Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Ненавистю і безоглядною боротьбою прийматимеш
ворогів твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

1985 г. Памятники градостроительства и архитектуры

Успенская церковь, середина XVI в. По характеру архитектуры ее датируют после 1500 г., а также второй половиной XVI в. Однонефная, трехчастная, прямоугольная в плане, построена из кирпича и камня. Притвор и неф одинаковой ширины, перекрыты полуциркульными сводами с распалубками. Своды расчленены позднеготическими нервюрами нерегулярного рисунка. Покрыта двускатной кровлей с небольшой сигнатуркой над восточной частью. Западный фасад оформлен барочным фронтоном с треугольным завершением. К южному фасаду притвора пристроена двухъярусная квадратная в плане башня-колокольня. Притвор с трех сторон укреплен мощными контрфорсами. Второй ярус башни оформлен пилястрами. С севера к восточной части примыкает небольшое помещение, прямоугольное в плане, под трехскатной кровлей. Гладкие, нерасчлененные фасады с малыми, низко расположенными окнами, завершенными полуциркульными перемычками в сочетании с каменными контрфорсами, придают памятнику вид крепости. В венчающем консольном фризе здания расположены ключевидные бойницы. Фриз является единственным архитектурным декором.

Сооружение представляет собой характерный образец укрепленных храмов-крепостей. Конструкция сводов позволяла приспособить сооружение к оборонным целям. Наличие барочных элементов в памятнике (фронтон главного фасада) – результат реставрации 1741 г. Тогда же была перестроена верхняя часть здания, стены укреплены контрфорсами и эскарпами, интерьер получил новую стенопись. Во время реставрации 1904 г. на внешней стене башни под штукатуркой была открыта надпись с датой «1638» и фресковая живопись орнаментального характера. Указанная дата, возможно, относится к строительству самой башни. По стилю памятник относится к переходному периоду от поздней готики к ренессансу. [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1985 г., т. 3, с. 173].