Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Про справу не говори з тим, з ким можна, а з ким треба

Богдан Хмельницький

?

2001 г. Крупнейший пункт (город) Хазарии

А.В. Крыганов

Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина

Хазария – это многоэтничное государство [Криганов, 1999, с. 68], состоявшее в основном из тюркоязычных, перешедших к оседлости кочевников, ранее входивших в Гуннский союз. Хазары создали его в середине VII и существовало оно до конца Х в. [Новосельцев,1990, с.85-99, 215-248]. Хазария постоянно преодолевала различные внутренние противоречия между народами и племенами, входящими в её состав. Это требовало постоянной готовности войск к битвам. Частые военные столкновения с соседними державами – Византийской империей, Арабским халифатом, Сасанидским Ираном, Киевской Русью – держали Хазарию в постоянном военном напряжении [Магомедов, 1983, с. 21; Новосельцев, 1990]. Находясь в степной полосе и ближних регионах Волго-Днепровского междуречья (рис. 1), Хазарский каганат из-за участия в военных, баталиях часто менял свою территорию, никогда не имея постоянных границ [Новосельцев, 1990, с. 100-112; Плетнева, 1981, рис. 39; 1986, с. 10, 47]. Его экономика основывалась не только на внутренних промыслах (сельское хозяйство, ремесло), но и на внешних: на торговых отношениях с ближними и дальними державами [Магомедов, 1383, с. 186-188; Новосельцев,1990,с.114-117; Плетнева, 1986, с. 56-58, 70], на сборе дани с соседних племен, или народов [Плетнева,1986, с.56-58, 6-7, 9] и т.д. Известно, что по политическим соображениям – желанием противопоставить свое государство христианской Византии и мусульманскому халифату [Магомедов, 1983, с. 174; Плетнева,1986, с. 65] – по приказу кагана Булана в 730 г. население всей Хазарии должно было принять и в дальнейшем использовать только иудейскую религию [Плетнёва,1986,с. 7-8]. Это вызвало частые протесты, переходящие в столкновения между конфессиями, т. к. часть населения оставалась верной язычеству, часть приняла христианство или ислам [Криганов,1999,с. 68; Магомедов,1983,с.155-174; Новосельцев,1990,с.144-171; Плетнева.1986, с. 11, 60-61].

Судя до различным, в основном по арабским и персидским, письменным источникам IX – XII вв., Хазария имела более 30 городов, расположенных главным образов на юге каганата [Плетнева,1986, с.9-10, 29, 86-90]. Место нахождения некоторых из них до сих пор неизвестно [Новосельцев, 1990, с. 130; Плетнева, 1986, с. 50,51], и до сей день никто не нашел остатки второй столицы Хазарии – Итиля [Плетнёва, 1981, рис. 39; Новосельцев, 1990, с. 51]. А наибольшее количество археологических памятников Хазарин VIII – IХ вв. находится не в центральной частя рассматриваемого предгосударственного объединения, а возле его северо-западной окраины [Михеев,1985, рис. 1; Плетнева,1981, рис. 38; 39] .

Итак, большое раннегосударственное объединение состояло из нескольких разноэтничных племен, уже давно осевших (ираноязычные аланы) или только начавших оседать (тюркоязычные хазары и протоболгары) кочевников. Находясь в очень удобном и важном регионе (рис. 1), Хазарский каганат весь период своего существования имел большое значение на юге Восточной и Центральной Европы [Новосельцев, 1990, с. 3-4]. Важнейшие его археологические и научные исследования ведутся уже давно [Комар, Сухобоков, 2000, с. 2-3; Новосельцев, 1990, с. 45-66; Плетнева, 1986, с. 3], но некоторые большие или малые проблемы еще не полностью решены. Одна из них – это нахождение археологических пунктов всех упомянутых в различных письменных источниках хазарских городов и выяснить, почему они были построены именно здесь и почему так широко разрастались.

На сегодняшний день самыми крупными археологическими памятниками Хазарии являются находящиеся на её северо-западной окраине [Плетнева, 1981, рис. 39, 16, 30] и совсем близко друг к другу [Березовець, 1975, рис. 102] Верхнесалтовский и Нетайловский.

