Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Не завагаєшся виконати найнебезпечнішого чину,
якщо цього вимагатиме добро справи

Богдан Хмельницький

?

Оборонительная стена в балке Табана-Дере

А. Г. Герцен, В. Н. Даниленко

6 – 18 вв.

С серьезными трудностями защитники города встретились при создании обороны в Табана-дере. Эта балка – самая широкая, подъем здесь наиболее пологий, в верховьях балки действуют три полноводных источника, а любая стена сыграет роль плотины и, если не принять мер, то будет разрушена водой. Кроме того, конфигурация склона Чамну-Буруна такова, что большая часть тропы или дороги, идущей по тальвегу балки, находится не только в мертвой зоне для стрельбы с мыса, но и не видна отсюда даже при отсутствии растительности. Что же касается Чуфут-Чеарган-Буруна, то, во-первых, он1001 слабо выдается вперед и контролирует, таким образом, только верхнюю часть пути по балке, во-вторых, расстояние от мыса до тропы (150 – 400 м) таково, что стрельба из лука малоэффективна (как, кстати, и с Чамну-Буруна). Все эти трудности заставили защитников уделить особое внимание обороне балки Табана-дере.

Одновременно с другими укреплениями главной линии обороны здесь была построена стена (АХ). Место для нее было выбрано таким образом, что фланги упирались в скальные выступы мысов, образующих балку. Стена состояла из двух куртин, сочлененных под тупым углом, где, возможно, была башня. В настоящее время о ней свидетельствует громадный раскат камня, задернованный и поросший кустарниковыми зарослями.

Уже в период турецкого владычества это укрепление, пришедшее в ветхость, было разобрано, а тесаные блоки использованы при возведении новой стены (AXI), построенной, примерно, на 100 м выше. И в одном, и в другом случае стены стоят так, что непосредственно перед ними уклон подъема, по крайней мере, в тальвеге, резко возрастает. Новая линия, как и предшествующая ей, имеет тенальное начертание. Во входящем углу была полукруглая башня, а слева и справа от нее, на расстоянии около 100 м, – по одной прямоугольной башне.

Новая стена почти повсеместно облицована в своей нижней части (местами в высоту до 6 рядов) древними, крупными, хорошо отесанными блоками, что вводило в заблуждение некоторых исследователей, считавших ее более древней, чем на самом деле. Однако, вскоре было замечено, что несколько нижних рядов резко отличаются от вышележащей кладки, состоящей из бутового камня на растворе. Но и в самой части, сложенной из штучных блоков, не соблюдена горизонтальность рядов, несмотря на незначительный уклон подстилающей поверхности, – они не врезаны в скалы, а лежат без постелей и выровнены подложенными бутовыми камнями. Все указывает на вторичное использование более раннего материала. Найдена вмурованная в стену строительная надпись наместника Цулы, датированная 1503 г. Именно этим временем датируется верхнее укрепление в Табана-дере.

Лит.:

1. Бертье-Делагард А.Л. Каламита и Феодоро. – ИТУАК, 1918, № 55.

2. Веймарн Е.В. Разведки оборонительных стен и некрополя. – МИА, 1953, № 34.

3. Герцен А.Г. Крепостной ансамбль Мангупа // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Т. 1. – Симферополь: 1990.

4. Якобсон А.Л. О раннесредневековых крепостных стенах Мангупа. – КСИИМК, 1949, вып. 29.

Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. ». – К.: 2015 р., с. 1000 – 1001.