1986 г. Памятники градостроительства и архитектуры
Вигляд з північного заходу [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4, с. 280]
ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, XII-XVII вв. (ул. Глеба Успенского, 33). Сооружена на склоне Болдиных гор как храм у входа в пещерный комплекс. Первоначально – однонефная, одноглавая с пониженными относительно основного объема апсидой и притвором. Фасады по осям нефа завершались закомарами, над угловыми частями памятника были горизонтальные карнизы со скатной крышей над ними. Входов было три: западный – через притвор, южный, смещенный к бабинцу,- против входа в пещеры и южный – в апсиду. Над узким бабинцем помещались деревянные хоры, вход на которые был с верхней площадки склона горы. Во время нашествия хана Батыя монастырь пострадал, но Ильинская церковь уцелела.
В конце XVI в. основной объем церкви был поднят до уровня верха закомар и завершен многообломным развитым карнизом, была также надстроена апсида. Над нею и над бабинцем были сооружены небольшие главы. Церковь приобрела кубический объем и стала трехглавой.
В 1649 г. Ильинская церковь перестроена: разобран древний притвор и сооружена западная пятигранная пристройка, позволившая увеличить внутреннее пространство за счет разборки большой части древней западной фасадной стены, к которой примыкал древний притвор, уничтожены хоры. Западная глава была также разобрана, но сооружена глава над пристройкой. Надстроена центральная глава, ставшая многозаломной. Памятник приобрел черты, характерные для стиля барокко на Украине. В таком виде он дошел до нашего времени. Памятник из плинфы, трехглавый, в плане однонефный с прямоугольным притвором одной ширины с нефом и полукруглой апсидой, бесстолпный. Подкупольный барабан центральной главы несут подпружные арки, включенные в толщу стены. Фасады храма членены лопатками.
Пространственное решение миниатюрного по физическим размерам храма имеет высотное развитие благодаря многоярусному завершению.
В интерьере сохранены произведения декоративно-прикладного искусства 1774 г. – резьба по дереву и живопись того же времени. Памятник реставрирован с максимальным выявлением элементов древней архитектуры в пределах его сложившегося облика. Памятник является единственной сохранившейся однонефной постройкой древнерусского зодчества периода феодальной раздробленности. Его возведение имело большое значение для строительства однонефных храмов XIV-XVI вв. Сооружение интересно как пример комплексного решения архитектурных и инженерных конструкций, благоустройства, живописных работ при фрагментарной реставрации древнего памятника. [Памятники градостроительства и архитектуры УССР. – К.: Будівельник, 1986 г., т. 4, с. 279-280].