2008 г. Атланты держат Киев
Михаил Кальницкий
Дата: 05.03.2008
Еще в древности зодчие додумались для придания особой выразительности своим творениям использовать вместо привычных колонн и кронштейнов скульптурные фигуры. Среди “очеловеченных” опор встречаются как мужские, так и женские изваяния – атланты и кариатиды.
Понятие “атлант” произошло от имени титана Атланта, он же Атлас. По древнегреческой мифологии, он осмелился участвовать в восстании против олимпийских богов. За это его приговорили навечно удерживать на плечах немыслимую тяжесть – небесный свод. В среде наших соотечественников особенно известны грандиозные атланты Петербурга, в портале Нового Эрмитажа. Их популярность во многом обусловлена песней Александра Городницкого:
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках…
Слово “кариатида” также связано с античностью. Еще Витрувий приводил греческое предание о том, что в свое время община города Кария изменила родине. Поэтому всех мужчин города истребили, а женщин Карии – кариатид – обратили в рабство, причем заставили для переноски тяжестей надевать самые роскошные наряды, чтобы усилить позор. С тех пор кариатидами в архитектуре называют женские фигуры, используемые как опоры.
Наиболее знаменитая группа из шести кариатид украсила портик храма Эрехтейон в афинском Акрополе. Впрочем, широкое распространение получили не только одетые, но и обнаженные кариатиды. Наш город эти фигуры особенно активно заселяли в конце XIX – начале ХХ столетия; с тех пор сохранились десятки подобных, отягощенных грузом, статуй.
Потом, при союзе, когда антику в скульптуре заменили трудящиеся обоего пола, соответствующие изваяния обычно ничего не подпирали – ну не могли свободные советские люди что-то там подпирать. Но вот теперь мода на атлантов и кариатид возвращается. На фасадах нескольких вновь построенных или реконструированных зданий – к примеру, на Константиновской, 7, или на Гоголевской, 4 – мы видим свеженькие образы знакомых персонажей.
Ул. Лютеранская, 6. Мы с интересом разглядываем бородатого силача, удерживающего на плечах балкон бывшего доходного дома купеческой семьи Майкапар (архитектор Мартин Клуг, 1905). А он с таким же любопытством рассматривает нас…
Ул. Ярославов Вал, 14. Кавалерист и коннозаводчик Николай Родзянко застроил свою усадьбу высоченными домами в стиле модерн. Но две прекрасные девы подпирают обширный фасад одного из них (архитектор Мартин Клуг, 1911) легким и грациозным движением, словно бы едва касаясь.
Ул. Ярославов Вал, 1. Над аркой портала эффектного дома-замка вблизи Золотых ворот (построенного инженером Николаем Добачевским для помещика Михала Подгорского в 1896-1898 годах) нависают изображения двух загадочных крылатых звероголовых существ. То ли они поддерживают эркер, то ли приготовились наброситься сверху на нежеланного гостя… Хотя на пороге парадного входа в дом сделана успокаивающая латинская надпись “Salve” – “Привет”.
Ул. Саксаганского, 106/11. Для внесения разнообразия в семейство атлантов, двум из них (на фасаде дома с аптекой, выстроенного в конце позапрошлого столетия) придали восточные черты. Их, пожалуй, следует называть не атлантами, а ифритами – грозными и могущественными персонажами арабских мифов.
Ул. Рейтарская, 31/16. Драконов, по идее, положено бояться. Но едва ли кого-то могут напугать два потешных чудища, которые подпирают угловой эркер здания на Рейтарской! Гражданский инженер Николай Яскевич, строивший его в 1900-м на деньги юриста Алексея Фурмана, был, по-видимому, не лишен чувства юмора.
Ул. Пылыпа Орлика, 3. Наиболее тщательно стилизованные под античность кариатиды стали неотъемлемой частью фасада небольшой, но выразительной постройки в духе нео-ампира, возведенной в 1911 году архитектором Иваном Беляевым в качестве резиденции инженера Всеволода Демченко, городского деятеля, депутата IV Государственной Думы. Правда, в этом особняке они практически ничего не подпирают, играя чисто декоративную роль.
Ул. Владимирская, 18/2. Обиходное отношение к наготе издавна было в Киеве достаточно свободным, без лишних комплексов. На фасадах старинных киевских зданий обнаженное женское тело не редкость. Едва ли не самый красноречивый пример – две довольно зазывного вида барышни-кариатиды, непринужденно расположившиеся перед самым Софиевским собором, на углу Владимирской улицы и Рыльского переулка. Занятно и то, что автором проекта (точнее, реконструкции с надстройкой в 1898-1900 годах) этого дома по заказу Николая Иконникова был академик архитектуры Владимир Николаев, буквально за пару лет до начала строительства состоявший киевским епархиальным архитектором при духовной консистории. Воистину, ничто человеческое…
Ул. Владимирская, 45. Взглянув на дебелых, мускулистых женщин, играючи подпирающих балкон дома (строил его в 1891-м архитектор Александр Хойнацкий на средства супругов Владимира и Марии Качалы), не знаешь, кому больше сочувствовать – им или соседним атлантам на том же здании, которые по сравнению с напарницами выглядят прямо-таки заморышами.
Ул. Костельная, 7. Сложная композиция фасада этого дома в стиле модерн еще более усложнена многочисленными скульптурными украшениями – вазами, масками, человеческими фигурами. Заметнее всего здесь группа из трех обнявшихся атлантов, выполненная в 1913 году скульптором Федором Соколовым для дворянина Александра Козеровского.
Изучая этот декор, историки старой формации видят в нем проявление декаданса и усматривают влияние творчества Михаила Врубеля. Тогда как исследователи помоложе склонны рассуждать о сексуальной ориентации домовладельца.
Джерело: “Газета по-киевски”