Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не дозволиш нікому плямити слави, ні честі твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

2009 р. В самом центре Киева выставлен на продажу памятник архитектуры конца XIX века

Дмитрий Дерий, Ольга Байвидович, Михаил Кальницкий

Дата: 19.02.2009

Объявление о продаже дома на улице Ярославов вал, 1 пару дней назад пришло на электронную почту многим киевлянам: «Одно из самых узнаваемых зданий города, построенное в 1896-1898 гг., памятник архитектуры и искусства, в котором использованы модернизированные формы готики и ренессанса». Всего в замке, как его называют в объявлении, 17 квартир, потолки под четыре метра, 4 этажа плюс флигель, площадь – 1,6 тыс. кв. м, две лестничные клетки. И честно написано, что здание нуждается в реставрации.

«Газета по-киевски» пошла «на просмотр»

Экскурсию по дому проводил мужчина, назвавшийся Владимиром Ивановичем. Сразу видно, что здесь давно никто не жил. В квартирах на стенах – вырезки и постеры из советских газет, кое-где осталась мебель. На потолке и стенах – трещины. Посредине дома проходит каминная труба. В доме есть вода, свет и отопление.

– Где-то два с половиной года никто тут не живет. Раньше помещения сдавали в аренду, на первом этаже была галерея, на втором – художники, – рассказывает Владимир Иванович. – Сейчас все квартиры принадлежат одному человеку. Раньше он хотел заняться реставрацией, но передумал, и с начала года дом продается.

В КП «Центральное» нам объяснили, что дом из их состава вывели владельцы квартир, создав ОСМД «Замок». Так как из жителей в доме сейчас остался один человек, то он может продать дом. В агентстве, которое продает дом, нам объяснили, что для продажи дома нужна справка из органа культурного наследия.

В Европе памятники архитектуры в частной собственности – обычное дело. Но там даже ручку на двери нельзя поменять без разрешения памятникоохранной службы… У нас же мало надежд на то, что человек, купивший дом за астрономическую сумму в $12 млн, окажется ценителем старины. Впрочем, не такие уж это большие деньги – на Софийской площади даже квартиры продаются по $12 млн.

Как это было

Надежда Борисовна КОЛЕСНИКОВА, жила в доме с 1946 по 1986 год:

– Родители въехали в эту квартиру на 4 этаже в 1945 году. Отец после войны имел отношение к жилфонду, и выбрал не самое удобное жилье, а самое романтичное. У нас в комнате был стеклянный потолок, а в квартире – красивая лепка. Комната большая – 30 метров, но вначале не было даже окна, отец в 1950-х сам его сделал. В нашей квартире жили две семьи, по три человека в комнате.

Но уборная была на 6 семей одна, и располагалась на 3 этаже. Грелись мы печью, которую сделал отец, а уже в 1970-х годах провели центральное отопление. Не было и воды, только умывальник возле уборной. И лишь в 60-е начали проводить в каждую квартиру воду. Да, «тяжелая» особенность дома: пролет между лестницами имел вид квадратного колодца, и его «полюбили» самоубийцы. Они поднимались на верхний этаж и бросались вниз. Я помню пять таких случаев.

Справочная «Газеты…»

Домовладельцем, по заказу которого в 1896-1898 годах возвели дом-замок по Ярославову Валу, 1, был Михаил Подгорский – помещик-шляхтич, известный в свое время аграрий и лесовод. Проектировал здание инженер Николай Добачевский. Это удивительное здание с остроконечным завершением, напоминающее средневековый замок. Парадный вход охраняют химеры, а за порогом дом встречает латинским приветствием «Salve».

Через год после окончания строительства Подгорский умер, и дом перешел к другим владельцам (едва ли не последним дореволюционным собственником дома был «сахарный король» Лев Бродский).

Иногда в числе хозяев «замка» называют барона Штейнгеля, но на самом деле барону принадлежал соседний особняк № 3.

Изображение Дома Подгорского попало в серию открыток «Киев. Красивые здания».

В советское время дом на Ярославовом Валу, 1 (улица, напомним, называлась то именами большевиков Раковского, Ворошилова, Полупанова, то Большой Подвальной) представлял собой обычное жилое здание. На первом этаже много лет размещалось городское экскурсионное бюро.

Джерело: “Газета по-киевски”