Первый был обнаружен в 1900 г., благодаря учителю В.А. Бабенко, жившему и работавшему в селе Верхний Салтов. Отсюда и появилось название “салтовская” (с середины ХХ в. – чаще “салтово-маяцкая”) культура VIII-Х вв. северной части Хазарского каганата [Плетнева, 1981, рис. 39]. И сразу же начались археологические раскопки и научные исследования данного памятника. Начало положил В.А. Бабенко, а затем подключились и другие археологи и историки. Небольшие исследования осуществляются и в настоящее время. В целом, нет единой точки зрения о размерах памятника и его значения в салтовской культуре и Хазарии, да я по другим проблемам у археологов единого мнения нет. По-видимому, нужна научная дискуссия или хотя бы небольшой обмен мнениями.

Наиболее крупный вклад в научное исследование рассматриваемого памятника внесли историки-археологи Б.А. Рыбаков и Д.Т. Березовец, которые лишь частично касались изучения истории Хазарии и салтовской культуры.

В 1952 г. в журнале КСИИМК т. 43 вышла большая статья Б. А. Рыбакова о том, какая информация о русских землях имеется в карте 1154 г. арабского географа ал-Идриси. И там, помимо главного, указано, что “…город Салтов…, являвшийся в VIII-Х вв. центром так называемой салтовской культуры…- это упомянутый арабским географом XII в. Идриси город Сарада” [Рыбаков, 1952, с. 22-23]. И в дальнейшем этой точки зрения почему-то никто из ученых не придерживался. Лишь А.П. Новосельцев, немного отметив деятельность Б.А. Рыбакова, указал о том, что данные ал-Идриси нужно сравнивать с другими известными источниками этого времени [Новосельцев, 1990, с. 17-18]. Самым крупным специалистом по истории и археологии Хазарии и салтовской (салтово-маяцкой) культуры является историк-археолог С.А. Плетнева. На протяжении длительного времени специально рассматривая Хазарию, она заметила, что пока нет возможности хотя бы приблизительно указать место нахождения упомянутого несколькими арабскими географами IX-X вв. города Хазарии Савгара [Плетнева,1986, с. 29,30]. Между тем, Б.А. Рыбаков в указанной статье отметил о лингвистическом сближении названий Сарада – Салтов [Рыбаков, 1952, с. 23]. Когда об этом автор вел разговор с несколькими филологами, упоминая все известные названия (Савгар – IX-X вв.; Сарада – XII в.; Салтановский – ХVI-XVII вв.; Салтов – XVII-XX вв.), те не сомневались в том, что это немного изменяемое название одного города или поселения. Филологи сумели доказать, что у разных тюркоязычных племен произношение согласных “л” и “р” сливалось в один звук, например, слово “перлта” (жемчуг) или “илра” (гнев). Следовательно, могло быть и “Савгалрт” или “Салрада”. Поэтому необходимы лингвистические исследования изменения согласных или их слияния. Может быть, гипотеза о едином названии этих городов будет когда-то доказана.

Под руководством Д.Т. Березовца в 1959-61 гг. Кочетокская археологическая экспедиция Института археологии АН УССР, помимо прочего, вела археологические раскопки и разведки Верхнесалтовского памятника, – в основном, катакомбного могильника. И в дальнейшем он занимался его научным исследованием. И к настоящему времени стало известно, что указанный некрополь занимает площадь около 100 га, где есть не менее 40 тыс. катакомб [Сельская книга,1998, с. 10]. Оставившее его население жило в большом городе площадью более 120 га, который состоял из крупного городища с небольшой цитаделью, и пригородами [Березовець, 1975, рис. 422, 424]. По мнению Д.Т. Березовца, это был крупнейший административно-торговый центр Хазарии [Березовець, 1965, с. 52; Березовец, Пархоменко. 1985, с, 217].

Верхнесалтовский археологический памятник ираноязычных алан находится на правом берегу Печенежского водохранилища (реки Северского Донца), а прямо напротив него, только на левом берегу, находится Нетайловский памятник той же культуры [Березовець, 1975, рис. 425, рис. 102]. Он имеет почти такой же размер поселения, но уже не катакомбный, а огромный ямный некрополь тюркоязычных праболгар [Крыганов,1998, с. 361]. Впервые он был обнаружен в 1959 и до 1961 г. его археологические раскопки и разведочные траншеи делались только о помощью бульдозера [Березовець,1961, с. З-4] указанной Кочетокской археологической экспедицией Института археологии АН УССР. И в результате её руководитель (Д.Т. Березовец) определил, что рассматриваемый Нетайловский могильник занимает площадь до 14 га, где есть до 5,5 тыс. могил [Березовец,1961.с.11; 1975, с. 427]. Продолжение археологических раскопок данного некрополя началось только с 1991 г. отрядом Новостроечной археологической экспедиция исторического факультета Харьковского госуниверситета под руководством автора. При этом никакая техника не используется, а применяется самая аккуратная методика. И выяснилось, что здесь на каждую могилу приблизительно идет не 26 [Березовец,1961, с. 11], а немногим менее 10 м2 площади некрополя, в целом имеющего около 15 тыс. могил [Крыганов, 1998, с. 358-359]. К настоящему времени в Нетайловском ямном некрополе археологически раскопано только около 300 погребений, следовательно, этот памятник мало исследован.

