Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Здобудеш Українську державу
або згинеш у боротьбі за неї!

Богдан Хмельницький

?

2008 г. Новый взгляд на древний Киев

Ирина Карманова

Дата: 09.04.2008

В то время как «новые украинцы» совместно с обслуживающими их архитекторами усердно уродуют древний город новыми высотными и «обновленными» старыми строениями, в Киеве живут и работают люди, которые пытаются остановить «градостроительный разбой» и возродить былую духовную ауру униженного невежеством и цинизмом города. Одним из этих людей является директор Центра археологии Киева НАН Украины, кандидат исторических наук, действительный член ИКОМОС, шеф-редактор журнала «Ант» Михаил Андреевич Сагайдак.

Много лет он работает над изучением исторической топографии Киева, возглавляет ведущиеся в местах нового строительства археологические раскопки, собирает уникальные древние изделия и элементы различных строений, найденные во время раскопок, мечтает о музеефикации археологических памятников и создании нового археологического музея. Если в наше «время перемен» есть такие люди, значит не все еще потеряно и можно надеяться на лучшее. Мы попросили Михаила Андреевича рассказать о его видении истории древнего Киева, археологических находках и ответить на ряд вопросов.

– Я знаю, что Вы являетесь автором новой концепции возникновения древнего Киева. В чем суть этой концепции?

– Да, в результате комплекса исследований, проведенных на Старокиевской горе и на Подоле, появилась новая концепция истории древнего Киева. Есть доказательства того, что в IX в. на Старокиевкой горе располагались курганные захоронения и возможно, был небольшой княжеский двор на Замковой горе. Курганы были найдены под Михайловским Златоверхим собором, под Софией Киевской, под Георгиевской церковью, на огромном пространстве плато.

Население, которое создавало эти могильники, жило в Нижнем городе, на Подоле. И лишь в последней четверти Х в., с принятием христианства начинается новая эпоха в истории Киева – создание на Старокиевской горе административного центра города с княжеским дворцом и главным христианским храмом в центре (Десятинная церковь).

Сносятся языческие курганы – захоронения в диаметре 20-25 м, строятся родовые княжеские и боярских усадьбы, дома зажиточных ремесленников и челяди. Такого взгляда на Киев раньше не было. В застройке Нижнего города – Подола начинает также формироваться сакральный ландшафт. Первой могла появиться еще в середине Х в. церковь Св. Ильи, второй – первое каменное сооружение, упомянутое летописцем под названием церкви Св. Николая в Угорском – церковь, фундаменты которой были недавно открыты на ул. Юрковской.

Следующий период истории Киева связан с основанием в 1037 г. на новом месте, где рядом с курганным могильником располагалось «поле за границами града», так называемого «города Ярослава». Еще во времена правления предшественников Ярослава (Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир), Киев утвердился как центр Руси. Однако нигде нет сведений о том, что город имел правовой статус столицы. Быстрее всего такое понятие еще не было сформулировано, и это был лишь моральный статус.

Новый городской ансамбль, который со временем историки назвали «городом Ярослава», должен был утвердить статус Киева – столицы Руси. По непрямым свидетельствам, город во второй половине XI в. получает особый статус среди всех владений Руси – коллективного владения одной династии. После смерти Владимира в 1015 г., власть переходит к сыну Владимира – Святополку, затем Ярослав «сел в Киеве на трон своего отца».

Так называемое «Завещание Ярослава» сделало Киев общим наследием трех братьев, что и отразилось на его топографической структуре. Верхний город со временем выглядит, как совокупность княжеских владений: «город Владимира», «город Ярослава», «город Изяслава», «город Святослава», «город Всеволода».

Нужно сказать, что сегодня идет большая дискуссия на европейском уровне о возникновении древних городов, о том, как они развивались, как общественные структуры. Киев не является исключением. Сейчас готовится многотомное издание в Москве (первый том уже вышел), в котором рассматривается градостроительство древней Руси. Думаю, со временем появиться и украинское издание, в котором будут отражены взгляды на историю Киева отечественных ученых.

– Что Вам удалось открыть, исследовать в Нижнем городе в последние годы?

