2008 г. Так храм разрушенный - все храм…
Виктор Комаров, Елена Видович
Дата: 17.09.2008
Десяток деловых людей, один-единственный экскаватор, пара лопат… Никакого ажиотажа, никого и ничего лишнего. Сумчане в обыкновенной своей выходной суете даже и не замечают, что прямо под носом у них вершится история. Хоть и напоминает это обычное коммунальное разрытие. А между тем оно совершенно особенное – в субботу, 13 сентября, в сквере на Красной площади начались раскопки фундамента Покровской церкви, разрушенной в начале 1930-х годов.
На глубине всего 70 см хорошо просматривается кирпичная кладка. Заинтересовавшиеся происходящим фотографы СМИ не верят: «Да ну, какой там собор! Это же обычная кладка, закрывающая какие-то трубы…» Но предприниматель Виктор Чиглинцев, финансирующий эти работы, гордо отделяет от кладки один кирпич и показывает его «папарацци». Что ни на есть самый настоящий аргумент – кирпич XVIII века! Узкий и длинный. Его не спутаешь с современным стройматериалом.
«Вот бы еще клеймо изготовителя найти!» – мечтают архитекторы. Работа идет споро – расчищаются сохранившиеся места фундамента, четко видны гнезда когда-то стоявших здесь колонн, а весь остальной материал, откидываемый ковшом экскаватора, быстро сортируется. На счету каждый кусочек старинного кирпича. Именно с его вкраплением архитекторы хотят поднять цоколь бывшего храма, обозначив таким образом его контуры…
В начале прошлого столетия в центре Сум были разрушены Николаевский храм (на пл.Независимости), Покровский и колокольня с Введенским храмом (возле ЦУМа), храм Рождества Богородицы (на месте ДК СНПО им. Фрунзе). Но для Бога нет разрушенных храмов – ангелы правят службу и в них. И память о святынях живет и доныне, сумчане с трепетом вспоминают и пересказывают своим потомкам, где венчались или крестились их далекие предки. Постепенно мы приходим к восстановлению исторической справедливости.
Вот и рядом с ДК несколько лет назад возвели часовню – в честь Рождества Богородицы. Проект строительства в Сумах Николаевской церкви был не так давно одобрен на градсовете. Ее планируют поставить максимально близко к историческому месторасположению. И наконец, в этом году дошел черед до самого центрального утраченного храма. Идея восстановления хотя бы фундамента Покровской церкви появилась еще несколько лет назад, при обсуждении концепции реконструкции сквера на Красной площади.
Архитекторы хотели раскрыть ее фундамент и создать в центре Сум интересный архитектурный памятник, посвященный всем разрушенным храмам. Тем более, что, по расчетам специалистов, фундамент церкви должен был неплохо сохраниться. Приурочить это событие планировалось к 350-летию Сум. Но… идея появилась и была «законсервирована».
Только в этом году город вплотную взялся за проект реконструкции сквера, было выделено соответствующее финансирование. По задумке местного городского и архитектурного руководства, сквер должен стать еще одной исторической изюминкой Сум. А значит, необходимо обозначить параметры фундаментов Покровской церкви и колокольни с Введенским храмом, чтобы можно было внести изменения в проектную документацию, увязать храм с общей реконструкцией сквера. Эта территория будет объявлена охранной.
В середине июля в Сумах побывали сотрудники Института радиофизики и электроники НАН г.Харькова. С помощью умного прибора – георадара – они определили и наметили фундамент Покровской церкви, который тогда находился под землей (георадар воспринимает сигналы, отражающиеся от подземных рельефов).
По словам главного городского архитектора Сергея Винтоняка, после поднятия фундаментов на месте алтаря установят памятный знак – часовню. Стилизованная под архитектуру и стилевое решение Покровской церкви, она будет максимально напоминать разрушенный храм.
Параллельно в архивах идут поиски всей информации о храме: какие были интерьеры, какой иконостас, ограждение и пр. Все это будет представлено в полной мере в самой часовне. Может, даже удастся найти сведения о тех, кто строил церковь, кто ее проектировал… Со временем планируется восстановить и фундамент колокольни. Кроме того, поскольку город собирается возвращать в центральный сквер «историю», планируется изменить нынешний хай-тековый фонтан по соседству с храмом.
Управление архитектуры обращается к коллекционерам старины и всем жителям города с просьбой: если у вас есть данные, фотоматериалы о том, каким был когда-то центральный фонтан, откликнитесь! Город хочет восстановить его в первозданном виде. Что же касается реконструкции Покровского храма, Сергей Винтоняк уверяет, что она будет не жесткая. Все деревья постараются оставить.
Легендарную же сумскую «Тачанку» демонтируют и перенесут на угол сквера, ближе к перекрестку, откуда предварительно уберут бигборд и сити-лайт. Главный городской архитектор надеется, что в будущем сумчане смогут возродить и саму церковь. Когда поднимутся фундаменты, возможно, найдется предприниматель или предприятие, которые возьмут на себя ответственность по возрождению Покровского храма и колокольни.
