Защитные рубежи в расселинах и трещинах
А. Г. Герцен, В. Н. Даниленко
(архит.) В основу создания главной линии обороны Мангупа положен принцип, который сводился к тому, чтобы перекрыть, сделать недоступными все места, где возможен подъем на плато, включая самые мелкие расселины и трещины.
Они перегораживались стенами, обычно, в самом узком или труднодоступном месте. Кроме того, предпринимались и другие меры: скалы подтесывались, срубались выдвинутые вперед уступы, которые могли бы помочь опытному скалолазу пройти в обход стены, устанавливались площадки, служившие наблюдательными пунктами или предназначенные для складирования камней и их метания при организации флангового обстрела подступов к стене. Таких опасных для обороны расселин особенно много на мысе Чамну-Бурун, как на его западной (AI – АV), так и восточной стороне (AVI – AIX). Причем, нужно отметить, что одно из укреплений (AVIII) прикрывало не узкую расселину, а достаточно широкий (свыше 160 м по прямой) распадок у основания мыса.
Подъем здесь пологий и вполне доступный, а потому стена возведена достаточно солидная. Сохранившийся в не перестроенном виде участок показывает, что лицевой панцирь выложен из тесаных блоков крупного размера, длиной свыше 1 м при высоте около 0,4 м. Две расселины перекрыты стенами на западной стороне Чуфут-Чеарган-Буруна. Такие же укрепления защищали и южный фронт обороны города (AXVII – AXX). Здесь также один из участков (AXVII) имел значительную длину (100 м), сказать о нем что-либо определенное трудно. Так, дошедшая до нас стена относится,1008 несомненно, к позднесредневековому времени, более ранняя линия обороны только предполагается.
Наиболее ярким и хорошо исследованным примером укрепления, закрывающего малую расселину, является самая толстая стена на западном рубеже мыса Чамну-Бурун. Узкая (от 10 до 20 м), глубоко вклинивающаяся в массив скалы щель легко могла быть использована неприятелем для подъема на плато как отдельных разведчиков, так (при наличии достаточного времени) и значительных штурмовых отрядов. При этом не требовалось никакого специального оборудования вроде лестниц, веревок, кошек и т.п. В самом узком месте прохода полностью, до уровня боевой площадки, сохранилась стена, возведенная по тенальному принципу куртин, соединенных под углом 140°.
Скальное основание тщательно подтесано, устроена надежная постель для многотонной тяжести стены. Сама стена сложена из хорошо отесанных блоков среднего размера (0,4 х 0,5 х 1,1 м) в системе однородной, постелистой, тычковой, однослойной кладки насухо, без применения связующего раствора. Пространство за стеной заполнено спрессованным щебнем с включением мелкого бутового камня. На боевой площадке стоял бруствер, от которого сохранилось несколько камней, поставленных на ребро.
Общая высота стены с бруствером, по-видимому, была не менее 5,2 м. На парапете можно проследить наличие второго строительного яруса – яруса ремонта стены. За боевой площадкой сооружена терраса из крупных, плотно уложенных известняковых глыб, служившая для улавливания, а иногда, своего рода, трамплином для камней, которые могли сорваться с расположенных выше скал и разрушить оборонительную стену. Среди камней террасы обнаружен клад из восьми монет, позволяющий датировать все сооружение второй половиной VIII в. н. э.
К югу от скалы, на отдельно стоящем громадном камне, была вырублена небольшая горизонтальная площадка, куда вели ступени и где располагался наблюдательный пост. А к северу от нее – ряд горизонтальных уступов, вероятно, приспособленных для метания с них камней стрельбы из лука, что обеспечивало фланговый обстрел пространства перед стеной.
По такому же принципу сооружено и большинство других малых укреплений, перегораживавших расселины. Сохранность их различна.
Некоторые исчезли совершенно, и судить об их существовании можно лишь на основании упоминаний в литературе конца XIX – начала ХХ вв. (AXIX), от других (например, AV) дошло до нашего времени несколько камней, третьи (как описанный комплекс AI) сохранились почти полностью.
Лит.:
Герцен А.Г. Крепостной ансамбль Мангупа // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. – Т. 1. – Симферополь: 1990.
Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. ». – К.: 2015 р., с. 1007 – 1008.