Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не дозволиш нікому плямити слави, ні честі твоєї нації

Богдан Хмельницький

?

Донжон цитадели

А. Г. Герцен

Расположен между северо-западной и юго-восточной куртинами напольной оборонительной цитадели на мысе Тешкли-Бурун.

Это трехэтажное здание именовалось в литературе по-разному: «дворец», «редюит», «казарма», «донжон». Возводилось оно в 14 в. вместе с напольным защитным комплексом цитадели, органично включаясь в его состав. При расчистке эспланады была разобрана церковь у юго-восточного обрыва, оказавшаяся перед фасом короткой куртины. Архитектурные детали из нее, также из других построек, использовались в кладке донжона.

В период существования княжества Феодоро (14 – третья четверть 15 в.)он служил укрепленной резиденцией мангупских князей. После захвата города турками (1475 г.) здание было реконструировано – приспособлено для использования огнестрельного оружия, оборудованы туалеты. Здесь находился кадий, управлявший Мангупским кадылыком, созданного турками на территории бывшего княжества Феодоро. В его состав в 18 в. входило 74 населенных пункта. Со второй половины 17 в. цитадель пустовала, гарнизон из 50 янычар жил в городе, а в донжоне был склад вооружения и амуниции (описание Эвлии Челеби, 1666 г.).

Первая зарисовка донжона сделана русскими военными топографами на полях съемки плана города (1783 г.). Детальные рисунки выполнены швейцарским путешественником Дюбуа де Монпере (1834 г.) и Вебелем (1853 г.). Раскопки внутренней части донжона проведены в 1912 – 1914 гг. экспедицией Херсонесского музея (Р. Х. Лепер), были обнаружены только материалы турецкого времени. Археологическое обследование внешней стороны напольных фасадов здания проведено в 1975 г. экспедицией Симферопольского государственного университета (А. Г. Герцен). В 1974 – 1978 гг. реставрационные работы на памятнике были проведены КСНРПМ (Ю. С. Воронин, Э. С. Кулик, автор проекта – Е. И. Лопушинская). Частично восстановлены юго-западная и северо-западная фасадные стены. В последней воссоздан дверной проем с балочным перекрытием, декорированным сверху ложной аркой.

Общая высота здания достигала 8,2 м, на полную высоту сохранилась северо-восточная фасадная стена и примыкающие к ней участки северо-западной и юго-восточной стен.

Стены поставлены без фундаментов на поверхность материковой скалы. В них укладывался равномерный бутовый камень, вторично использованные блоки и архитектурные детали, применявшиеся во внешнем панцире и облицовках. Кладка – на известковом растворе с наполнителем в виде морского мелкогалечного песка.

Боевая, фасадная, юго-западная стена сохранилась только на уровень цокольного этажа. По свидетельству академика Палласа (начало 90-х гг. 18 в.), в верхней ее части были пушечные амбразуры, на втором этаже и в юго-восточной стене находится ниша, перекрытая килевидной аркой, с бойницей флангового обстрела.

Северо-восточный фасад, обращенный к мысу Тешкли-Бурун, имел парадный характер. Здесь, на уровне цоколя, к зданию пристроена терраса высотой до 3 м, шириной 3,3 м, в средней части которой проходила потерна, ведущая в цокольный этаж. С террасы в зальное помещение второго этажа вели два дверных проема. На правом сохранился дверной наличник, для которого были вторично использованы христианские надгробия, на гладкой подошвенной части которых был вырезан новый орнамент. Верхней частью, сохранившей старую орнаментику, надгробия были погружены внутрь стены.

По крайней мере, до 40-х гг. 19 в. такой же орнаментированный наличник сохранялся и на левом проеме, запечатленном на рисунке Ф. Дюбуа де Монпере. Орнаментальный мотив – двойной переплетающийся жгут в сочетании с полигональными розетками, типичен для малоазийской архитектуры 14 – 15 вв.

Между порталами находились два оконных проема, на месте которых в настоящее время стена обвалена до уровня пола третьего этажа. Между вторым и третьим этажами из плоскости стены выступают в ряд наружу четыре (первоначально было пять) консольных выступа, вероятно, поддерживавших легкую деревянную галерею. В верхнем ярусе находятся три оконных проема, каждый из которых обрамлен плитовыми профилированными наличниками и орнаментирован четырьмя упрощенными круглыми розетками.

Перекрытие здания, вероятно, было стропильным, кровля на последнем этапе существования (17 – 18 вв.) – желобчатая черепица.

Лит.:

1. Бертье-Делагард А.Л. Каламита и Феодоро. – ИТУАК, 1918, № 55.

2. Герцен А.Г. Крепостной ансамбль Мангупа. – Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии, 1990, № 1.

Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. Автономна Республіка Крим». – К.: 2015 р., с. 1014 – 1015.