Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Пімсти смерть великих лицарів

Богдан Хмельницький

?

1988 г. По восточному Подолью

Д. В. Малаков

Въехав в Могилев – автобусом ли, машиной или поездом, – нужно спросить близ железнодорожного вокзала улицу Демьяна Бедного, бывшую Параскиевскую в бывшем селе, сросшемся с городом, – Немии, где стоит замечательный памятник народного деревянного зодчества, церковь Параскевы, часто именуемая в обиходе Немийская. Немия – старинное поселение при впадении речки Немии в Днестр. Идя по узкой, немощеной улице мимо живописных усадеб и садов, вдруг замечаешь маленькие яркие главки, показывающиеся на мгновение и вновь исчезающие за деревьями и домами, чтобы затем явиться так же вдруг, но уже вблизи, во всей сказочной красоте.

Немийская церковь конструктивно представляет пятисрубный трехчастный трехверхий украинский храм, однако с некоторыми отличиями от уже виденных на Шаргородщине. Возможно, прообразом немийской церкви служила деревянная же Вознесенская церковь в селе Ярышев, которую во дни ее существования очень высоко ценил известный искусствовед и художник И.Э.Грабарь, считая единственным пятиглавым храмом во всем Подолье: пять башен ярышевской церкви с шлемовидными верхами не имели себе равных по чистоте рисунка и величавости. В Немии же пять срубов получены за счет развития на север и юг навы. Однако эти дополнительные срубы не имеют значительного вылета, отчего и перекрыты не куполами, а простой двускатной кровлей и на торец смотрят треугольными фронтонами.

Яркая раскраска (главки – охряные, купола-бани – голубые, крыши – зеленые, стены – бело-голубые) не первична (деревянные храмы никогда не окрашивались) и создает праздничный, прянично-лубочныя образ маленькой, словно игрушечной церковки, На косяке широкой, со скошенными по-украински верхними углами двери, устроенной в южной стене бабинца, идет по периметру традиционная надпись, удостоверяющая, что «сей храм господень сооружися року божия 1775», то есть одновременно с уже виденной нами конатковецкой церковью, более архаично-чистой по своей архитектуре.

Вероятно, маленькие окошечки плохо освещали интерьер, раскрытый на всю высоту, и позже окна в торцах трансепта вдвое расширили, отчего они оказались не посредине фасада.

С северной стороны выровненного, поросшего, как всегда, необычайно густой травой церковного подворья стоит отдельно изящная деревянная колокольня с поднятым высоко над землей аркадным ярусом. Бе конструкция – деревянный каркас, обитый досками. Само расположение этой высотной доминанты ансамбля указывает на ее освященное давней традицией оборонительное назначение – с угла двора просматривалась, а если понадобится, то и простреливалась вся прилегающая территория, как из крепостной башни. И обороняться здесь готовы были всегда, ведь на той стороне Днестра проходил торговый, он же и военный Волошскяй шлях, где не раз двигались, опустошая соседние селения, орды крымчаков – днестровские переправы привлекали выгодным расположением на пересечении торговых путей из Молдавии, Подолья, Галичины.

Джерело: Малаков Д.В. По восточному Подолью. – М.: Искусство, 1988 г., с. 139 – 142.