройки полуострова. Оставляя оценку историко-культурной ценности этих сооружений потомкам, перечислим их: комплекс пионерского лагеря «Артек», гостиницы «Ялта» и «Ореанда», театр украинской драмы, здание Верховной Рады, дворец культуры профсоюзных работников, здание Украинской гимназии и благоустройство Набережной реки Салгир в Симферополе.

Архитектурно-градостроительное наследие Крыма разнообразно и неоднородно. Тысячелетиями формировался полифоничный образ застройки полуострова, неоднократно видоизменяясь, трансформируясь, совершенствуясь. Веками зодчие отдавали Крыму лучшие свои произведения, и не случайно практически каждый десятый памятник архитектуры и градостроительства, принятый под опеку государства Украина, расположен на территории Автономной Республики Крым.

Принимая во внимание загадочность и тайну как создания, так же и историю существования, следует отметить, что все памятники архитектуры и градостроительства, расположенные на территории полуострова, в той или иной степени воспринимаются посетителями через призму соответствия тем или иным градоформирующим или образотворческим факторам, оказавшим влияние на формирование объемно-пространственной композиции объектов.

Можно спорить о пропорциях и гармоничном сочетании пространства и формы, соответствия ее содержанию, идеологической и эмоциональной нагрузке, незатейливости истории создания, но представить Крым без Ласточкиного гнезда, как, впрочем, и других, не менее примечательных объектов, практически невозможно.

Список использованной литературы

1. Е. Крикун «Архитектурные памятники Крыма», Симферополь, издательство «Таврия», 1977г.

2. Ю. Шутов «Арабатская стрелка», Симферополь, издательство «Таврия», 1983 г.

3. О. Домбровский, А. Столбунов, И. Баранов «Аю-Даг – «Святая гора», Симферополь, издательство «Таврия», 1975 г.

4. «Херсонес Таврійський», київ, «Мистецтво», 1989 р.

5. В. Драчук, Я. Кара, Ю. Челышев «Керкинитида-Гезлев-Евпатория», Симферополь, издательство «Таврия», 1977 г.

6. В. А. Кутайсов «Керкинитида», Симферополь, издательство «Таврия», 1992 г.

7. Ю. С. Асеев, Г. А. Лебедев «Архитектура Крыма», Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре УССР, г. Киев, 1961 г.

8. А.А. Воронов, М. Б. Михайлова «Боспор Киммерийский, Москва, «Искусство», 1983 г.

9. С.И. Малышев «Феодосия», Симферополь, издательство «Таврия», 1971 г.

10. Э.Н. Доронина, А.А. Ляхович «По улицам Севастополя», Симферополь, издательство «Таврия», 1983 г.

11. С.Э. Дуван «Я люблю Евпаторию…» – издательство «Южногородские ведомости», Евпатория, 1996 г. (переиздано).

12. К. Когонашвили, О. Махнева «Алустон и Фуна», Симферополь, издательство «Таврия», 1971 г.

13. О. Домбровский «крепость в Гурзувитах», Симферополь, издательство «Таврия», 1972 г.

14. «Архитектурно-реставрационные термины» (под редакцией И.А. Игнаткина, издательство УСХА, Киев 1990 г. 15. Н. Маркс «Легенды Крыма», Одесса, 1917 г.

16. «О древностях южного берега Крыма и гор Таврических», издательский дом «Стилос», Киев, 2004 г.

17. «Крым», путеводитель, Симферополь, издательство «Таврия», 1982 г.

18. О. Домбровский, В. Сидоренко «Солхат и Сурб-Хач», Симферополь, издательство «Таврия», 1978 г.

19. А.Г. Герцен, Ю.М. Могаричев «Пещерные церкви Мангупа», Симферополь, издательство «Таврия», 1995 г.

20. А. Г. Герцен, О.А. Махнева «Пещерные города Крыма», Симферополь, издательство «Таврия», 1989 г.

21. В. Широков, О. Широков «Симферополь улицы рассказывают», Симферополь, издательство «Таврия», 1983 г.

22. «Бахчисарайский историко-культурный заповедник», путеводитель, Симферополь, издательство «Таврия», 1995 г.

23. Ю.И.Шутов «Большой Каньон Крыма», Симферополь, издательство «Таврия», 1990 г.

24. А.А. Лихович, Л.А. Шорин, Е.В.Веникеев, В.Г. Шавшин «У карты Севастополя», Симферополь, издательство «Таврия», 1982г.

25. В. Гуркович «Памятники и памятные места Крымской войны. Альма», Симферополь 2004 г.

26. Е. Веймарн, М. Чореф «Корабль» на Каче, Симферополь, издательство «Таврия», 1976 г.

27. С.Л. Белова «Симферополь», «Таврия-Плюс», Симферополь, 2001 г.

28. И. Марченко «Город Пантикапей», Симферополь, издательство «Таврия», 1974 г. 29. «Херсонес Таврический», путеводитель, «Крымиздат», 1958 г.

30. Т.Н. Высотская «Скифские городища», Симферополь, издательство «Таврия», 1989г.

31. Э.И. Соломоник «Каменная летопись Херсонеса», Симферополь, издательство «Таврия», 1990 г.

32. В.С. Ольховский, И.Н. Храпунов «Крымская скифия», Симферополь, издательство «Таврия», 1990 г.

33. А. Щеглов «Полис и Хора», Симферополь, издательство «Таврия», 1976 г.

34. «Херсонес Таврический», путеволитель, Симферополь, издательство «Таврия», 1979 г.

35. В.Даниленко, Р.Токарева «Башня Зенона», Симферополь, издательство «Таврия», 1974 г.

36. Ю.М. Могаричев «Пещерные церкви Таврики», Симферополь, издательство «Таврия», 1997 г.

37. А.А. Галиченко, А.П. Царин «Алупка. Дворец и парк», Киев «Мистецтво», 1992 г.

Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. ». – К.: 2015 р., с. 232 – 268.