Початкова сторінка

Прадідівська слава

Українські пам’ятки

Про справу не говори з тим, з ким можна, а з ким треба

Богдан Хмельницький

?

2008 г. Монастырь возродили в третий раз

Елена Маковец

Дата: 03.07.2008

Здесь восстановлен фасад, крыша, перекрытия, стены вновь украшают росписи, звучат колокола. И все это – без копейки дотации, хотя за последние годы здесь перебывало немало чиновников самого высокого ранга. Они, конечно, оставляли пожертвования, но основная финансовая нагрузка легла на плечи обычных людей. Именно благодаря им удалось полностью восстановить монастырь, который к началу 1990-х являл собой грустное зрелище.

За всю историю существования – а построен он был в конце ХIХ века – храм закрывали дважды. В 1930-х гг. его помещение отдали детской колонии, а священников сослали. Старожилы еще помнят, как в здании жарили пирожки. Во время немецкой оккупации монастырь снова открылся и работал вплоть до 1949 года, когда на ул. Тимирязевской начали обустраивать ботсад. Помещение храма решено было отдать под музей ботаники.

– По проекту, вместо купола собирались построить башню с лепниной, как на ВДНХ, с памятником Мичурину, даже начали работы, – рассказывает архимандрит монастыря о. Иона. – Вскрыли склеп святого Ионы, основателя храма, а захоронение епископа Калужского Виталия разграбили и сожгли.

Музея из Ионинского монастыря все же не получилось. Его переоборудовали под лабораторию, но просуществовала она недолго: стали обрушиваться перекрытия, потолок, подмокали стены. В 90-х годах прошлого века храм начали восстанавливать. Служить тут стали в 1991 году, прямо на улице, а строительные и реставрационные работы начались еще через два года.

– Храм очень проблемный – за ним многие годы не следили, он был почти разрушен. Все восстановительные работы проводили своими силами, – продолжает отец Иона. – Разобрали кирпичные перекрытия, установленные здесь для работы лаборатории, укрепили крышу. Отлили на Донецком металлургическом заводе колокола – у них очень хорошее звучание. Недавно обновили фасад. А в последнее время восстанавливали росписи.

Над немногими картинами, сохранившимися с прежних времен, работал реставратор Николай Романченко. К сожалению, ни одной фотографии внутреннего убранства храма не осталось. Их искали в архивах, у историков, коллекционеров – тщетно. Даже иконостас, сделанный «Укрпроектреставрацией», пришлось просто выполнять по канонам русско-византийского стиля, который в конце XIX века был популярен в православной церкви.

Клиру и прихожанам осталось только исследовать пещеры при монастыре. Своими силами в этом деле не обойтись, а на оплату услуг профильных организаций средств нет.

Джерело: “Газета по-киевски”