По крайней мере, градостроители намерены работать над проектной документацией. Этот храм, считает С.Винтоняк, должен максимально повторить архитектуру XVIII века – ведь это одна из первых церквей на территории Сум.
По старой традиции, возникшей на Запорожье, украинские казаки, основывая новые поселения, обязательно освящали одну из церквей во имя Покрова Пресвятой Богородицы, поклоняясь ей как первой покровительнице, заступнице и защитнице.
Нынешняя Красная площадь в Сумах не всегда была почти сплошь покрыта зелеными насаждениями, как сейчас. До революции зоной отдыха был лишь сквер за памятником И. Г. Харитоненко. Перед ним простиралась серая булыжная мостовая Покровской площади, на которой всеобщее внимание привлекали два храма – Покровский (1783-1790 гг.), располагавшийся в районе нынешних торговых павильонов перед Центральным универмагом, и Введенский храм-колокольня (1821 г.), стоявший западнее и удачно замыкавший с юга перспективу выходящей на площадь улицы Воскресенской.
Покровская церковь дала название центральной площади Сум и соседней улице (ныне Красная площадь и улица Октябрьская). До постройки этого храма здесь же преемственно существовали две церкви Покрова Пресвятой Богородицы, сменившие одна другую в 1732 году. Примечательно, что уже при первом Покровском храме имелись школа и госпиталь. А вот когда он был построен – неизвестно. Косвенно о времени закладки может свидетельствовать его местоположение на тогдашнем Посаде, начинавшемся на нынешней Красной площади и возникшем в 1670-х гг. южнее Замка и Города. Последние два включали район улиц Соборной, Воскресенской и площади Независимости.
Каменная Покровская церковь в Сумах – уникальный памятник архитектуры украинского барокко XVIII века – относилась к типу трехкамерных, трехверхих с заломами сооружений, что составляет национальную особенность украинских храмов (в отличие от традиционного русского пятиглавия). В центре возвышался главный восьмигранный объем-неф, а с востока и запада к нему примыкали симметричные более низкие: алтарная апсида и притвор. Грани подчеркивались угловыми вертикальными выступами – пилястрами. Удлиненные окна, обработанные наличниками, располагались довольно высоко.
Наиболее значительные пожертвования в пользу Покровского храма за всю историю его существования сделал сумской купец Кирилл Алчевский, его староста с 1835 года. Алчевские – известное в Украине семейство предпринимателей, общественных деятелей, педагогов, меценатов. Один из сыновей старосты Покровской церкви – Николай Кириллович принимал деятельное участие в создании по подписке первой в Сумах публичной библиотеки, открытой в 1860 г. Его родной брат – Алексей Алчевский – был известным харьковским банкиром, совладельцем Донецко-Юрьевского металлургического завода (в советские годы – Коммунарского). Именно в честь Алексея Кирилловича назван город Алчевск нынешней Луганской области.
По традиции, берущей свое начало от Сумского слободского полка, храм Покрова пресвятой богородицы был полковой церковью расквартированных в городе военных: сначала Сумского гусарского полка, прославившегося своими героями в Отечественную войну 1812 года, а позже – 10-го драгунского Новгородского полка, который до Первой мировой располагался в городе.
Известный исследователь Слобожанщины, профессор Харьковского университета Николай Федорович Сумцов (1854-1922 гг.) в своей книге «На Западе и дома» (1910 г.) сравнивал две подобные по архитектурно-планировочному решению сумские церкви – Покровскую и Воскресенскую (1702 г.). По его мнению, «лучше, изящнее Покровская церковь, с волнистыми сгибами крыш, постепенно суживающимися кверху окнами, многогранными главами и прорезными украшениями крестов, с общим оттенком художественной простоты и симметрии. Такого рода памятники дороги как остатки украинской художественной старины».
Наш земляк, уроженец Лебедина, известный историк архитектуры Степан Андреевич Таранушенко (1889-1976 гг.) в свое время успел сделать схематические обмеры плана Покровской церкви. Сохранились также фотографии, рисунки, которые вероятно, помогут специалистам в случае, если будет принято решение о восстановлении памятника.
В Российском государственном историческом архиве в С.-Петербурге сохранился полный комплект чертежей сумской Введенской церкви-колокольни, спроектированной в архитектурных формах позднего классицизма. У нее тоже была деревянная предшественница «со школою и богадельнею», известная по переписи 1732 г.
Каменный храм-колокольня во имя Введения пресвятой богородицы, контрастируя с волнистыми линиями Покровского, привлекал внимание строгостью силуэта. Два нижних его яруса – прямоугольные объемы с портиками тосканского (древнеримского) ордера, третий ярус – с чуть закругленными углами, украшен тосканскими полуколоннами и служит переходом к четвертому, усеченному ярусу – подкупольной ротонде, увенчанной шпилем. В округлости форм верхней части храма-колокольни усматривается отход от канонов классицизма в пользу барокко.
Обе церкви были разрушены в начале 1930-х годов, когда атеизм, насаждавшийся в течение всех лет советской власти, принял особенно воинствующие формы.
Джерело: “Ваш шанс”