Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не дозволиш нікому плямити слави, ні честі твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

Укрепление в Лагерной балке

А. Г. Герцен, В. Н. Даниленко

Укрепление в Лагерной балке и на северо-восточном склоне Чуфут-Чеарган-Буруна, VI – XV вв. (архит.) Балка Лагерная, которая является ничем иным, как ответвлением Гамамдере в ее юго-западной части, и примыкающий к ней пологий склон ЧуфутЧеарган-Буруна являются одним из самых опасных мест в обороне Мангупа.

Действительно, если присоединить к указанному участку еще и основное направление балки Гамам-дере (а они разделены лишь небольшим мыском – так называемым, Таврским Пятачком), то окажется, что здесь мы имеем самый широкий (свыше 550 м), более или менее пологий подъем на плато.

Местность – мало благоприятна для организации фланговой и перекрестной стрельбы, имеются также препятствия для организации вылазок на наступающего противника. Строители главной линии обороны, возможно, недооценили слабости этого места, за что пришлось расплачиваться их потомкам: когда в 1475 г. турецкая армия подошла к Мангупу и не достигла успеха при первом штурме, направление осадных действий и главного удара было нацелено на описываемое укрепление. Оно, как и все другие укрепления этого рода, состояло из двух отрезков: более короткого, перегораживавшего Лагерную балку (куртина А), и более длинного, идущего вдоль склона Чамну-Буруна (в средней части ломается, образуя куртины Б и В).

Ключевой для понимания структуры всего укрепления является куртина Б. Основание стены здесь уложено на подтесанную поверхность скалы. Сама стена состоит из двух панцирей и забутовки. Лицевой панцирь сложен из хорошо отесанных и подогнанных друг к другу блоков, уложенных в кладку тычком. Тыльный панцирь сооружен из бутового камня с подтеской на внутренней стороне.

Пространство между панцирями заполнено ломаным камнем на известковом растворе с добавлением цемянки. Толщина куртины – 1,8 м, высота, вероятно, не превышала 6 – 7 м. Позади куртины Б, в скале, вырублено помещение, возможно, служившее караульным. Куртина В практически не имеет забутовки, а состоит всего из двух рядов тесаных камней и имеет толщину всего 1,2 м. При раскопках оказалось, что куртина Б не кончалась на стыке с отрезком А, а продолжалась далее на юг на 16 м. Указанный отрезок был пристроен к ней, следовательно, он более поздний.

Нужно думать, что первоначально эта куртина проходила несколько южнее, чем впоследствии, и соединилась с куртиной Б там, где последняя оканчивается. Позже, по неизвестным причинам, она была полностью разобрана и воздвигнута новая, по иному направлению. В значительной своей части куртина проходила по территории располагавшегося здесь могильника позднеантичного времени, состоявшего из склепов, вырубленных в скале, и грунтовых могил, разрушенных в связи с возведением стены. Сама куртина А – не едина по технике строительства. На первом отрезке, от Таврского мыса до квадратной башни позднесредневекового времени, стена стоит на скале и сложена из камней, специально для нее изготовленных, на втором отрезке основанием стены служит не материк, а слой грунта.

Укрепление в Лагерной балке послужило основным объектом артиллерийской атаки и штурма при взятии Мангупа турками. В толще стены засели ряд ядер и наконечников стрел, а отдельные отрезки стены обрушились. В первой половине XV в. укрепление реконструировалось и достраивалось.

Лит.:

Герцен А.Г. Крепостной ансамбль Мангупа // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. – Т. 1. – Симферополь: 1990.

Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. Автономна Республіка Крим». – К.: 2015 р., с. 998 – 999.