2011 г. Теряем лицо
Ирина Карманова
Дата: 04.02.2011
В ночь с 29 на 30 декабря снесли старый, но крепкий и любимый киевлянами дом на ул. Сагайдачного, 1. И раньше бывало, что так же, ночью, по-воровски сносились исторические здания и сооружения в Киеве. Но на этот раз возмущение киевлян получило особое звучание. Многочисленные общественные организации, творческие организации и СМИ заговорили о системном уничтожении исторического наследия в столице, стали составлять списки зданий, которым грозит уничтожение, искать, кто хозяин и кто виноват.
Без труда удалось выяснить, что обоснование на снос и согласование строительства на этом месте массивного 9-этажного офиса было выдано Госслужбой по охране национального культурного наследия. Не осталась в стороне Главкиевархитектура и ее градсовет, поддержавшие Госслужбу, и другие организации, участвующие в процессе прохождения проекта. В общем все вместе ответственные чиновники и совершили акт вандализма.
10 января масштабная театрализованная акция протеста прошла рядом с уникальным домом на ул. Ярославов Вал, 1 – «Замком барона», который уже много лет в запустении и выставлен на продажу. Участники акции пришли к офису Госслужбы и поставили поминальные свечи по утрачиваемому наследию.
14 января РИА-новости провело пресс-конференцию украинской творческой интеллигенции с требованием остановить уничтожение культурного и исторического облика Киева. В результате подготовлено письмо-обращение к Президенту Украины, которое 21 января передали в секретариат. Напомню, в августе 2010 г. «Уикенд» писал о возможности сноса старого здания («Под Владимирской горкой планируют строительство монстра», № 33, 19.08.2010). Но тогда общественность недооценила опасность ситуации.
Оправдание бездуховности
Спустя 20 дней после сноса дома, 19 января 2011-го, Госслужба по охране национального культурного наследия, которая является основным виновником уничтожения старого дома, предоставила интернет-изданию «УП» обоснование содеянного («Киевлян успокаивают, что усадьба Казанского не имела никакой ценности»). В пространном тексте «специалисты» пишут об изменениях, происшедших в доме за период его существования, которые не позволяют причислить дом к памятникам, достойным сохранения.
Ни слова не сказано о гармоничном сочетании дома со склонами, о его достоинствах – приятных для визуального восприятия пропорциях и фасадных элементах. Чиновники не понимают, почему уничтожение крохотного уголка старого Киева вызвало такую реакцию? Но ответ прост: акт вандализма затронул духовную, эмоциональную сферу жизни людей. Люди не хотят жить в агрессивной среде, среди нагромождения бетонных монстров. Что в этом странного? Вместо старого дома на ул. Сагайдачного, 1 планируют возвести огромное безликое здание, почти полностью закрывающее склон.
Сегодня уже никто не сомневается, что обоснования для сноса в угоду застройщикам «специалистами» будут написаны для всех «критических» объектов центра Киева, и старые дома продолжат уничтожать, а безобразные новые – строить. Остановить процесс сможет только общественность. Хотя новый закон «О регулировании градостроительной деятельности», принятый недавно ВР, позволяет строить все и везде, не учитывая ее мнения.
И все же хоть и удалось формально Госслужбе найти лазейки в законодательстве, обосновывая безобразие, оно незаконно, противоречит морально-этическим нормам – не обсуждалось с общественностью и опасно для склона, выше которого, на плато, расположены ценнейшие киевские реликвии – Владимирская горка и памятник Св. Владимиру, под которым уже давно проседают грунты. Об этих аспектах далее говорят Валерий Сопилка – архитектор, действительный член ИКОМОС и Вадим Рыбин – гидрогеолог, ведущий научный сотрудник Института геологических наук НАН, кандидат геолого-минералогических наук.
Город может превратиться в духовно опустошенный утилитарный механизм
– Валерий Васильевич, правильно ли сохранять только архитектурные памятники и не дорожить исторической застройкой?
– Если будем сохранять только отдельные памятники, нам не удастся сохранить историческое лицо города. Вместе с памятниками необходимо сохранять ценные элементы традиционной исторической среды и ее природные составляющие. Так написано в Конвенции по охране всемирного культурного и природного наследия, одобренной в 1972 г. Генеральной конференцией ООН в Париже.
Старому дому на Почтовой площади не случайно хотели придать статус памятника архитектуры, он ценный знаковый элемент времен строительного бума на рубеже XIX- XX веков, выдающегося периода, когда была обновлена застройка и фактически создан новый Киев. То, что его сняли с учета и снесли – невосполнимая потеря.
Многие здания – являющиеся сегодня памятниками, надстраивались, в архитектурные элементы вносились изменения, но это не стало препятствием для придания им статуса памятника и поводом для снятия с учета. В доме на Сагайдачного, 1 просто необходимо было выполнить реставрацию, устранить надстройки и прочие наслоения и вернуть ему первоначальную художественную ценность.
