2015 г. Материалы к своду памятников Крыма
А. Г. Герцен
«Пещерный город» Мангуп 4 – 18 вв. (археол., архит., иск.) Укрепленное поселение Мангуп (Мангуп-Кале) находится на вершине останца (или отторженца) внутренней гряды Крымских гор, известной под названием Коба-дич, Коба-Кая, гора Мангуп, расположенной в 20 км на юго-запад от Бахчисарая, близ с. Ходжа-Сала. Массив сложен мергелями верхнемелового возраста, бронированных мшанковыми известняками палеогена. Мощность последних достигает 70 м. Максимальная высота плато над уровнем моря – 584,5 м, над уровнем окрестных долин оно возвышается на 300 – 350 м, площадь – 0,9 км2.
Северная часть массива прорезана тремя глубокими ущельями, боковые обводы которых образуют обрывы четырех мысов. С юга, юго-востока и запада плато, большей частью, окаймлено неприступным обрывом. В верховьях ущелий есть родники. С севера и запада плато отделено от коренного массива внутренней гряды сквозными долинами.
Поселение занимает поверхность плато, имеющую уклон с юга на север, а также часть территорий в ущельях, в пределах обеспеченных защитой крепостных стен. Наиболее обжитой была площадь, прилегающая к истокам ущелий. Следы застройки также прослеживаются на мысе Тешкли-бурун, где была цитадель, и в южной части мыса Елли-бурун. На мысах Чуфут-Чеарганбурун и Чамну-бурун следов жилых или хозяйственных построек не отмечается. На плато и в его склонах известно около 100 искусственных пещерных сооружений преимущественно дозорно-оборонительного и культового назначения.
Первое упоминание о поселении содержат византийские источники, сообщающие о Доросе-Доранте (по мнению многих исследователей, так именовалась крепость до Х в.); Акты Трульского пято-шестого собора в Константинополе (692 г.); «Хронография» Феофана и «Бревиарий» патриарха Никифора (под 705 г.); «Житие Иоанна Готского» (конец VIII – начало IX вв.). В дальнейшем, с середины XIV в., появляется топоним «Феодоро», обозначавший как город на Мангупском плато, так и княжество, столицей которого он являлся.
Наиболее раннее из известных описаний города сделано в стихотворной форме иеромонахом Матвеем (конец XIV в.). В 1578 г. польский дипломат Марти Броневский описал состояние города, угасающего под властью турокосманов (с 1475 г.). Наиболее подробное описание сделано турецким путешественником Эелией Челеби (1666 г.), в дальнейшем, до включения Крыма в состав России, в источниках встречаются отдельные упоминания, отражающие упадок поселения, покинутого окончательно жителями в 1771 – 1772 гг.
Первые археологические раскопки городища проведены А. С. Уваровым в 1853 г. – исследовано несколько гробниц в районе, так называемой, церкви «Богородицы». В 1890 г. Ф. А. Браун вел раскопки большой базилики в цитадели (ортогональный храм), продолжил их в 1912 – 1914 гг. Р. Х. Лепер, приступивший также к раскрытию донжона цитадели, дворцового комплекса в центральной части плато, церквей св. Георгия и «Богородицы», караимской кенассы.
В 1938 г. экспедиция ИГАИМК продолжила исследования базилики (М. А. Тиханова), дворца (А. Л. Якобсон) и оборонительных стен (Е. В. Веймарн).
Возобновились раскопки только с 1967 г. экспедицией ИА АН УССР и КГПИ (руководитель – Е. В. Веймарн). Исследовались: базилика (1967 – 1969 гг.); следы сооружений на юго-восточном краю плато (1967 – 1969 гг.); участок у тыльной стороны юго-восточной куртины цитадели (1970 – 1972 гг.); кошара под восточным склоном мыса Тешкли-бурун (1969 г.); производственные и культовые комплексы над южным обрывом (1969 – 1971 гг.); оборонительные сооружения (1971 – 1974 гг.). В 1968 г. руины княжеского дворца исследовались экспедицией УрГУ (Е. Г. Суров), а в 1974 г. – экспедицией ИА АН УССР и СГУ (Е. В. Веймарн). Расчистка большой базилики проводилась в 1971 – 1972 гг. экспедицией УрГУ (1971 г. – Н. И. Бармина, 1972 г. – А. И. Романчук), с 1973 по 1979 гг. их продолжают экспедиции ПГУ и ЧГУ (Н. И. Бармина), в 1981 г., 1990 – 1995 гг. вновь ведут работы экспедиции УрГУ (Н. И. Бармина). Отрядом той же экспедиции в 1972 – 1974 гг. исследовались руины усадеб к югу от большой базилики (Л. А. Омелькова).
В 1975 г. экспедиция СГУ начинает самостоятельные исследования жилой застройки в верховьях Гамам-Дере и пещерного монастыря в Табана-Дере (Ю. С. Воронин, 1975 – 1977 гг.), оборонительной системы городища (А. Г. Герцен,992 до 1975 – 1981 гг., 1989 – 1995 гг.), могильников на южном склоне плато (А. Г. Герцен, 1988, 1995 гг.), некрополя в Табана-Дере (А. Г. Герцен, 1989 – 1993 гг.). В 1982 – 1986 гг. отрядом Южно-крымской экспедиции ИА АН УССР исследовались могильники в балке Алмалык-Дере и на поляне Кильсе-Тубю, базилика над северо-западным склоном плато на территории дер. Хаджи-Сала, оборонительная линия, пересекающая верховья Каралезской долины (В. А. Сидоренко). Новейшие исследования позволили наметить основные этапы существования поселения.