– В июле 2003 г. в квартале между улицами Фрунзе, Юрковской, Константиновской и Еленовской Подольская экспедиция Института археологии НАНУ начала поиск остатков древнего сооружения, на существование которого указывали данные наблюдений за земляными работами еще в 1989 г. Очень быстро удалось выяснить, что в границах квартала, ближе к пересечению улиц Фрунзе и Юрковской, находятся фундаменты древней церкви больших размеров (19,53 х 14,77 м).

Анализ конструкций позволил выявить историю храма и установить примерную дату строительства. Кроме фрагментов фресок, было собрано большое количество осколков плиток пола храма. Они имели квадратную форму и размер 21х21 см, толщина – 2,5 см. Плитки монохромные, зеленого, желтого, коричневого, темно-красного цвета и их оттенков. Найденные материалы в своей совокупности позволили сделать ряд предположений, касающихся храмового строительства в Киеве XI – XII вв. и исторической топографии города этого периода.

Стены церкви выполнены в технике послойной кладки из плинфы чрезвычайно высокого качества. В этой технике были построены Десятинная церковь (989 – 996 гг.), Софийский собор (1017 – 1018 гг.) храм Св. Федора (до 1133 г.), церковь Успения Богородицы Пирогощей (до 1135 г.). С открытием фундаментов церкви на ул. Юрковской появилась возможность сопоставить памятники храмового зодчества и попробовать определить, какой из них является самым древним.

Ряд фактов свидетельствует о том, что церковь на ул. Юрковской была построена раньше, чем церковь Успения Богородицы Пирогощей. Только анализ плинф свидетельствует о том, что они имеют структуру аналогичную плинфам Софии Киевской и Десятинной церкви. Исследования, проведенные на Подоле в 1970-х годах по трассе строительства Оболонской линии метро, продемонстрировали наличие здесь большого городского поселения, которое возникло в конце IX в.

Город формировался на берегу реки, на возвышенной террасе речной долины. Терраса тянулась между крутыми склонами и долиной глубоководного днепровского рукава – р. Почайны, берега которой создавали удобную гавань для судоходства. Береговая линия начиналась как раз в том месте, где удалось выявить и исследовать храм – в самом начале подольской террасы, в 20 – 30 метрах от ее края.

Найденные на ул. Юрковской материалы могут послужить одним из дополнительных доказательств того, что зарождение городской жизни, которое стало заметным в Киеве со второй половины IX в. следует связывать не с застройкой Верхнего города, как считало большинство исследователей древнего Киева в XIX – XX вв., а с территорией Подола. Именно на Подоле, где, начиная с последней четверти IX в. (дендрохронологическая дата 887 г.), несмотря на сдерживающие природные условия, массовой усадебной застройкой до последней четверти Х в. было охвачено 150 га территории.

Городская структура формируется приблизительно одновременно из двух жилых поселений: первый размещался между берегом р. Почайна и подножием Замковой горы; второй – на территории так называемой Плоской части Подола между р. Почайной и подножием горы Щекавицы и других прилегающих гор. Первая улица с регулярной городской застройкой начинает формироваться у дороги, которая объединяла два поселения и выходила к южному (Боричевому) и юго-западному (Угорскому) спускам, откуда начинались сухопутные дороги.

То поднимаясь, то спускаясь шли также дороги к курганным некрополям, расположенным на плато Старокиевской и Лысой гор, где жители хоронили своих близких. Улица формировалась так, чтобы обеспечить равномерную доступность к реке – основной оси связей в городе. Она пролегала вдоль р. Почайны, которая за счет подтопления водами Днепра была судоходной на протяжении всего периода навигации.

Дополнительными коммуникациями служили неширокие, но полноводные ручьи, которые брали свое начало в балках. Отведенная под застройку территория носила признаки регулярной планировки: площадь усадеб была приблизительно одинаковой и составляла 300 – 320 кв. м. Линии ограждений между усадьбами сохранялись на протяжении столетий, несмотря на то, что из-за стихийных бедствий их приходилось постоянно обновлять.