Бывает, что отдельные дома сами по себе не имеют особой ценности, но в сочетании с другими зданиями создают выразительный комплекс застройки улицы или площади. И тогда ценностью является объект градостроительного значения, в котором разрушение одного здания приводит к потере целостности ансамбля. Благодаря наличию простых старых зданий ярче выделяются наиболее выразительные памятники как главные акценты исторической среды. К сожалению, сохранение архитектурно-художественных характеристик не прописано как следует в законодательстве, а это один из главных аспектов в охране исторического облика города.
Старое здание нужно было сохранить – не было весомых причин для разрушения, кроме сиюминутной коммерческой выгоды заказчика. Никакая современная постройка не вернет уникального колорита прошлых исторических эпох. Город – это явление многослойной культуры, и если ее уничтожать, он превратится в духовно опустошенный утилитарный механизм и в конце концов утратит и свое коммерческое значение.
– Госслужба согласовала снос старого здания и строительство у подножия Владимирской горки огромного дома, который закроет склон. Насколько это законно?
– Могу только развести руками. Территория днепровских склонов является историческим объектом – это составная часть традиционной среды, которая не должна нарушаться. В начале 2010 г. Госслужба по вопросам охраны национального культурного наследия утвердила специальный охранный документ на памятник ландшафта и истории местного значения «Исторический ландшафт Киевских гор и долины р. Днепр» (охранный номер 2600189). Приказом Минкультуры и туризма № 58/0/16-10 от 03.03.2010 он внесен в Госреестр недвижимых памятников.
Территория памятника охватывает центральную часть исторического ландшафта обоих берегов Днепра и весь Подол, в частности Ботанический сад, Киево-Печерскую лавру, Городской сад, Мариинский и Крещатикский парки, Владимирскую горку. Территория взята под государственную охрану. На ней можно строить только небольшие объекты, необходимые для ее эксплуатации.
Генпланом Киева до 2020 г. четко зафиксировано рекреационное назначение склонов, обращенных к Днепровской набережной. Вступивший в действие, принятый в декабре 2010 г. закон о введении в Киеве сроком на 5 лет моратория на изъятие зеленых насаждений всех видов и их участков под застройку и др. нужды, не связанные с рекреационной функцией, не допускает строительство за счет сокращения площади насаждений.
Подрезка склонов активизирует оползни
– Вадим Федорович, недавно архитектор Лариса Скорик сказала, что массивный дом под Владимирской горкой нужен для того, чтобы «подпереть» склон. Сможет ли дом, пусть и девятиэтажный, удержать 70-метровый склон?
– При подрезке склона, а в случае строительства на ул. Сагайдачного, 1 это не менее 20 метров, значительно активизируются оползневые процессы. Во время работ структура горы будет нарушаться из-за сильной вибрации строительной техники при устройстве свайного основания под здание. Кроме того, подножие склона и часть горы выше освобождаются от деревьев. Корни со временем гниют, это также ослабляет структуру склона. Склон начнет сползать вниз, и грунты будут накапливаться перед подпорной стеной.
При современных технологиях использования буронабивных свай между ними всегда есть щели, в которые проникают поверхностные или грунтовые воды вместе с мелкоземом. Это опасный процесс.
После строительства происходит барражирование (торможение) прохода поверхностных и грунтовых вод сваями и стенами паркинга. Дренажи обычно не спасают положение – они быстро заиливаются. Вода поднимается, ей некуда деваться, она увеличивает скорость потока, огибающего подземные конструкции здания. Под ударом окажутся склоны, расположенные по бокам.
Грунтовый массив склона постепенно, не сразу, начнет сползать вниз. К этому добавятся эксплуатационные потери воды (они всегда есть) водонесущими коммуникациями нового дома, которые идут под напором. Так как все происходит под землей, эти процессы некоторое время не будут заметны.
А когда произойдет насыщение водой склонов перед зданием, возникает т. н. горное давление, которому трудно противостоять конструкциям дома. Сваи могут согнуться, а дом или получит серьезные деформации или просто развалится. Существует много примеров таких разрушений.
Политика уничтожения культурного наследия
Есть разные методы сохранения исторической застройки. Основной – заключение с владельцем спецдоговора, обязывающего в течение нескольких лет реставрировать здание. Если он этого не делает, то приходит другой собственник, который взятые обязательства выполняет. Процесс не сложный и проходит под контролем властей. Киевские же исторические здания, в том числе памятники архитектуры «застолбили» для себя разные заинтересованные лица. Многие дома уже несколько раз перепроданы. Действующее законодательство об охране исторической среды чиновниками игнорируется или «обходится» (как в случае с домом, о котором речь шла выше).
Все это похоже на целенаправленную политику уничтожения исторической части Киева для плотной застройки современными высотками.
Джерело: “2000. Уикенд”