Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Змагатимеш до посилення сили, слави, багатства і простору
Української держави

Богдан Хмельницький

?

2009 г. Пещерные города. часть 3. Мангуп-Кале

Андрей Найдек (dinaitour)

5 Апр, 2009 at 9:59 PM

Ранним утром воскресенья мы выехали к Мангуп-Кале и Эски-Кермен – они находятся недалеко друг от друга. Чтобы попасть туда нужно ехать по направлению на Севастополь. Из Бахчисарая в Севастополь ведут две дороги: одна – центральная трасса из Симферополя, которая идёт параллельно с железной дорогой и приводит к Севастополю с севера. Нам же нужно ехать по другой дороге, которая через Танковое и Терновку выходит к Севастополю с южной стороны, со стороны Балаклавы.

В Танковом мы остановились, чтобы сфотографировать ещё покрытую утренним туманом долину речки Бельбек и «гору-крокодил».

Проехав посёлки Красный мак и Залесное (о них я расскажу по дороге на Эски-Кермен), сворачиваем налево в Ходжи-Сала – посёлок, находящийся у подножия Мангупского плато. Проезжаем небольшое озеро – в теплый выходной день тут много отдыхающих. Озеро это искусственное. В середине 1980-х годов здесь начали копать котлован, нашли древнее поселение и средневековую базилику, но появившаяся вода всё это затопила. Говорят, что в засушливое лето, когда уровень воды падает, над поверхностью водохранилища, словно призрак, появляется верхушка древнего храма…

В Ходжи-Сала на автостоянке возле двухэтажного кафе оставляем машину и идём по дорожке в конец поселка.

Пообщавшись с охранником заповедника (в смысле, заплатив за вход), идем по хорошо протоптанной тропинке резко вправо и вверх. Подъем оказался достаточно крутым, мы шли минут 40, несколько раз останавливаясь, чтобы отдохнуть и восстановить дыхание.

Ну, а пока мы карабкаемся на гору, самое время посвятить некоторое время истории Мангупа. Люди здесь жили, как говорится, с незапамятных времён. Но активная жизнь тут началась с VI века, когда Византийская империя построила оборонные укрепления для защиты Херсонеса от степного Крыма. Тогда на Мангупском плато и была создана летописная крепость Дорос. На рубеже VIII-IX столетий крепостью владели пришедшие с востока хазары, но через несколько десятилетий Византия восстановила статус-кво. Мангуп снова зажил полнокровной жизнью.

После «затишья» в XI-XIII веках, бурная жизнь здесь возобновляется в начале XIV столетия. В это время вокруг Мангупа формируется княжество Феодоро. Ученые точно не знают, кто его основал (предполагают, что выходцы из Византии), но известно, что это было христианское государство. По-видимому, его возникновению способствовало то, что жители полуострова христианского вероисповедания вынуждены были уходить из северного и восточного Крыма, завоеванного татарами-мусульманами, в его юго-западную часть.

Впервые о княжестве Феодоро упоминается в контексте битвы на Синих Водах между Великим Литовским княжеством и татарскими войсками за территории Подолья и Причерноморья. Битву в 1362 году выиграли руско-литовские войска. С литовской стороны в ней принимали участие князь Ольгерд, дружины Любарта с Волыни и братьев Кориатовичей с Подолья. С татарской – ханы Солхата (теперь – Старый Крым), Кырк-Ора (теперь – Чуфут-Кале) и мангупский князь Дмитрий.

Княжество Феодоро просуществовало почти 200 лет, было достаточно сильное, контролируя обширные земли юго-западного Крыма. О его значимости в политической жизни тех времён говорит то, что мангупская княжна Мария стала женой молдавского господаря Стефана III, а великий князь Московский Иван III в 1474 году начал переговоры о женитьбе своего сына на дочери князя феодоритов (однако турецкое вторжение разрушило эти планы). Одним из государственных знаков Феодоро был двуглавый орёл – символ последней византийской династии – Палеологов. Позже, благодаря женитьбе Ивана III на племяннице последнего императора Византии Константина XI Зое-Софье, в Московии в качестве герба тоже стал использоваться двуглавый орёл.