Очевидно, основатели города на первом этапе больше заботились о внешних связях, уделяя большое внимание формированию береговой линии. Княжеская резиденция быстрее всего была экстерриториальной относительно города. Трудно сказать, что стало ключевым моментом в первой фазе формирования поселения: центральная улица, вдоль которой оно формировалось, или береговая линия.

На протяжении последующих столетий улицы, проложенные в конце IX – начале X в., сохраняли свое направление, границы усадеб почти не менялись. Больше всего на изменение плана влияли колебания береговой линии р. Почайны и перемещение русел небольших ручьев. После прекращения функционирования могильника на Старокиевской горе, покойников могли хоронить в зоне другого курганного могильника, недалеко от церкви Св. Николая в Угорском.

В это время вблизи устья одного из ручьев, который пересекал территорию Подола с запада на восток, почти на берегу р. Почайны в начале XI в. возникает первый грунтовый подольский могильник с христианским обрядом захоронения. Нижний город к этому времени достигает своих максимальных размеров, площадь его составляет около 180 га. Возникают новые улицы, вдоль которых строят усадьбы.

Возможно, за каменным храмовым строительством шло деревянное. Остатки деревянного храма обнаружены раскопками 2003 г. вблизи участка первичной застройки Подола (ул. Межигорская, 3/7). Это были остатки частной церкви, которые открывали новую страницу истории города, связанную уже с новой социальной и политической ситуацией.

Если провести исторические параллели, в частности, русско-скандинавские, то, судя из изложенного, модель планировки города – Киевского Подола – вдоль береговой линии во многом напоминает линию развития ранних городов Северной Европы. Если в будущем нам удастся собрать больше данных о планировке этого типа городов, появится больше перспектив для сравнения с городами средневековой Швеции, в частности, Бирки, Ситуны.

В следующих фазах развития, когда при Ярославе Мудром создавался город административного типа, на его физической структуре, особенно оборонной линии и центральной части, доминирующими были византийские влияния.

– Какие памятники археологии в Киеве следовало бы музеефицировать?

– В последнее время мы очень остро ставим вопросы музеефикации памятников археологии. Сегодня люди – киевляне и приезжие не ощущают того, что они находятся в очень древнем городе. Украинское общество меняется на глазах, и если мы не сумеем, не успеем защитить наши ценности, нашу связь с прошлым, то окажемся очень далекими от тех идеалов сохранения культурного и исторического наследия, которые исповедуются в большинстве стан Европы.

Сегодня в Киеве отношение к памятникам можно назвать крайне циничным. Это касается не только новых, недавно выявленных памятников археологии, но и всемирно известных памятников, таких, как София Киевская и сооружения Киево-Печерской лавры. Археология Киева, по своей сути, является градообразующим фактором. Так же, как невозможно изменить ландшафт, на котором построен город, нельзя изменить сложившуюся в разные периоды развития структуру города.

Дороги, направления, все основные параметры исторического города, как организма, были заложены много столетий назад, и с этим нельзя не считаться. Современным архитекторам следовало бы это учитывать, но они обедняют город, лишая его исторической основы и насаждая современные сооружения там, где это неуместно. Многие архитекторы работают сегодня не как мастера высокого уровня, а как ремесленники, любой ценой зарабатывающие деньги. Город и население от этого очень страдают.

Если говорить об археологических комплексах, открытых в последние годы, которые следовало бы музеефицировать, то это, прежде всего, фундаменты церкви на ул. Юрковской, 3. Вариантов музеефикации может быть много. Самый простой – участок с древними фундаментами накрыт стеклом, которое ежедневно моют. Рядом располагается щит с надписью о том, что в этом месте находилась церковь начала XII в. и другие исторические сведения.

Тогда к этому месту можно будет приводить туристов, да и киевлянам это будет интересно. Есть в мировой практике замечательные варианты показа памятников археологии, которые располагаются под старыми или новыми зданиями, но это уже музеи с экспозицией. Сегодня страшно вспоминать о раскопках на Майдане Незалежности. Когда мы там работали, чиновники уверяли нас, что все найденное будет обязательно музеефицировано, будет открыт доступ к уникальным остаткам фундаментов древних Лядских ворот, площади перед ними, улицы.