1 этап (IV тыс. лет до н. э. – III в. н. э.). С неолита-бронзы до конца раннего железного века плато было слабо заселено человеком, до сих пор не выявлено остатков каких-либо сооружений этого периода, а известны лишь каменные орудия (кремниевые наконечники стрел, отщепы со следами использования, диоритовые топоры, фрагменты керамических сосудов).
2 этап (IV – V вв., судя по археологическим находкам). В это время отмечается приток населения, вероятно, связанный с появлением в окрестностях Херсонеса федератов Римской империи – готов и аланов.
3 этап (IV – VIII вв.). На плато создается мощная оборонительная система, особенностью планировки которой было не столько линейное, сколько условное расщепление укреплений. Прежде всего, были использованы факторы естественной неприступности местности.
Крепостными стенами пересекались ущелья в северной части массива и узкие расселины в обрывах западного и южного склонов. Таким образом, была создана главная линия обороны (ГЛО), обеспечивавшая защиту всего контура плато длиной около 7 км, общая длина искусственных оборонительных линий составляла 1,5 км, а укрепленная площадь – 0,9 км2. Кладка стен осуществлялась в технике эмплектон (двухпанцирная с забутовкой, лицевой панцирь – из квадров). ГЛО функционировала на протяжении всей последующей жизни поселения. Одновременно со строительством крепостных сооружений возводятся или реконструируются культовые комплексы, прежде всего, в центральной части плато, на основании мыса Чуфут-Чеарган-бурун.
Здесь формируется комплекс большой базилики (брауновской). Дата ее возведения остается дискуссионной (по А. Л. Якобсону, М. А. Тихановой – VI в., по Н. И. Барминой – VIII в.). Появляются первые искусственные сооружения – дозорные и караульные помещения возле оборонительных стен. Выразительные следы жилой застройки этого времени на плато пока не выявлены, хотя массовый археологический материал указывает, что она должна была существовать, возможно, в виде временных легких построек.
4 этап (конец VIII – X вв.). Период хозарской экспансии. Крепость в это время именовалась, видимо, «Дерье» и была захвачена хозарами, что вызвало выступление христианского населения Крымской Готии, известного как восстание Иоанна Готского. Вероятно, по крайней мере, до конца IX в. она контролировалась хозарами, а затем, после создания византийской фемы с центром в Херсоне, вновь возвращается под власть империи. К этому периоду относится перестройка ряда звеньев ГЛО, вероятно, разрушенных при захвате крепости хозарами (укрепление А.XIV). На мысе Тешкли-бурун и в его окрестностях появляются жилые усадьбы, погибающие в конце Х в., скорее всего, в результате сильного землетрясения. Судя по массовому археологическому материалу, население на плато было заметно меньшим по численности, чем в предшествующий период.
5 этап (XI – XIII вв.). Представлен крайне скудными находками, что отражает запустение поселения после катастрофы. Возрождение его начинается в конце XIII – XIV вв., что отражает процесс усиления консолидации христианского населения в предгорьях Юго-западной Таврики.
В середине XIV в. появляются письменные известия о княжестве Феодоро, столицей которого становится одноименный город на Мангупском плато.
Расцвет его приходится на конец XIV – третью четверть XV в. В верховьях Капу-Дере появляется жилая застройка, восстанавливается большая базилика и строятся многочисленные наземные и пещерные, церковные и монастырские комплексы. В центральной части плато, к юго-востоку от базилики, в 1425 г. возводится комплекс дворцового характера. Существенно реконструируется оборонительная система – кроме ремонта обветшавших звеньев ГЛО, возводится вторая линия обороны, отсекающая от наиболее застроенной части плато два мыса: Чуфут-Чеарган-бурун и Чамну-бурун. На мысе Тешкли-бурун создается цитадель. В 1475 г. город осадой был захвачен турками-османами, применившими тяжелую артиллерию.
6 этап (конец XV – конец XVIII вв.). Город был превращен в центр османского кадылыка, в состав которого вошла большая часть территории бывшего Феодоро. Поселение постепенно приходит в упадок. Прекращает существование большая базилика, дворец, ряд церквей. В XIV – XVIII вв. функционируют только небольшие две-три церкви. Вокруг большой базилики и в верховьях Табана-Дере возникает квартал караимовкочевников, в верховьях Гамам-Дере и Капу-Дере проживают, преимущественно, мусульмане. В цитадели находилась резиденция паши и арсенал. На эспланаде возводится мечеть Баязида Святого (начало 80-х гг. XV в.). Окончательно жители покидают город в начале 90-х гг. XVIII в.
Лит.:
1. Герцен А.Г. Крепостной ансамбль Мангупа. – Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии, 1992, № 1.
2. Герцен А.Г. К проблеме типологии средневековых городищ Юго-западной Таврики // Византия и средневековый Крым. – Симферополь: Таврия, 1995.
Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. Автономна Республіка Крим». – К.: 2015 р., с. 990 – 993.