1986 г. Памятники градостроительства и архитектуры
ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1702 г. Самое старое из сохранившихся сооружений города. Была построена на территории крепости во время Северной войны. Сооружению присущи черты оборонного характера: толстые стены, глубоко врезанные узкие окна наподобие амбразур; ограждена высокой глухой стеной, имела просторные, позже засыпанные подвалы. Первоначальный вид церковь не сохранила, неоднократно страдала от пожаров и восстанавливалась с некоторыми изменениями в архитектуре. Сооружение в стиле украинского барокко, кирпичное, оштукатуренное, трехглавое, трехчастное в плане, трехкупольное, двухъярусное. Внизу расположена теплая церковь Андрея Первозванного, наверху – холодная – Воскресения. Нижняя в плане трехчастная, перекрыта полуциркульными сводами с распалубками, верхняя в плане повторяет нижнюю: с квадратными нефом и алтарной частью и прямоугольным притвором с восьмериками, перекрытыми срезанными сомкнутыми сводами со световыми фонариками, завершенными золочеными, луковичной формы главками на вытянутых шейках. Переход к восьмерикам осуществляется при помощи тромпов, С юга и севера к нефу, с запада к притвору примыкают прямоугольные в плане двухэтажные пристройки, первый этаж которых служит крытыми папертями нижней церкви. К притвору с северной стороны пристроена крытая лестница, ведущая в верхнюю церковь. Фасады по горизонтали расчленены широким фризом, обрамленным с двух сторон узкими карнизами, а углы подчеркнуты спаренными полуколоннами. Восьмерики и фонарики, верхние окна нефа оформлены одинарными полуколоннами. Остальные окна обрамлены наличниками с полуколонками и разорванными фронтончиками. Интерьер нижней церкви напоминает светские помещения. Интерьер верхней отличается гармоничным раскрытием трех вертикальных объемов.
В 1978 г. закончена реставрация. Памятник освобожден от позднейших наслоений, восстановлены все утраченные архитектурные детали и элементы декора (архит. М.М. Говденко). Используется Сумским художественным музеем для размещения экспозиции по народному прикладному искусству.
Сооружение слобожанской школы, сочетает в себе черты русского и украинского зодчества, отражает характерные особенности архитектуры деревянных культовых сооружений. [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4, с. 8].