Обещания не были выполнены и эти памятники сегодня утеряны для населения города и туристов. В Верхнем городе (на Старокиевской горе) располагается большое количество таких объектов. Им не уделяется внимание. В 1970-х годах недалеко от Золотых ворот были открыты фундаменты патронального храма Ярослава Мудрого – Георгиевского собора XI в., которые замечательно сохранились. Их закопали и сверху устроили сквер, в центре которого недавно поставили скульптуру Георгия Победоносца.

Правильным было бы музеефицировать древние фундаменты, которые вместе с остатками Золотых ворот составили бы уникальный археологический комплекс. Я имею в виду не тот павильон над истинным археологическим памятником, который не имеет ничего общего с Золотыми воротами, а настоящие остатки Золотых ворот. О том, как следовало бы представить эти памятники, учитывая европейский опыт, могли бы серьезно подумать архитекторы.

В центре исторического центра Киева можно насчитать около двух десятков археологических памятников, которые никак и нигде не видны, хотя именно они и могли бы поведать о древней истории Киева. Утерянных навсегда памятников археологии можно насчитать сотни. Я понимаю, что город должен жить, аварийные здания, не представляющие культурной ценности должны сноситься и Киев – это не только археология.

Но есть одна серьезная проблема – у Киева нет ансамблей древнего города. В европейских городах люди ощущают, когда они вошли в древний город и когда из него вышли. В Киеве этого нет. В чем ключевая роль Майдана Незалежности? В этом месте проходит символическая черта входа в древний Киев, но она не ощущается.

Современные архитекторы должны, что-либо проектируя в историческом центре, помнить о том, что нужно сохранять признаки старого города. Археология – это единственный источник, дающий ориентиры, контуры старого города – оборонительных сооружений, улиц, главных построек, поэтому археологические памятники должны просматриваться на территории исторического центра.

В древности в Киеве было несколько градостроительных ансамблей. Вначале был создан ансамбль Нижнего города, а затем, как мы сегодня предполагаем, Верхнего города. Оба ансамбля зафиксированы археологами, и нужно сделать все возможное, чтобы и сейчас они просматривались в структуре города.

В 1970-х годах была экскурсионная программа «Парк – музей «Древний Киев». Эта программа возникла на основе проведенных различными организациями археологических исследований. Она была разработана на основе серьезного проекта, который и сегодня может быть чрезвычайно актуальным. В проекте были прорисованы все аллеи, дорожки и остановки на пути следования по Старокиевской горе, затем вдоль спуска в урочище Гончары – Кожемяки и далее на Подол.

Одной из кульминационных точек была Контрактовая площадь, на которой предполагалось устроить подземный музей с раскрытием древних срубов. У нас есть идея все-таки создать такой музей. В Великобритании в г. Берк есть такой небольшой музей, в который всегда стоит длинная очередь, так как идти нужно по одному вдоль выставочной галереи. Он пользуется большим успехом.

В Киеве, я уверен, этот музей посещало бы не меньше 2 млн. человек в год. Вся бы Контрактовая площадь приобрела бы другое «звучание» – культурного, духовного центра. Сюда бы прекрасно вписался комплекс сооружений Гесте. Но для этого нужно освободить площадь от транспорта, убрать скверы и палаточные кафе, сделать ее истинно старой подольской площадью.

Нужно придти к созданию определенной государственной идеологии сохранения исторического наследия. «Татары» должны уйти из города.

Справка. Центр археологии Киева при Институте археологии Национальной академии наук (НАН) Украины был создан решением Академии в 2006 г. Основной причиной создания Центра явилась необходимость активизации проведения археологических исследований в связи с новым бурным строительством на исторических территориях Киева.

Таким образом, появилась возможность сконцентрировать все исследования в одном месте и на их основе проводить более глубокий анализ археологической топографии города. Центр несет полную ответственность за изучаемые объекты. Работы у специалистов центра сегодня очень много и, если раньше археологические исследования выполнялись только в удобный для археологов период года, то теперь работы ведутся круглый год.

(опубліковано в журналі “Будмайстер” # 23-24 (265) грудень 2007 р.)