Крестообразный храм
В. Л. Мыц
IX – X вв. (архит.) Памятник расположен на юго-восточном склоне Мангупского плато, у главной дороги, ведущей в средневековый город. Открыт и исследован автором в 1981 г. Храм имел крестообразную в плане форму при общих размерах 15,50 х 15,55 м. Как показали раскопки, эта церковь была построена в конце IX в., а в Х в. сильно пострадала от пожара. В Х в., до пожара, производились перестройки здания. Первоначально храм представлял собой постройку размером 9,25 х 11,40 м, с тремя входами шириной 0,7 – 0,8 м, устроенными в щековых стенах. Затем, к северной и южной ветвям креста пристраиваются два придела, примыкавшие к входам в виде небольших часовен 2,5 х 6,25 м, а к западному входу – притвор 4,1 х 4,95 м. Вероятно, в связи с этими перестройкамибыло произведено утолщение апсиды на 0,3 м и разобрана западная щековая стена.
Каждый из приделов имел свой вход: северный придел – с запада, южный – с юга; в притвор вело два входа – с севера и юга. Такая перемена свидетельствует о каком-то изменении всей строительно-планировочной ситуации вне храма; не исключено, что при дальнейшем исследовании вокруг него могут быть открыты и другие постройки.
Несколько позже перестроек, о которых говорилось выше, южная и северная ветви храма, вместе с приделами, были отгорожены и в них устроены гробницы (т.е. эти приделы использовались в качестве семейных усыпальниц).
После разрушения в Х в. храм уже не восстанавливался. В XIII – XIV веках на его развалинах и с использованием центральной апсиды строится небольшая часовня размером 3,75 х 5,10 м, которая простояла, видимо, до XVIII в. (об этом говорят позднесредневековые находки на ее полу). Вокруг часовни в течение всего периода ее существования располагался могильник.
Толщина культурного слоя на участке раскопок храма колеблется в пределах от 0,4 до 1,3 м. Здесь прослежены следующие напластования. Под дерновым слоем толщиной 0,1 – 0,2 м залегал светло-коричневый грунт с включениями известковой крошки и мелкого камня (его толщина – 0,05 – 0,50 м). Два верхних слоя в некоторых местах разрушены при прокладке террас. В этих слоях встречались обломки керамид и калиптеров, плинфы, фрагменты стенок амфор причерноморского типа и кувшинов с плоскими ручками. Слой светло-коричневого грунта образовался после того, как часовня была заброшена, а ее стены разобраны на камень (XVIII – XIX вв.). В это же время, видимо, продолжали выбирать камень и из стен крестообразного храма.
Ниже светло-коричневого слоя залегал плотный глинистый грунт (его толщина – 0,03 – 0,05 м), который являлся, видимо, дневной поверхностью XIV – XVIII вв. В часовне, под слоем светло1032 коричневого грунта, залегал слой завала, состоящий из камня, деструктированного известкового раствора, обломков черепицы и темной земли. Завал лежал на глиняном полу. С наружной стороны стен часовни, под слоем темного глинистого грунта, залегал слой известковой крошки – вероятно, это следы строительства часовни. Под известковой крошкой шел слой завала храма Х в. или следы перекопов, которые образовались при выборке камня из стен храма и совершении погребений. Следы пожара Х в. удалось проследить только в двух местах: в северном приделе и у южной стены притвора (с внешней стороны). В обоих случаях обнаружены остатки сгоревших дверей и дверных рам. Интересен тот факт, что при раскопках храма не найдено ни одного гвоздя, Это говорит о том, что перекрытие церкви было не стропильным, а каменным, сводчатым. Остатки строительной деятельности IX – X вв. прослежены в двух местах: с наружной стороны апсиды и с северной стороны придела, где найдены натеки извести, образовавшиеся при кладке стен, и слой известковой крошки.
Стены храма и его приделов сложены из известкового бута с подтесанной лицевой стороной, без фундамента, и стоят на материковой глине. Толщина несущих стен – 0,98 – 1,05 м, щековых стен, стен приделов и притвора – 0,6 – 0,8 м. В кладке углов использованы тщательно отесанные блоки. Некоторые из них – больших размеров, 0,8 х 0,6 х 0,4 м, и явно вторичного использования – на них налипли кусочки цемянкового раствора. Стены сложены на прочном известковом растворе без добавления толченой керамики и сохранились на высоту 0,4 – 0,88 м. Изнутри и снаружи стены покрыты известковой штукатуркой. На внутренней стороне стен северного придела штукатурка сохранилась на полную их высоту и нанесена в два слоя. Расписной штукатурки при раскопках не найдено. Окна храма были застеклены, Об этом говорят обломки оконного стекла округлой формы, найденные с наружной стороны стен южного крыла.
Полы в храме выложены плинфой размером 0,4 х 0,39 х 0,03 м, которая укладывалась на жидкий известковый раствор. Вымостка осталась нетронутой только в северном приделе, а в остальных местах сильно повреждена перекопами. В притворе пол был глиняным. Крыша храма была покрыта черепицей. Керамиды и калиптеры IX – X вв. довольно больших размеров – (34 – 36) х (47 – 50) см, со сливными валиками и без них. Керамиды с крыши часовни XIV – XVIII вв. несколько меньше – (32 – 36) х (40 – 42) см.
У первоначального, западного, входа в храм, существовавшего до сооружения притвора, в слое завала найдено несколько обломков глиняных вставок для надгробий, архитектурных деталей и фрагмент плиты, на которой сохранилась верхняя ветвь рельефно выполненного креста с пятистрочной греческой надписью, упоминающей св. Феодота, во имя которого, вероятно, и был возведен крестообразный храм Мангупа.
Источ. и лит.:
1. Мыц В.Л. Отчет о раскопках крестообразного храма на южном склоне г. Мангуп в 1981 г. // Научный архив ИА НАН Украины. – Э.ф. № 9917-18.
2. Мыц В.Л. Исследования в Горном Крыму // АО-1981. – М.: 1983. – с. 294 – 295.
3. Мыц В.Л. Загородный дом и некрополь Мангупа // Античная и средневековая идеология. – Свердловск: 1984. – с. 57 – 66.
4. Мыц В.Л. Крестообразный храм Мангупа. – Советская археология, 1990, № 1, с. 224 – 242.
5. Соломоник Э.И. Несколько новых греческих надписей средневекового Крыма. – ВВ, 1986, т. 47, с. 216 – 217, рис. 11 и 12.
Джерело: Матеріали до тому «Звід пам’яток історії та культури України. ». – К.: 2015 р., с. 1031 – 1033.