Рис. 2. Могильные ямы с торцевыми подбоями с Нетайловского некрополя. 1 – погр. № 144; 2 – погр. № 127.

При сравнения Верхнесалтовского и Нетайловского памятников салтовской культуры VIII-X вв. появилась уверенность, что их разноэтничное население находилось в одном городе и смешивалось. Так, в Верхнесалтовском катакомбном могильнике иногда попадаются ямные могилы, а в ямном Нетайловском взрослые могилы нередко имеют не боковые, а торцевые подбои, один из которых имеет форму катакомбы (рис. 2). По нескольким причинам оба некрополя антропологически мало исследованы, но есть данные, что в верхнесалтовских катакомбах вместе с характерными для алан длинноголовыми (долихокранными), в основном среди женских погребений нередко попадаются типичные для праболгар круглоголовые (брахикранные) или смешанные (мезокранные) черепа; обратная ситуация – в ямном Нетайловском праболгар [Крыганов, 1998, с. 361]. Приблизительно то же касается и погребального инвентаря: в аланском Верхнесалтовском нередко попадаются вещи, характерные для праболгар, а в праболгарском Нетайловском – наоборот.

Почему самый крупный пункт Хазарии находился не в центральной части или возле столицы государства, а на его северо-западной окраине и он упоминается лишь в нескольких письменных источниках?

Известно, что из-за тяжелой и длинной войны с арабами все центры ослабленной Хазарии в середине VIII в. переместились с юга на север: с Предкавказья – в Подонье и на Волгу [Магомедов, 1985, с. 193; Плетнёва, 1981, рис.39]. Но сами хазары отошли совсем немного. Почти все сведения о хазарских городах имеются во многих арабских, а гораздо меньше – в нескольких византийских, кавказских и одном хазарском письменном источнике. И все это осуществилось из-за ознакомления с южной территорией Хазарского каганата. Возле его северо-западной окраины находились только славяне Киевской Руси (рис. 1). Между ними и хазарами связь была постоянной. Но в “Повести временных лет” сведений о Хазарии совсем мало, а среди городов упоминаются лишь те, которые были взяты во время разгрома Хазарского каганата войском под руководствам русского князя Святослава в 965 г.

Хорошо известно, что Хазарии удалось заставить ближайших к своей северо-западной окраине славянских племен – полян, северян, вятичей и радимичей (рис. 1) – в течении некоторого времени и в разные сроки платить ей дань [Плетнёва,1986, с. 47; Седов,1982, с.151, 247, 258]. Как и где это делалось – пока неизвестно, но вполне верным кажется предположение, что это осуществлялось в рассматриваемом и наводящемся в очень удобном месте (рис. 1) хазарском пункте-городе [Приймак, 1991, с. 17].

Как уже говорилось, население Хазарии широко занималось внешней торговлей. Это видно по результатам археологических раскопок Верхнесалтовского и Нетайловского некрополей. Там часто попадаются в женских погребениях арабские монеты в виде украшений ожерелья, что всегда рассматривается как доказательство участия в торговле [Бубенок,1997, с. 131; Кропоткин, 1962, с. 118, 120; Магомедов,1983, с. 45]. В погребениях обоих могильников (чаще в Нетайловском) значительная часть погребального инвентаря; прежде всего поясные наборы (рис. 3,1-6), различные женские украшения (рис. 3,7-11) и остатки разных тканей – была изготовлена не в Хазарии, а завезена из других земель: Азии, Северной Африки, Панноннии, Поволжья и т.п. Крупный город Сарада (Савгар) находился прямо на торговой магистрали между Западной Европой и Поволжьем, Азией [Рыбаков, 1952, рис. 5].