Всё было бы хорошо, если бы не укрепление Османской Турции. В 1453 году под её ударами пал Константинополь, а вместе с ним и Византийская империя. В 1475 году турки захватили генуэзскую Каффу (Феодосию), затем и остальной Крым, подступив к Мангупу. Шесть месяцев длилась турецкая осада столицы княжества Феодоро (Константинополь пал уже через два месяца осады), храбро сражались феодориты, но огромные пушки с помощью полуметровых ядер всё же смогли пробить брешь в укреплениях. Турецкие войска ворвались в цитадель на вершине Мангупского плато, семья князя Александра была схвачена и увезена в Константинополь. Мангуп превратился в обычную турецкую крепость, христианское население постепенно сокращается, зато появляются караимы, которые заселяют верховья ущелья Табана-дере (что означает «овраг кожевников», так как в источнике в этом ущелье караимы вымачивали шкуры животных).

Именно по ущелью Табана-дере мы и поднимаемся. Через полчаса нам встречается первая оборонная стена. Видно, что она ранее была разрушена, и её верхняя часть уже восстанавливалась при турках.

Вскоре мы увидим и резво бегущий ручей. Вода здесь, почти на вершине плато, образуется благодаря конденсации и сохранению влаги в известковых породах. Сразу за источником начинается заброшенное караимское кладбище, здесь насчитывается более тысячи надгробий XVI-XVIII веков.

Подъем почти закончился, мы вышли на плато. Свернув влево, в заросли, находим остатки очень большого храма – базилики ещё византийских времен.

А вот и вершина плато – здесь уже мало кустов и деревьев, закрывающих обзор. Мы оборачиваемся и видим на горизонте белеющий Севастополь. А ведь отсюда до него больше 20 километров! Отличное место для того, чтобы вести наблюдение за далекими окрестностями. Недаром, когда немецкие войска в 1942 году вели штурм Севастополя, именно на Мангупе находился наблюдательный пункт командующего Эриха фон Манштейна.

В центре плато уже почти сто лет ведутся раскопки дворца князя Александра.

Подойдя к южному краю плато, мы любуемся захватывающими дух пейзажами Крымских гор.

На самом краю находится двухярусная церковь с несколькими могильниками.

Мы идем по направлению к самому восточному мысу плато – мысу Тешкли-бурун – «дырявый мыс». В середине этого мыса расположено самое значительное сооружение современного Мангупа – цитадель, крепость феодоритов, которая пала последней под натиском турецких войск.

Мы приближаемся к ней как бы изнутри города, основные постройки и княжеский дворец у нас за спиной. В центре постройки выступает здание дворца оборонительной архитектуры, слева – въездные ворота.

Интересно, что фасадная стена здания обрушилась не так давно – в середине прошлого века. Въезжающие в цитадель видели перед собой красиво орнаментированное здание – сохранился резной портал дверного проёма на втором этаже.

Отсюда хорошо виден посёлок Ходжи-Сала с рукотворным озером… и мыс Елли-бурун – «мыс ветров».

А на самом краешке мыса Тешкли-бурун разместился двухъярусный пещерный монастырь оборонного типа. Он находится как раз над главной дорогой и позволяет контролировать подходы к цитадели. На его крыше можно загорать, любуясь окрестностями… с первого яруса – смотреть на мир через проломы в стенах…

а если спуститься ещё ниже – то и постучать в барабан. Да, если стукнуть по центральному столбу, то получится глухой звук, усиленный эхом. Потому этот пещерный комплекс и называется Барабан-коба.

Проходим от цитадели направо вниз по главной дороге и на стене, на высоте почти 5 метров видим ещё один пещерный монастырь.

Наверное, на Мангупе мы посмотрели не всё, но многое…

Спуск по уже известной нам тропинке занял всего каких-то 15 минут. В источнике ниже караимского кладбища мы набрали воды в дорогу, подбадривали встречных туристов, которые только поднимались, обещая, что их старания с лихвой окупятся там, наверху.

Вернувшись к машине, мы пообедали в упомянутом двухэтажном кафе (еда нормальная, сервис средний) и поехали в Эски-Кермен. Но это – уже следующая заметка…