1913 г. Русские монастыри в 1913 году
Киево-Михайловский Златоверхий монастырь, 1 класса, в Киеве, на окраине Старо-Киевской горы, по Трехсвятительской улице. Основание его относят ко времени первого Киевского митрополита святого Михаила (см. 30 сентября). Главный храм во имя Архангела Михаила построен в 1108 году великим князем Киевским Святополком Изяславичем, названным при крещении Михаилом, который скончался в 1118 году и погребен в церкви святого Михаила.
В 1240 году Михайловский монастырь был опустошен монголами, но древний храм его уцелел от разрушения варваров и существует до нашего времени. В XIV веке монастырь попал под власть литовских князей и пришел в запустение; в XVI веке был восстановлен и обновлен. Иконостас соборного Михайловского храма сооружен гетманом Иваном Скоропадским. Храмовый образ Архангела Михаила, подаренный императором Александром I в 1817 году, сделан на доске из чистого золота, весом около 10 фунтов, и осыпан бриллиантами и другими драгоценными камнями.
В главном алтаре сохранилось древнее мозаическое изображение Тайной Вечери, а на столбах, составляющих основание алтарной арки, изображения пророков Захария, Самуила и др. Изображения эти уцелели от XII века, а открыты в 1889 году под слоями позднейшей масляной живописи. На столпе за правым клиросом находится весьма чтимый список с Новгородской иконы Богоматери.
В придельном храме в честь святой великомученицы Варвары открыто почивают ее святые мощи (см. 4 декабря) перед царскими воротами посреди церкви, на главном амвоне, в богатейшей по ценности и высоко-художественной по исполнению серебряной гробнице, под роскошным по рисунку и работе балдахином; эти рака и сень были пожертвованы в 1847 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской. К святым мощам ежегодно притекают тысячи поклонников. Ежегодно мощи святой великомученицы Варвары 4 декабря (в память чудесного избавления всех живущих в монастыре от моровой язвы в 1710 году и 1770 – 1771 годах и холеры в 1830 и 1847 годах) и 11 июля (в воспоминание о торжественном праздновании в 1908 году 800-летия положения в монастырь мощей святой великомученицы) обносятся вокруг монастыря при многочисленном стечении народа.
Кроме того, в монастыре, в приделе святой великомученицы Екатерины, находятся еще частицы мощей святых Харлампия, Пантелеймона, Фоки, митрополита Макария, великомученика Дмитрия мироточивого, Спиридона, преподобного Ефрема Сирина и др. В монастырской ризницы хранится гроб, в котором была погребена (более 1500 лет тому назад) великомученица Варвара. В монастыре погребены: два правнука великого князя Святополка, митрополит Киевский Иов Борецкий и др. Венчающие монастырь 7 куполов покрыты червонным листовым золотом; при чем на кресте среднего купола укреплен золотой двуглавый орел, поставленный Богданом Хмельницким в память возвращения России Киева.
При монастыре имеются: больница с бесплатным лечением для бедных богомольцев; странноприимный дом с выдачею горячей пищи для бедных богомольцев; церковно-приходская школа, в которой бесплатно обучаются и содержаться дети бедных родителей, преимущественно податного сословия; школа грамоты для мальчиков – сирот и детей бедных родителей духовного звания, пользующихся полным содержанием от монастыря; общежитие для 20 учеников духовного училища и 10 учеников семинарии с полным содержанием от монастыря; читальня с монастырской библиотекой.
К монастырю причислен – Феофания скит, в 7 верстах от Киева, в урочище «Лазаревщина», названном так потому, что здесь жил когда-то благочестивый старец пасечник, по имени Лазарь. За несколько столетий урочище переменило несколько владельцев, принадлежа то Печерскому монастырю, то митрополичьей кафедре, то даже частным лицам. В 1776 году оно перешло в казну. В 1800 году отведено было под загородную дачу викарию Киевскому Феофану (Шиянову), устроившему здесь в 1803 году дом с церковью в воспоминание чуда Архистратига Михаила (6 сентября) и назвавшему свою дачу Феофанией. Викарий Серафим в 1861 году устроил здесь скит, который в 1901 году стал общежительным. Он служит местом погребения для братии Михайловского монастыря. В этом скиту установлено неугосимое горение елея в лампадах и неусыпное чтение Псалтири. При нем имеются архирейские покои для Чигиринских викариев и странноприимница.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».