Рис. 3. Вещи из некоторых могил Нетайловского некрополя. 1,2 – из погр. № 164-Б; 3 – из погр. № 134; 4,5 – из погр. № 223; 6 – из погр. № 215; 7 – из погр. № 131; 8,9 – из погр. № 164-А; 10 – из погр. № 231; 11 – из погр. № 234. 1-10 – серебро; 12 – бронза.

Место нахождения крупнейшего города Хазарии объясняется как торговыми связями державы, так и ее административным положением. Исходя из этого необходимо как можно шире вести археологические раскопки и разведки Верхнесалтовского и Нетайловского памятников. Известно, что огромный, разделенный на 4 части Верхнесалтовский катакомбный могильник, расположен к северо-западу от городища [Березовець,1975, рис. 102]. Но это не единственные катакомбные захоронения – катакомбные могилы салтовской культуры попадаются и в других местах [Багалей, 1905, с. 25]. Разведка показала, что какие-то захоронения находятся и южней городища, а его северная околица имела длину не менее 3 км. Мы склонны считать, что обнаруженный в1987 г. В.Г. Бородулиным Рубежный катакомбный могильник салтовской культуры, находящийся в 2 км северней Верхнесалтовского, был оставлен населением рассматриваемого хазарского города, Недалеко от ямного Нетайловского могильника (в 0,8-1,5 км юго- и северо-западнее) в двух местах случайно попадались ямные могилы салтовской культуры; автору известно еще три точки, где наверняка имеются такие погребения. Продолжение научного исследования Верхнесалтовского и Нетайловского памятников постоянно дает новую информацию и нередко создает почву для возникновения новых точек зрения относительно многих проблем археологии салтовской культуры, истории Хазарии и т. д.

Литература

Багалей Д.И., 1905. Объяснительный текст к Археологической карте Харьковской губернии // Тр. XII АС, т.1. – М., – 1-94.

Березовец Д.Т., 1961. Отчет о раскопках грунтового могильника в с. Нетайловка // НА ИА НАНУ, ф, 3984б. – 90 с.

Березовець Д.Т., 1965. Слов’яни і племена салтівської культури // Археологія. Т. XIX.

Березовець Д.Т., 1975. Салтівська культура // Археологія Української РСР. Т.3. – Київ: Наукова думка. – с. 421-435.

Березовец Д.Т., Пархоменко О.В., 1985. Салтовская культура // Археология Украинской ССР. Т. 3. – Киев: Наукова думка.

Бубенок О.В. Ясы и бродники в степях Восточной Европы (VI-начало XIII вв.). Киев: Логос. – 220 с.

Комар А.В., Сухобоков О.В., 2000. Вооружение и военное дело Хазарского каганата // Восточноевропейский археологический журнал, 2(3) 2000. – (<

Кропоткин В.В., 1962. Экономические связи Восточной Европы в I тысячелетии нашей эры. – М.: Наука. – 135 с.

Крыганов А.В., 1998. Нетайловский могильник на фоне праболгарских некрополей Европы // Культуры евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. (вопросы хронологии). – Самара.

Криганов А.В., 1999. Релігія північно-західної околиці Хазарії // Християнські старожитності Лівобережної України. – Полтава: “Археологія”.

Магомедов М.Г., 1983. Образование Хазарского государства. – М.: Наука. – 225 с.

Михеев В.К., 1985. Подонье в составе Хазарского каганата. – Харьков: Вища школа. – 148 с.

Новосельцев А.П., 1990. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. – М.: Наука. – 263 с.

Плетнева С.А., 1981. Салтово-маяцкая культура // Степи Евразии в эпоху средневековья. – М.: Наука. – с. 62-75.

Плетнева С.А., 1986. Хазары. – М.: Наука. – 92 с.

Приймак В.В., 1991. Регіональні особливості Роменської культури // АЛЛУ. Ч. I/. – с. 11-19.

Рыбаков Б.А., 1952. Русские земля но карте Идриси 1154 года // КСИИМК, т.XLIII. – с. 3-44.

Седов В.В., 1982. Всточные славяне в VI-XIII вв. – М.: Наука. – 327 с.

Сельская книга, 1998. Сельская книга памяти воинов, погибших в боях при освобождении села Верхний Салтов, села Украинка Волчанского района Харьковской области. – Харьков: Типография ВИ НГУ. – 51 с.

Восточноевропейский археологический журнал, 2001 г., № 1(8).